Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
модератор пишет:

СОКРОВИЩА ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ :ЗОЛОТОЙ ВЕК ВИКИНГОВ

 

 

 СОКРОВИЩА ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ :ЗОЛОТОЙ ВЕК ВИКИНГОВ


 

Понедельник, 20 Июня 2016 г. 


Цитата сообщения Майя_Пешкова


 

Викинги— раннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII—XI веках совершавшие морские походы от Винланда до Биармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были племена в стадии разложения родоплеменного строя, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкало за пределы родных стран перенаселение и голод.По религии викинги, в подавляющем большинстве, были язычниками.

Викинги – суровые воины, жившие на севере Европы. Они прослыли, как грубые варвары, которые не боятся смерти и свирепо сражаются, разграбляя все селения на своем пути. Народы, проживавшие на территории Скандинавии (Дания, Швеция, Норвегия), действительно отлично владели оружием и имели крепкое телосложение. Они были хорошими земледельцами, ремесленниками, торговцами и поклонялись жестоким богам. Все это нашло свое отражение в традиционных украшениях викингов, о которых сегодня пойдет речь.

Религия у викингов была одним из сильнейших двигателей, помогавших при сражениях и завоеваниях новых земель. Конечно, она влияла и на дизайн ювелирных украшений. Такие изделия считались защитными и священными.

 

Главным божеством считался Один. Его называли «отцом» и изображали в виде двух воронов или волка. Это символизировало память и мышление, так как считалось, что Один не мыслил себя без знаний.

Часто в ювелирных украшениях викингов встречаются такие предметы, как рог и мост. Это связанно с богом-стражем по имени Хеймдалль. По сказаниям, он был связующим духом между душой и телом, оберегал мост, ведущий к богам. В его руках был рог, который, по легендам, объявлял о гибели богов Рагнарёке.

Частый символ, который встречается в изделиях скандинавов – молот Тора. Он был богом молний и грома. Его почитали и боялись.

Богиня плодородия Фрейя изображалась с особым ожерельем – брисингамен. Оно, согласно приданиям, обещало удачу в любви и дарило красоту. Символ этой богини – сокол. Она покровительствовала благополучному деторождению и плодородию земель.

У богини Фрейи был брат Фрейер, который изображался в виде золотого вепря. Он также был богом плодородия и приносил успех в делах.Среди распространенных символов – дерево вселенной, руны, изображения животных и кельтские символы (из-за тесного контакта с кельтами). Ювелирное искусство северян: украшения викинговЮвелирное искусство северян: украшения викинговЮвелирное искусство северян: украшения викингов Украшения в Скандинавии носили все – женщины, мужчины, дети, земледельцы и воины. Особенно популярны были защитные амулеты с изображениями драконов, змей, волков, воронов. Ювелирное искусство северян: украшения викингов Воины носили винтовые браслеты, которые получали за победу в бою или проведение удачного рейда. Ювелирное искусство северян: украшения викинговЮвелирное искусство северян: украшения викинговЮвелирное искусство северян: украшения викингов Состоятельные викинги носили серебряные и золотые украшения, большая же часть населения украшала себя изделиями из олова и бронзы. Ювелирное искусство северян: украшения викинговЮвелирное искусство северян: украшения викингов  Первое, что хочется отметить – викинги делали украшения на продажу. Второе – расплачивались кусками собственных ювелирных изделий, если на это не хватало монет. Такое серебро получило название «рубленное». До сих пор археологи продолжают находить порубленные украшения викингов. Ювелирное искусство северян: украшения викингов Ювелирные украшения викинги выливали из форм. Изготавливали формы из воска, вручную, после чего заливали в нее металл. Когда он застывал, воск просто разбивали, а украшение отшлифовывали и полировали до блеска. Ювелирное искусство северян: украшения викингов Некоторые викинги, преимущественно те, что проживали на территориях современной Дании, находили на морских берегах янтарь и инкрустировали его в свои ювелирные изделия.До VIII в. включительно германские племена, населявшие Скандинавию, вели традиционный для оседлых "варварских" обществ образ жизни: занимались землепашеством, скотоводством, рыбной ловлей и охотой. Этот период оседлости, предшествовавший богатой событиями эпохе викингов (800-1100 гг.), делится на две эпохи: архаическую (5-550 гг.) и Вендельскую (550-800 гг.).

Реконструкция датского жилища времён викингов



В 5 г. н.э. флот, посланный римским императором Октавианом Августом, достиг северной оконечности Ютландского полуострова (с которого впоследствии началась миграция англов и ютов на Британские острова).

Схема походов викингов.


Нос Осебергского корабля (Музей драккаров, Осло)
                                                                        
Вследствие особого, мистического отношения к золоту, металлу Солнца, значительную часть нажитых богатств скандинавы закапывали в землю – отсюда множество кладов римских монет, которые находят и в Швеции, и в Норвегии, и в Дании. 

На протяжении многих столетий викинги стремились к обладанию золотом, но по сравнению с серебром, его количество было мизерным, и викинги всегда его перерабатывали в изделия, или вытягивали в тончайшие нити, и расшивали золотыми узорами свои одежды.






Также золотом викинги украшали упряжь лошадей. На которых ездили на охоту. Не упускали возможности сделать какое-нибудь украшение из золота. На все эти факты указывает огромное количество находок, содержащих изделия, с отчетливым следом золотых монет, привезенных из других стран.

Волхов. Курганы. Ниже Старой Ладоги

Большая часть золота приходила в Скандинавию из стран востока, но есть некоторые доказательства, что некая часть появлялась из Европы. На двух островах, где обитали викинги в общей сложности археологами найдено более 500 монет из золота.                                       
                                                                  

древняя фибула викингов

Эти находки и по сегодняшний день продолжают поступать от археологов, и их количество постоянно пополняется. Но количество кладов, которые спрятали викинги в земле, достигает громадного количества, и не все золото удастся, когда-либо найти. Про количество золота, которое викинги зарыли в землю, можно судить только косвенно, исходя из того, что было найдено в земле на сегодняшний день.

                                                                              

Деталь меча викинга с рукоятью из золота и серебра, найденная в Дюбеке
                                                                 
Не стоит упускать из виду, тот факт, что громадное количество золотых изделий викингов, так и не попали в музеи, а попросту были проданы коллекционерам. Только на острове Готланд, историками было найдено 4200 золотых изделий, во время раскопок, проводившихся там еще в послевоенные годы. Скорее всего, сокровища, которые относятся к эпохе, когда викинги ходили в походы, еще не раз взбудоражат миры археологии и нумизматов планеты.



"Магическая экономика" подразумевала, что нажитое золото, отданное земле в виде клада, послужит своему бывшему владельцу надежным метафизическим якорем в бурном житейском море. Ему всегда будет сопутствовать удача и в конечном итоге он проживет счастливую жизнь и без излишков золота, а после кончины сможет рассчитывать на удачное посмертие (как именовался потусторонний мир в архаическую эпоху мы не знаем, но впоследствии рай скандинавских воинов назывался Вальгалла, а преисподняя – Хель или Нифльхель).

Конечно, часть золота скандинавы все-таки оставляли при себе, ведь щегольнуть в роскошных браслетах и ожерельях – особенно на смертном одре – хотелось всякому уважающему себя человеку. Поэтому римские монеты не только наполняли клады, но и служили источником сырья для великолепных золотых изделий.  



Таким образом, искусство архаической эпохи представлено ювелирными украшениями из переплавленных римских монет и еще одним загадочным классом золотых предметов, которые можно назвать бляшками или листочками. Эти листочки являются сугубо скандинавским феноменом – их находят только на территории Норвегии, Швеции и Дании. Как правило, на них изображены различные антропоморфные существа – вероятно, боги и другие мифологические персонажи. Очень часто встречается пара обнимающихся богов или великанов  а также некий бородатый старик (илл.2). По поводу "влюбленной пары" обычно выдвигается предположение, что это бог Фрей и его супруга

  

"Влюбленная пара". Золотой листочек из захоронения Эккеро (Уппланд). V в. Стокгольм,


Золотой листочек из захоронения Больмсё. VI в. Стокгольм, Исторический музей.

Назначение этих листочков неясно. Проще всего предположить, что они служили для украшения шлемов, поясов или других предметов воинского снаряжения и одежды, но в них отсутствуют отверстия для крепежа. Поэтому шведские ученые, заметив, что большинство золотых листочков обнаружено в местах расположения древних святилищ, выдвинули элегантную гипотезу: перед нами специальные "храмовые деньги". Что понимать под "храмовыми деньгами" – отдельный  

Можно говорить о локальной валюте, имеющей хождение только внутри посвященных богам территорий и предназначенной для приобретения различных ритуальных услуг. Можно подразумевать под "храмовыми деньгами" и специальным образом освященные предметы, назначенные для принесения в жертву богам. Поскольку четкую границу между двумя названными вариантами провести сложно, оба они могут оказаться истинными и взаимодополняющими.

                                            Реликварий                  

 О масштабах производства золотых листочков говорит клад из Сорте Мульд ("Черная Земля") на острове Борнхольм. Там, на площади в несколько квадратных метров, их было обнаружено 2300 штук

                                          
   Начиная с V в. в дополнение к золотым листочкам появляются массивные нагрудные украшения (пекторали) и диски с тиснением (брактеаты). Три самых знаменитых пекторали – из Мёне, из Оллеберга и из Феръестадена – найдены на территории Швеции и датируются концом V – началом VI веков.

Самая большая, пектораль из Мёне, весит 823 грамма.Как и другие пекторали, она сделана из согнутых дугой золотых трубок. Золотые дуги соединены попарно, образуя кольцо. Каждая трубка обвита золотыми нитями, в дополнение к которым на определенном расстоянии друг от друга расположены муфты различного размера.Между трубками помещены филигранные фигурки людей и животных.


              Пектораль из Мёне                                    

Подобным образом устроена и пектораль из Оллеберга . Но если пектораль из Мёне состоит из семи трубчатых колец, то оллебергская – из трех, а пектораль из Феръестадена – из пяти. При этом деталировку пекторали из Оллеберга следует признать самой совершенной – достаточно взглянуть на великолепно проработанные фигурки животных и человеческие головы , которые впаяны между трубками. Вес оллебергской пекторали превышает 600 граммов.

                                                                                       

Норвежский ученый Вильгельм Хольмквист подметил, что все три шведские пекторали устроены по одной и той же строгой системе. Приняв пары масок пекторали из Мёне за одну, а не за две фигуры, и подметив, что золотые муфты разбивают украшение на равновеликие участки.                                    Причем конкретная структура нагрудного украшения (количество колец, зон и распределение декоративных фигурок) отвечала официальному рангу жреца либо количественно выражала его заслуги перед своими соотечественниками                                                                                                                              


Пектораль из Оллеберга. Золото. Кон. V – нач. VI вв. Стокгольм, Исторический музей.
                                                                 
 фрагменты пекторали из Оллеберга. Золото. Кон. V – нач. VI вв. Стокгольм, Исторический музей.

                                                                  

В совершенстве ювелирной техники с пекторалями соперничают плоские украшения медальонного типа, известные под собирательным названием "брактеаты" (от латинского "bractea" – металлическая, в особенности золотая фольга или жесть). Брактеаты были, по всей видимости, в основном женским типом украшений

Брошь



На брактеатах изображения обычно штамповались с одной стороны, но известны и двусторонние изделия. По типу нанесенных изображений брактеаты делятся на четыре разновидности: с мужским бюстом, с полноростной человеческой фигурой, с большой головой над четвероногим животным и с одним или несколькими животными, но без человеческих фигур.

                                                                 

Самый знаменитый брактеат был найден в захоронении Герете на о. Готланд. Брактеат имеет диаметр 9 см и принадлежит к третьему типу: в центре изображено конеподобное животное, а над ним – непропорционально большая человеческая голова. Голова животного увенчана рогами, а лапы заканчиваются длинными когтями.

Слева от человеческой головы помещено нечто вроде ромашки (солярный символ?), справа – свастика (универсальный индоевропейский символ плодородия). Как и на многих других брактеатах, в экземпляр из Герете врезан треугольный сектор, к которому прикреплена трубка. Через нее в свое время была пропущена цепочка, при помощи которой брактеат вешался на шею.

                                                                 

"Бог-всадник". Брактеат из Герете (о. Готланд).Золото. Филигрань, зернь, штамповка. VI в. Стокгольм, Исторический музей.

Если архаическая эпоха была для Скандинавии "Золотым Веком", а Вендельская – "Бронзовым", то период 800-1100 гг. можно с полным правом назвать веком серебряным. Основная масса чеканной монеты в эпоху викингов поступала в Скандинавию из арабского мира, где основным монетным металлом было серебро .



Конечно же, некоторое количество золота оставалось в торговом обороте с прежних времен, и немало этого благородного металла добывалось викингами во время их знаменитых разбойничьих набегов, но все-таки клады и захоронения IX-X вв. полнятся по преимуществу именно серебряными монетами и ювелирными изделиями. Так, например, из этого благородного металла изготовлены почти все обнаруженные археологами амулеты в виде молота (англ. Thorshammer, нем. Zermalmer) – главного атрибута скандинавского бога-громовержца Тора

                                                                  

Молот Тора. Серебряный амулет. X в. Стокгольм, Исторический музей.

                                                                      

В то время как другие народы Западной Европы, включая англосаксов, уже приняли христианство, викинги оставались убежденными язычниками. Поэтому германский "звериный стиль" в скандинавском искусстве, почти не испытывая на себе чужеродных влияний, продолжал развиваться в Скандинавии вплоть до конца XI в.

Только с середины десятого века отдельные скандинавские властители склоняются к христианству, вследствие чего в декоративно-прикладное искусство проникают мотивы креста и Распятия. Но магистральное направление развития скандинавских художественных практик до XI в. включительно будет лежать в стороне от христианской эстетики.

                                                                       

Распятие из Бирки. Серебро. Филигрань и зернь. X в. Стокгольм, Исторический музей.

Скандинавия, таким образом, может рассматриваться как уникальный заповедник языческого художественного мышления, где родилась в воображении мастеров, а затем воплотилась в металле и камне "альтернативная фауна" фантастических животных.

Фауна эта столь богата, что применительно к эпохе викингов универсальный термин "звериный стиль" уже не подходит как чересчур общий и не отражающий все многообразие декоративных решений в искусстве викингов. Поэтому исследователями введена специальная типология, в рамках которой викингские стили получили имена Броа (750-840 гг.), Борре (835-970 гг.), Йеллинге (прибл. 880-1000 гг.), Маммен (950-1060 гг.), Рингерике (980-1080 гг.) и Урнес (1035-1150 гг.).

Фибулы(броши)

Все стили называются по местностям и населенным пунктам Скандинавского и Ютландского полуостровов, с которыми связаны находки артефактов с наиболее типичным для данного стиля декором. Также следует добавить, что стиль Броа иногда также называется Броа-Осеберг или просто Осеберг. Это связано с тем, что "почерк" резчика по дереву, украшавшего часть осебергских находок, во многом близок к стилю ювелирных украшений, обнаруженных в Броа.





Словесные описания перечисленных стилей чрезвычайно громоздки, однако визуально их по силам различить даже неспециалистам. Поэтому мы предлагаем читателю подборку иллюстраций с краткими пояснительными надписями.
                                                                      

 

Стиль Броа: пучеглазые звери. Украшение конской сбруи. Позолоченная бронза. Нач. IX в. Стокгольм, Исторический музей.Распахнутые пасти зверей и длинные ленты-"косички"составляют отличительные черты стиля Йеллинге. Фрагмент декоративной пластины для хомута. Позолоченная бронза. X в. Копенгаген, Национальный музей.

                                                                        

Стиль Борре нелегко отличить от Йеллинге, но здесь еще отчетливей выражена тенденция к превращению тел животных в ленточки. Брошь. Серебро. X в. Копенгаген, Национальный музей
                                                       
                                                                              
Широко известен факт, что форштевни викингских кораблей украшались головами драконов, но в литературе далеко на всегда указывается, что это был далеко не единственный вариант декора. Иногда форштевень заканчивался простым витым украшением – как, например, на корабле из Осеберга.
                                                                  
                                                                   

А в ряде случаев к концам форштевней, которые делались совершенно прямыми, крепились так называемые "флюгера" – металлические украшения в виде клиновидного кругового, а точнее сказать эллиптического сектора. На конце флюгера обычно помещалась фигурка собакообразного мифического животного.

                                                                     
Не все исследователи верят, что эти украшения действительно выполняли функции флюгеров, хотя, например, на приведенной в нашей книге иллюстрации видны две петли. Это значит, что изделие можно было насадить на ось, на которой, теоретически, оно могло бы вращаться под напором ветра. Любопытно, что все семь найденных к настоящему времени флюгеров декорированы в стиле Рингерике.

                                                             

Как мы видели, на всем протяжении раннего средневековья скандинавское искусство существовало в единственной форме – декоративно-прикладной – и ревниво оберегало свою самобытность. Неоднократно предпринимались попытки обнаружить в скандинавских узорах кельтские, южноевропейские, византийские, арабские и другие восточные мотивы, в том числе – китайские мотивы не увенчались успехом
                                                  

Но даже если предположить, что драконы первоначально копируются викингами с дальневосточных изделий, а грифоны – с византийских тканей, мы все равно будем вынуждены признать: эти образы подвергались в Скандинавии столь кардинальной переработке, что само понятие арабского или китайского "культурного влияния" теряет научную содержательность.

 

 

Источники:

Фото из экспозиции Стокгольмского исторического музея

https://vk.com/photo-36603380_311168583

http://www.ilovegold.biz/2014/05/blog-post.html

Анохин Г. И. К этнической истории гренландских норманнов // Романия и Барбария. К этнической истории народов зарубежной Европы: Сб. / Под ред. С. А. Арутюнова и др. — М. Наука 1989. — С. 131-163.
Арбман Хольгер. Викинги / Под ред. А. А. Хлевова. — СПб.: Евразия, 2003. — 320 с. — Серия «Barbaricum» 
Байок Джесси. Исландия эпохи викингов. — М.: Астрель, 2012. — 912 с. — Серия «Corpus».
Буайе Режи. Викинги: История и цивилизация. Пер. с фр. — СПб.: Евразия, 2012. — 416 
Будур Н. В. Викинги. Пираты севера. — М.: Олма-Пресс, 2005. — 336 с. — Серия «Мировая история. Цивилизации и Этносы».
Будур Н. В. Повседневная жизнь викингов. IX — XI вв. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 463 с. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества».
Викинги. Набеги с севера: Сб. / Пер. с англ. Л. Флорентьева. — М.: Терра, 1996. — 168 с.: ил. — Серия «Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации"».
Викинги и славяне. Ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях: Сб. / Под ред. Андерса Хедмана, А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998
Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Разоблачение норманнского мифа. — М.: Эксмо; Алгоритм, 2012. — 288 с. — Серия «Подлинная история Руси». 
Губанов И. Б. Культура и общество скандинавов эпохи викингов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 142 

Это интересно
+1

модератор 22.12.2016
Пожаловаться Просмотров: 3163  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены