Открываем "Хуан-ди нэй цзин":
"В глубокой древности были люди, познавшие высочайшую истину, которые владели Небом и Землёй, левым и правым, удерживали инь и ян, выдыхали ци и вдыхали цзин, стояли независимо, удерживая шэнь. Мышцы и всё их тело были едины. Они могли жить 12 000 лет и более, как Небо и Земля, ибо таков был Путь познавших истину.
Во времена средней древности были люди, достигшие просветления. Они были чистыми в своих силах и целостными в своём движении по Пути. Хранили единство гармонии с инь и ян. Действовали, сообразуясь с четырьмя стадиями временного цикла. Копили цзин и сохраняли в целостности шэнь. Путешествовали свободно между Небом и Землёй. Видели и слышали за границами восьми пределов. Такие люди доживали до предельного срока предназначенных им 1200 лет, оставаясь сильными. И, в конце концов, они тоже достигали высочайшей истины и совершенства.
После них появились совершенномудрые, которые пребывают в гармонии между Небом и Землёй, следуют законам движения восьми ветров (потоков). Они сообразуются с желаниями и страстями, бытующими в народе. Не таят раздражения и гнева в своём сердце. Такие люди действуют, не желая уйти от мирских забот, носят обычную одежду. Но действуют, не принимая во внимание вульгарные нравы. Во внешней сфере они не утомляют телесную оболочку. Во внутреннем мире они не беспокоят себя размышлениями. То, что они должны сделать, они совершают, сохраняя внутри безмятежный покой. Работа над собой для таких людей заключается в возврате к самому себе. Тело их не разрушается, цзин и шэнь не рассеиваются. Такой человек может прожить 120 лет и более.
Есть мудрые люди. Они руководствуются схемой взаимодействия Неба и Земли, воплощают образы Солнца (Ян) и Луны (Инь), разбираются в положении звёзд и созвездий. Знают прямую и обратную последовательность смены инь и ян. Умеют разделять свойства четырёх стадий временного цикла.
Если следовать заветам глубокой древности, когда люди еще не отошли от истинного Пути, то можно продлить срок жизни и достичь предельного долголетия…"
В сочинении Гэ Хуна «Бао пу цзы» – даосском трактате начала IV века (Стулова Э.С. "Даосская практика достижения бессмертия") – предлагаются следующие способы обретения бессмертия в этом теле: упорядочение дыхания (син ци), гимнастические упражнения «растягивания и сжимания тела» (дао инь) и эликсир бессмертия (цзинь дань). Там не даются подробные описания этих способов из-за опасности практики без наставника. В качестве иллюстрации приводится способ «утробного (зародышевого) дыхания».
Такое название этот способ получил, потому что стремился воспроизвести дыхание плода в утробе матери. Древние даосы учили, что плод не дышит ни носом ни ртом. Они считали этот способ дыхания основой жизни, полагали, что с его помощью можно изгнать старость, "возвратиться к истоку". По представлениям древних даосов внутренний воздух, содержащийся в теле каждого человека, назывался еще "изначальным воздухом" (юань ци). Человек получает этот изначальный воздух при своём рождении. Этот воздух становится его "духом" (шэнь) и его телом (син). "Изначальный воздух" - основа пяти внутренних органов, корень всех двенадцати каналов, источник "трёх обогревателей". Этот изначальный воздух - корень человека. Если корень уничтожить, все каналы и органы поведут себя как ветви и листья на дереве, которые засыхают с гибелью корня.
Этот изначальный воздух надлежало бережно сохранять, тем более что количество его, как считалось, весьма ограничено, всего шесть цуней. Потеря одного цуня "изначального воздуха", считали даосы, уменьшает жизнь человека на тридцать лет. Сохранение же всех шести цуней обеспечивает вечную жизнь.
Цунь - это расстояние между кожными складками согнутого среднего пальца у мужчины на левой руке (у меня - это 2 см), у женщины - на правой.
Дыхание на 6 цуней - это 12 см. 12 см от носоглотки вниз - это место разделения трахеи на два бронха в левое и правое лёгкое.
Поэтому предписывалось овладеть таким дыханием, чтобы "изначальный воздух" не выходил наружу через рот и нос, а постоянно циркулировал по всему телу, не смешиваясь с внешним воздухом. Для этого нужно было научиться дышать так, чтобы свежий воздух доходил только до носоглотки, до ощущения прохлады от входящего свежего воздуха на задней стенке горла.
Практика "зародышевого дыхания" заключается в плавном, спокойном дыхании, почти незаметном для наблюдателя. Воздух, который вдохнули, должен максимально использоваться, пока не захочется вдохнуть. Причем лебяжий пух, положенный на ноздри, не должен шевелиться при последующем выдохе.
На втором этапе, после достижения такого незаметного дыхания, практикующий после вдоха задерживает дыхание в течение 120 ударов сердца, после чего осторожно выдыхает. Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения.
Когда умение задержки дыхания и вдоха-выдоха достигнет того уровня, что лебяжий пух возле ноздрей перестанет дрожать, то этот этап искусства дыхания считается освоенным.
На третьем этапе следовало постепенно увеличивать задержку между вдохом и выдохом, пока она не достигнет тысячи ударов сердца. Тогда практикующий заметит, что не стареет, а становится всё моложе...
Комментарий.
- Дыхание здесь выполняется по принципу очень медленного, осторожного, активного выдоха (сделанного с небольшим напряжением), при котором пух, поднесённый к ноздрям, практически не шевелится. А после этого идёт такой же осторожный, медленный, пассивный вдох через ощущение "таяния" напряжения. После этого наступает пауза в дыхании. "Дыхание должно быть тонким как паутина и тихим как летний вечер".
- Выдох выполняется в восходящей последовательности. Начинается выдох с сжатия мышц промежности, потом подтягивается брюшная стенка. После этого сжимаются нижние рёбра. Потом опускается грудина с верхними ребрами. И в последнюю очередь опускаются плечи. Тазовое дно на всём протяжении выдоха остаётся приподнятым и напряженным, пока весь воздух не будет выдохнут. После этого напряжение "тает", сила "уходит" с указанных областей точно в такой же последовательности, снизу вверх. И воздух наполняет нутро как вода резиновую грелку. Сначала заполняется низ, потом середина, и уже в конце - верхушка.
- Естественная пауза здесь получается на расслаблении, когда мышцы, участвующие в смене воздуха в лёгких, расслабленны.
- Очень важно, что к практике увеличения длительности задержки дыхания рекомендовалось переходить только после достижения 120-ти секундной естественной паузы на расслаблении. Причём и до задержки дыхания и после неё нужно было дышать всё так же - незаметно и беззвучно.
- Указание на 1000 ударов сердца - существенная подсказка древних мастеров. 1000 делим на 60 ударов сердца за минуту (50-60 ударов за минуту - это нормальный пульс здорового человека, у которого контрольная пауза по Бутейко после обычного спокойного выдоха более 60 секунд), получаем, что задержка дыхания в 1000 ударов пульса будет от 15 до 20 минут. Только тогда проявится эффект улучшения не только кожных покровов, но и состояния внутренних органов.
Точно так же дыхание с недостатком воздуха (когда "лебяжий пух возле ноздрей перестаёт дрожать") по 15 минут каждый час плюс корректировка питания (ограничение рыбы, мяса птицы, яиц, молока, творога, мясных и рыбных бульонов) и ограничение дыхания во сне с помощью корсета приводило к поразительному эффекту оздоровления у больных с различной патологией, которые активно занимались исправлением глубины дыхания до нормальных величин по способу, предложенному Бутейко Константином Павловичем.
Нужно было набирать за сутки суммарного времени нахождения в "недодыхе", то есть в ощущении "недостатка воздуха", от трёх ("удовлетворительно" за прилежание) до пяти ("отлично") часов. Простой подсчёт показывает, что нужно 12 раз за сутки "потренироваться" в уменьшении глубины дыхания. Плюс контролировать своё дыхание между тренировками. Именно при таком режиме и получались "чудеса" излечения. Когда больные расставались с лекарствами уже на 3-й день. А симптоматика болезни глубокого дыхания полностью исчезала через 1-2 недели.
Занятия по освоению метода Бутейко заключались не в примитивном тренаже, а в:
а) усвоении углеродной теории дыхания,
б) обучении измерению контрольной паузы,
в) обучении оказания скорой помощи при появлении симптомов болезни глубокого дыхания, то есть, снятии симптомов болезни уменьшением глубины дыхания, а не таблетками, ингаляторами и уколами.
И лишь после освоения этих этапов разрешалось активно уменьшать глубину дыхания каждый час по 15 минут.
Больным выставлялись оценки
за знание теории,
за умение измерять контрольную паузу (глубину дыхания),
за умение вызвать и снять симптомы болезни глубокого дыхания,
за трудолюбие (прилежание).
Поэтому настоящий центр "Дыхание по Бутейко" - это не лечебница, а Академия спирокультуры по обучению нормальному дыханию. А методист ВЛГД - волевой (сознательной) ликвидации глубокого дыхания - это наставник, куратор и учитель, а не врач.
Лишь в чувстве меры истинное благо…
Благодарю...
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: