Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
модератор пишет:

ЖЕНЩИНАМ НА ВОЙНЕ...ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ ЮЛИИ ДРУНИНОЙ И ЖЕНЩИНАМ, ПРОШЕДШИМ ВОЙНУ...-

ЖЕНЩИНАМ НА ВОЙНЕ...ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ ЮЛИИ ДРУНИНОЙ И ЖЕНЩИНАМ, ПРОШЕДШИМ ВОЙНУ...  

 

дина усманова    

Вторник, 08 Мая 2012 г. 

 

    Фото Юлия Друнина. 1944г. 
...Школьным вечером, 
Хмурым летом, 
Бросив книги и карандаш, 
Встала девочка с парты этой 
И шагнула в сырой блиндаж... 

 

БИНТЫ 

Глаза бойца слезами налиты, 
Лежит он, напружиненный и белый, 
А я должна приросшие бинты 
С него сорвать одним движеньем смелым. 
Одним движеньем - так учили нас. 
Одним движеньем - только в этом жалость... 
Но встретившись со взглядом страшных глаз, 
Я на движенье это не решалась. 
На бинт я щедро перекись лила, 
Стараясь отмочить его без боли. 
А фельдшерица становилась зла 
И повторяла: "Горе мне с тобою! 
Так с каждым церемониться - беда. 
Да и ему лишь прибавляешь муки". 
Но раненые метили всегда 
Попасть в мои медлительные руки. 

Не надо рвать приросшие бинты, 
Когда их можно снять почти без боли. 
Я это поняла, поймешь и ты... 
Как жалко, что науке доброты 
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Это первое стихотворение, которое я прочитала у Друниной. 
Школьные годы. Подготовка к вечеру, посвященному 9 Мая. Нужно было найти стихи для выступления. Встретила стихи "Бинты". Случайно.
В таких случаях говорят: "Они сами нашли меня". Конечно же, стала читать подборку стихов дальше. Не могла оторваться. Стихи на военную тематику. Вот когда прошли через сердце слова: -     - У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО.       Самое известное стихотворение Юлии Друниной.  
***
Я столько раз видала рукопашный, 
Раз наяву. И тысячу - во сне. 
Кто говорит, что на войне не страшно, 
Тот ничего не знает о войне. 
1943
     Краткие, но в строчки вкладывается столько смысла. 
Светлая память им, всем, прошедшим войну. Они, действительно-святые люди. Хотя сами они утверждают, что просто защищали Родину. И еще говорят, что это была их жизнь, пусть и на войне, но ЖИЗНЬ - с Любовью, Дружбой. Она, жизнь, не была грустной, трагической, а яркой, искрометной. НАСТОЯЩЕЙ.
 

 

* * * 
Я ушла из детства в грязную теплушку, 
В эшелон пехоты, в санитарный взвод. 
Дальние разрывы слушал и не слушал 
Ко всему привыкший сорок первый год. 

Я пришла из школы в блиндажи сырые, 
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать», 
Потому что имя ближе, чем «Россия», 
Никогда я не могла сыскать. 



* * * 
Я родом не из детства — из войны. 
И потому, наверное, дороже, 
Чем ты, ценю я радость тишины 
И каждый новый день, что мною прожит. 

Я родом не из детства — из войны. 
Раз, пробираясь партизанской тропкой, 
Я поняла навек, что мы должны 
Быть добрыми к любой травинке робкой. 

Я родом не из детства — из войны. 
И, может, потому незащищённей: 
Сердца фронтовиков обожжены, 
А у тебя — шершавые ладони. 

Я родом не из детства — из войны. 
Прости меня — в том нет моей вины...

 Памятник "Сестричка" 
ЗАПАС ПРОЧНОСТИ 

До сих пор не совсем понимаю, 
Как же я, и худа, и мала, 
Сквозь пожары к победному Маю 
В кирзачах стопудовых дошла. 

И откуда взялось столько силы 
Даже в самых слабейших из нас?.. 
Что гадать!-- Был и есть у России 
Вечной прочности вечный запас.

***
На носилках, около сарая, 
На краю отбитого села, 
Санитарка шепчет, умирая: 
- Я еще, ребята, не жила... 

И бойцы вокруг нее толпятся 
И не могут ей в глаза смотреть: 
Восемнадцать - это восемнадцать, 
Но ко всем неумолима смерть... 

Через много лет в глазах любимой, 
Что в его глаза устремлены, 
Отблеск зарев, колыханье дыма 
Вдруг увидит ветеран войны. 

Вздрогнет он и отойдет к окошку, 
Закурить пытаясь на ходу. 
Подожди его, жена, немножко - 
В сорок первом он сейчас году. 

Там, где возле черного сарая, 
На краю отбитого села, 
Девочка лепечет, умирая: 
- Я еще, ребята, не жила...


 
КОМБАТ

Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули -
Всегда стрелял без промаха комбат.

Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.

Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что... смертью храбрых пали их сыны.

И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

***
Целовались. 
Плакали 
И пели. 
Шли в штыки. 
И прямо на бегу 
Девочка в заштопанной шинели 
Разбросала руки на снегу. 

Мама! 
Мама! 
Я дошла до цели... 
Но в степи, на волжском берегу, 
Девочка в заштопанной шинели 
Разбросала руки на снегу.

* * * 
Кто-то плачет, кто-то злобно стонет, 
Кто-то очень-очень мало жил... 
На мои замерзшие ладони голову товарищ положил. 
Так спокойны пыльные ресницы, 
А вокруг нерусские поля... 
Спи, земляк, и пусть тебе приснится 
Город наш и девушка твоя. 
Может быть в землянке после боя 
На колени теплые ее 
Прилегло кудрявой головою 
Счастье беспокойное мое.

 
ТЫ ДОЛЖНА! 

Побледнев, 
Стиснув зубы до хруста, 
От родного окопа 
Одна 
Ты должна оторваться, 
И бруствер 
Проскочить под обстрелом 
Должна. 
Ты должна. 
Хоть вернешься едва ли, 
Хоть "Не смей!" 
Повторяет комбат. 
Даже танки 
(Они же из стали!) 
В трех шагах от окопа 
Горят. 
Ты должна. 
Ведь нельзя притворяться 
Перед собой, 
Что не слышишь в ночи, 
Как почти безнадежно 
"Сестрица!" 
Кто-то там, 
Под обстрелом, кричит...

* * * 
Нет, это не заслуга, а удача 
Стать девушке солдатом на войне. 
Когда б сложилась жизнь моя иначе, 
Как в День Победы стыдно было б мне! 

С восторгом нас, девчонок, не встречали: 
Нас гнал домой охрипший военком. 
Так было в сорок первом. А медали 
И прочие регалии потом... 

Смотрю назад, в продымленные дали: 
Нет, не заслугой в тот зловещий год, 
А высшей честью школьницы считали 
Возможность умереть за свой народ. 



* * * 

Качается рожь несжатая. 
Шагают бойцы по ней. 
Шагаем и мы-девчата, 
Похожие на парней. 

Нет, это горят не хаты - 
То юность моя в огне... 
Идут по войне девчата, 
Похожие на парней. 
1942



 

ЗИНКА 
Памяти однополчанки — 
Героя Советского Союза 
Зины Самсоновой 


Мы легли у разбитой ели. 
Ждем, когда же начнет светлеть. 
Под шинелью вдвоем теплее 
На продрогшей, гнилой земле. 

- Знаешь, Юлька, я - против грусти, 
Но сегодня она не в счет. 
Дома, в яблочном захолустье, 
Мама, мамка моя живет. 
У тебя есть друзья, любимый, 
У меня - лишь она одна. 
Пахнет в хате квашней и дымом, 
За порогом бурлит весна. 

Старой кажется: каждый кустик 
Беспокойную дочку ждет... 
Знаешь, Юлька, я - против грусти, 
Но сегодня она не в счет. 

Отогрелись мы еле-еле. 
Вдруг приказ: "Выступать вперед!" 
Снова рядом, в сырой шинели 
Светлокосый солдат идет. 


С каждым днем становилось горше. 
Шли без митингов и знамен. 
В окруженье попал под Оршей 
Наш потрепанный батальон. 

Зинка нас повела в атаку. 
Мы пробились по черной ржи, 
По воронкам и буеракам 
Через смертные рубежи. 

Мы не ждали посмертной славы.- 
Мы хотели со славой жить. 
...Почему же в бинтах кровавых 
Светлокосый солдат лежит? 

Ее тело своей шинелью 
Укрывала я, зубы сжав... 
Белорусские ветры пели 
О рязанских глухих садах. 


- Знаешь, Зинка, я против грусти, 
Но сегодня она не в счет. 
Где-то, в яблочном захолустье, 
Мама, мамка твоя живет. 

У меня есть друзья, любимый, 
У нее ты была одна. 
Пахнет в хате квашней и дымом, 
За порогом стоит весна. 

И старушка в цветастом платье 
У иконы свечу зажгла. 
...Я не знаю, как написать ей, 
Чтоб тебя она не ждала?! 
1944


 


* * * 

Я не привыкла, 
Чтоб меня жалели, 
Я тем гордилась, что среди огня 
Мужчины в окровавленных шинелях 
На помощь звали девушку - 
Меня... 

Но в этот вечер, 
Мирный, зимний, белый, 
Припоминать былое не хочу, 
И женщиной - 
Растерянной, несмелой - 
Я припадаю к твому плечу.

 
***
И откуда 
Вдруг берутся силы 
В час, когда 
В душе черным-черно?.. 
Если б я 
Была не дочь России, 
Опустила руки бы давно, 
Опустила руки 
В сорок первом. 
Помнишь? 
Заградительные рвы, 
Словно обнажившиеся нервы, 
Зазмеились около Москвы. 
Похоронки, 
Раны, 
Пепелища... 
Память, 
Душу мне 
Войной не рви, 
Только времени 
Не знаю чище 
И острее 
К Родине любви. 
Лишь любовь 
Давала людям силы 
Посреди ревущего огня. 
Если б я 
Не верила в Россию, 
То она 
Не верила б в меня.

Превью 40 1 (500x634, 32Kb)Превью бравая (370x700, 49Kb)Превью девчата (449x700, 211Kb)Превью медсестра (455x700, 98Kb)Превью на фронт (699x438, 69Kb)Превью орденоносец (380x614, 79Kb)Превью радистки (604x451, 69Kb)Превью раненный (492x431, 45Kb)Превью раненый 1 (700x492, 100Kb)Превью санинструктор (700x473, 62Kb)Превью у палатки (604x421, 69Kb)

Два вечера.

Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел -
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
- Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Понимаешь, просто не могу
Я тебя представить в сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
- Вот, лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках!..

* * * 
Ждала тебя. 
И верила. 
И знала: 
Мне нужно верить, чтобы пережить 
Бои, 
походы, 
вечную усталость, 
Ознобные могилы-блиндажи. 
Пережила. 
И встреча под Полтавой. 
Окопный май. 
Солдатский неуют. 
В уставах незаписанное право 
На поцелуй, 
на пять моих минут. 
Минуту счастья делим на двоих, 
Пусть — артналет, 
Пусть смерть от нас — 
на волос. 
Разрыв! 
А рядом — 
нежность глаз твоих 
И ласковый йне
срывающийся голос. 
Минуту счастья делим на двоих...


* * * 
Нет, это не заслуга, а удача 
Стать девушке солдатом на войне. 
Когда б сложилась жизнь моя иначе, 
Как в День Победы стыдно было б мне! 

С восторгом нас, девчонок, не встречали: 
Нас гнал домой охрипший военком. 
Так было в сорок первом. А медали 
И прочие регалии потом... 

Смотрю назад, в продымленные дали: 
Нет, не заслугой в тот зловещий год, 
А высшей честью школьницы считали 
Возможность умереть за свой народ.

Примечание.

1. ДРУНИНА, ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА (1924–1991), русская советская поэтесса, прозаик. Родилась 10 мая 1924 в Москве в учительской семье. В 1941 добровольцем ушла на фронт (сначала в авиаполк на Дальнем Востоке, затем санинструктором на 2-м Белорусском и 3-м Прибалтийском фронтах); демобилизована после ранения.
Стихи писала с детства, публиковала с 1945 (подборка в журнале «Знамя»); первый сборник – В солдатской шинели (1948). Фронтовая юность со всем ее неустройством («ознобные могилы-блиндажи», «окопная тоска» и т.п.) и горячим патриотизмом, пылкостью первой любви и невозвратимыми утратами, самоотверженностью дружбы и силой сострадания – основная тема этих и последующих произведений Друниной (сборники Разговор с сердцем, 1955; Современники, 1960; Тревога, 1965; Страна Юность, 1966; Ты вернешься, 1968; В двух измерениях, 1970; Не бывает любви несчастливой..., 1973; Окопная звезда, 1975; Мир под оливами, 1978, и др.). Своеобразие стихов Друниной – в понимающем и добром взгляде на мир и, что особенно важно, на войну, в которую женщина поэзии Друниной (постоянный, по набору своих качеств, персонаж ее творчества – под какими бы именами она ни выступала) приносит не только свое мужество терпения и неустанной помощи, но и изначальный протест, обусловленный несовместимостью животворящей женской сути с разрушением и убийством (Московская грохочущая осень..., Трубы. Пепел еще горячий..., Кто-то бредит..., Только что пришла с передовой..., Не знаю, где я нежности училась..., и др.).
Лирику Друниной можно назвать поэзией сестры милосердия – так много в ней, даже в строках, посвященных любовным переживаниям (поэма Ноль три, 1980; стихотворения Любовь, Не бывает любви несчастливой..., Ты – рядом, Я ушла от тебя..., Я не привыкла, чтоб меня жалели... и др.), мотивов сердечного утешения и высокой духовности.
Естественность, «непридуманность» стихов поэтессы проявляется и в отчетливой связи произведений Друниной с реальными событиями и лицами. Таково стихотворение Зинка – едва ли не лучшее в творчестве Друниной («Знаешь, Зинка, я против грусти. / Но сегодня она не в счет...») – по тональности торжественно-сдержанное, трагическое и светлое, как реквием, по разговорной стилистике трепетное и горькое, как прощание с близким, обращение к «светлокосому солдату», юной девушке, убитой на войне, которой автор, такая же юная фронтовичка, говорит с отчаянием, представляя ее старенькую маму, одиноко живущую где-то в маленьком захолустье: «И старушка в цветастом платье / У иконы свечку зажгла... / Я не знаю, как написать ей, / Чтоб тебя она не ждала».
Среди немногих прозаических произведений Друниной – повесть Алиска (1973), автобиографический очерк С тех вершин (1979), публицистика.
Умерла Друнина в Москве 21 марта 1991.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Друнина,_Юлия_Владимировна  

Это интересно
+3

модератор 08.05.2018
Пожаловаться Просмотров: 11762  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены