Успение Божией Матери: Настоящая цена всего
28 августа - праздник Успение Богородицы
Что главное в нашей жизни, зачем мы живем на земле? — вопрос, который задает праздник Успения Пресвятой Богородицы современному человеку. В этот день за богослужением в храме читается отрывок из Евангелия про двух сестер Марфу и Марию. Однажды Христос пришел к ним в гости, Мария села у Его ног и стала слушать Его слова, а Марфа хлопотала, чтобы приготовить все, что нужно для угощения. И наконец Марфа подошла к Господу, стала жаловаться на сестру, и просить Иисуса, чтобы Он отправил Марию помогать ей.
И Спаситель сказал Марфе: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, но одно только нужно, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от неё». И хотя речь в этом отрывке идет о другой Марии, сестре Лазаря, слова эти в полной мере применимы к Пресвятой Богородице, пронесшей через всю жизнь верность своему благому выбору — выносить, родить Спасителя, пройти с Ним весь Крестный путь.
Нас окружает огромное количество забот, проблем. Дел так много, что невозможно все переделать, и в этой рутине мы можем запросто забыть о главном. Как в семейной жизни — ссоримся, ругаемся, любим, не любим… А если спросить себя: что мы хотим конкретно в конце нашей земной жизни от своей семьи? Любой, поразмыслив над этим, скорее всего, поймет, что хочет любви, любви не приторной, не искусственной, а самой-самой настоящей.
Так и надо жить, чтобы прийти к этой цели. Инвестор, чтобы получить доход, каждый день, а может каждую минуту думает, куда вложить деньги, покупать ли доллары, продавать ли евро, какие акции «скидывать». И с нашей собственной жизнью мы должны поступать также.
Мы должны делать то, что приближает нас к задуманному, а второстепенное может подождать или может быть не сделано, не выполнено. Но только на фоне смерти, или можно сказать выше — успения, видна настоящая цена всего, что нас окружает и в чем мы живем.
Казалось бы, без смерти все было бы здорово и замечательно. Но, на самом деле, без смерти мы бы «освинились» окончательно. Забывая о ней, мы живем в этой суматохе, копошимся, и жизнь становится ничем. А праздник Успения — это напоминание о главном, о необходимости избрать благую часть.
Успение Пресвятой Богородицы, наверное, самый странный праздник: как можно торжественно, ярко и радостно праздновать смерть? Тем более смерть того, кого мы так любим и почитаем.
Есть очень живое письмо святого Игнатия Богоносца из Антиохии апостолу Иоанну Богослову, написанное при жизни Божией Матери. Он пишет: «…Многие жены у нас желают посетить Пречистую Деву… <…>
Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может…»
Если внимательно вчитаться в этот перечень качеств Пресвятой Богородицы, мы увидим бриллиант, удивительную личность.
В богослужебных песнопениях Православной Церкви Её называют славнее высших ангелов, а Её молитва за нас ставится выше любой человеческой, в том числе и святых.
В самой службе Успения поется: «Слава Твоя Боголепная…», то есть слава, которая приличествует Богу, свойственна только Богу.
И все богослужение, посвященное смерти этой удивительной личности, пропитано радостью, в нем трудно найти слова скорби.
Рубенс Пауль
Песнопение вечернего богослужения:
О, дивное чудо! / Источник Жизни / во гробе полагается, / и лествица к Небеси гроб бывает. / Веселися, Гефсимание, / Богородичен святый доме. / Возопием, вернии, / Гавриила имуще чиноначальника: / Благодатная, радуйся, / с Тобою Господь, / подаяй мирови Тобою велию милость.
Перевод: О дивное чудо! / Источник жизни кладут в гробницу / и лестницею к небесам гроб становится; / веселись, Гефсимания, / Богородицы святой удел! / Воззовем, верные, / Гавриила имея предводителем: / «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, / подающий миру чрез Тебя великую милость!»
Фра Анжелико. Успение Богородицы. 1431-1432
Как же так? Дело в том, что праздник Успения — это праздник встречи Божьей Матери с Нашим Богом, Творцом Вселенной. Но для нас — это еще и встреча нашей собственной души, нашей сути с Вечностью.
Можно сказать, что Успение Божией Матери — это Пасха для земного человека, Пасха среди нас, среди людей.
Этот праздник отвечает на вопрос, а какое отношение Смерть и Воскресение Бога имеют лично ко мне, обычному земному человеку?
Он ясно показывает, что земной человек может воскреснуть со Христом, может быть в вечности с Богом.
И это цель, смысл любой человеческой жизни. Божья Матерь, Её жизнь и Её Успение говорят нам именно об этом.
Традиционно на иконе Успения Богородицы пишется сразу целый ряд лиц и сюжетов.
Центр образа – изображение ложа (одра), на котором лежит усопшая Божия Матерь, перед Ней фронтально пишется фигура Иисуса Христа, Который держит в Своих руках душу Богородицы. Душа Пречистой изображается в виде ребенка в белых пеленах.
По бокам от ложа, справа и слева, расположены плачущие жены и апостолы. На некоторых иконах рядом с ложем Богородицы также пишутся фигуры предстоящих пред Ней ангелов.
Справа от ложа (в ногах у Божией Матери) пишется святой апостол Павел, а слева (у изголовья) – святой Петр. Эти апостолы возглавляют всю группу людей, стоящих у одра Богородицы.
В верхней части образа еще раз изображены фигуры апостолов, которые восседают («путешествуют») на облаках. Также вверху находятся парящие в небесах ангелы. Все это символизирует Царство Небесное.
Вознесение Богородицы изображается в центре верхней части иконы Успения. Здесь Матерь Божия пишется в круге (по традиции – в голубом) Славы Божией ( Слава Божия – здесь: пламенный блеск; тот свет истины, который исходит от Бога, и в котором пребывают все святые.)
, который с двух сторон поддерживают летящие ангелы. Этот сюжет иконографии основан на отрывке из толкования праздника Успения святым Андреем Критским: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию» (Пренебесная Дверь Божия – одно из наименований Божией Матери, как Той, от Которой родился Сын Божий Иисус Христос.
Здесь также заложена мысль, что Богородица является образом Двери в Царство Небесное.).
Объединяющим началом традиционного типа иконографии Успения является изображение Пречистой Богородицы в трех состояниях: телесной смерти, живой души, вознесения после успения в Царство Небесное.
Светилен Успению...
МАРКИН Вадим, священник foma.ru
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: