СОКРОВИЩА ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ :ЗОЛОТОЙ ВЕК ВИКИНГОВ |
Понедельник, 20 Июня 2016 г.
Цитата сообщения Майя_Пешкова
Викинги— раннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII—XI веках совершавшие морские походы от Винланда до Биармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были племена в стадии разложения родоплеменного строя, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкало за пределы родных стран перенаселение и голод.По религии викинги, в подавляющем большинстве, были язычниками.
Викинги – суровые воины, жившие на севере Европы. Они прослыли, как грубые варвары, которые не боятся смерти и свирепо сражаются, разграбляя все селения на своем пути. Народы, проживавшие на территории Скандинавии (Дания, Швеция, Норвегия), действительно отлично владели оружием и имели крепкое телосложение. Они были хорошими земледельцами, ремесленниками, торговцами и поклонялись жестоким богам. Все это нашло свое отражение в традиционных украшениях викингов, о которых сегодня пойдет речь.
Религия у викингов была одним из сильнейших двигателей, помогавших при сражениях и завоеваниях новых земель. Конечно, она влияла и на дизайн ювелирных украшений. Такие изделия считались защитными и священными.
Главным божеством считался Один. Его называли «отцом» и изображали в виде двух воронов или волка. Это символизировало память и мышление, так как считалось, что Один не мыслил себя без знаний.
Часто в ювелирных украшениях викингов встречаются такие предметы, как рог и мост. Это связанно с богом-стражем по имени Хеймдалль. По сказаниям, он был связующим духом между душой и телом, оберегал мост, ведущий к богам. В его руках был рог, который, по легендам, объявлял о гибели богов Рагнарёке.
Частый символ, который встречается в изделиях скандинавов – молот Тора. Он был богом молний и грома. Его почитали и боялись.
Богиня плодородия Фрейя изображалась с особым ожерельем – брисингамен. Оно, согласно приданиям, обещало удачу в любви и дарило красоту. Символ этой богини – сокол. Она покровительствовала благополучному деторождению и плодородию земель.
У богини Фрейи был брат Фрейер, который изображался в виде золотого вепря. Он также был богом плодородия и приносил успех в делах.Среди распространенных символов – дерево вселенной, руны, изображения животных и кельтские символы (из-за тесного контакта с кельтами). Украшения в Скандинавии носили все – женщины, мужчины, дети, земледельцы и воины. Особенно популярны были защитные амулеты с изображениями драконов, змей, волков, воронов. Воины носили винтовые браслеты, которые получали за победу в бою или проведение удачного рейда. Состоятельные викинги носили серебряные и золотые украшения, большая же часть населения украшала себя изделиями из олова и бронзы. Первое, что хочется отметить – викинги делали украшения на продажу. Второе – расплачивались кусками собственных ювелирных изделий, если на это не хватало монет. Такое серебро получило название «рубленное». До сих пор археологи продолжают находить порубленные украшения викингов. Ювелирные украшения викинги выливали из форм. Изготавливали формы из воска, вручную, после чего заливали в нее металл. Когда он застывал, воск просто разбивали, а украшение отшлифовывали и полировали до блеска. Некоторые викинги, преимущественно те, что проживали на территориях современной Дании, находили на морских берегах янтарь и инкрустировали его в свои ювелирные изделия.До VIII в. включительно германские племена, населявшие Скандинавию, вели традиционный для оседлых "варварских" обществ образ жизни: занимались землепашеством, скотоводством, рыбной ловлей и охотой. Этот период оседлости, предшествовавший богатой событиями эпохе викингов (800-1100 гг.), делится на две эпохи: архаическую (5-550 гг.) и Вендельскую (550-800 гг.).
Реконструкция датского жилища времён викингов
В 5 г. н.э. флот, посланный римским императором Октавианом Августом, достиг северной оконечности Ютландского полуострова (с которого впоследствии началась миграция англов и ютов на Британские острова).
Схема походов викингов.
Нос Осебергского корабля (Музей драккаров, Осло)
Вследствие особого, мистического отношения к золоту, металлу Солнца, значительную часть нажитых богатств скандинавы закапывали в землю – отсюда множество кладов римских монет, которые находят и в Швеции, и в Норвегии, и в Дании.
На протяжении многих столетий викинги стремились к обладанию золотом, но по сравнению с серебром, его количество было мизерным, и викинги всегда его перерабатывали в изделия, или вытягивали в тончайшие нити, и расшивали золотыми узорами свои одежды.
Также золотом викинги украшали упряжь лошадей. На которых ездили на охоту. Не упускали возможности сделать какое-нибудь украшение из золота. На все эти факты указывает огромное количество находок, содержащих изделия, с отчетливым следом золотых монет, привезенных из других стран.
Волхов. Курганы. Ниже Старой Ладоги
Большая часть золота приходила в Скандинавию из стран востока, но есть некоторые доказательства, что некая часть появлялась из Европы. На двух островах, где обитали викинги в общей сложности археологами найдено более 500 монет из золота.
древняя фибула викингов
Эти находки и по сегодняшний день продолжают поступать от археологов, и их количество постоянно пополняется. Но количество кладов, которые спрятали викинги в земле, достигает громадного количества, и не все золото удастся, когда-либо найти. Про количество золота, которое викинги зарыли в землю, можно судить только косвенно, исходя из того, что было найдено в земле на сегодняшний день.
Деталь меча викинга с рукоятью из золота и серебра, найденная в Дюбеке
Не стоит упускать из виду, тот факт, что громадное количество золотых изделий викингов, так и не попали в музеи, а попросту были проданы коллекционерам. Только на острове Готланд, историками было найдено 4200 золотых изделий, во время раскопок, проводившихся там еще в послевоенные годы. Скорее всего, сокровища, которые относятся к эпохе, когда викинги ходили в походы, еще не раз взбудоражат миры археологии и нумизматов планеты.
"Магическая экономика" подразумевала, что нажитое золото, отданное земле в виде клада, послужит своему бывшему владельцу надежным метафизическим якорем в бурном житейском море. Ему всегда будет сопутствовать удача и в конечном итоге он проживет счастливую жизнь и без излишков золота, а после кончины сможет рассчитывать на удачное посмертие (как именовался потусторонний мир в архаическую эпоху мы не знаем, но впоследствии рай скандинавских воинов назывался Вальгалла, а преисподняя – Хель или Нифльхель).
Конечно, часть золота скандинавы все-таки оставляли при себе, ведь щегольнуть в роскошных браслетах и ожерельях – особенно на смертном одре – хотелось всякому уважающему себя человеку. Поэтому римские монеты не только наполняли клады, но и служили источником сырья для великолепных золотых изделий.
Таким образом, искусство архаической эпохи представлено ювелирными украшениями из переплавленных римских монет и еще одним загадочным классом золотых предметов, которые можно назвать бляшками или листочками. Эти листочки являются сугубо скандинавским феноменом – их находят только на территории Норвегии, Швеции и Дании. Как правило, на них изображены различные антропоморфные существа – вероятно, боги и другие мифологические персонажи. Очень часто встречается пара обнимающихся богов или великанов а также некий бородатый старик (илл.2). По поводу "влюбленной пары" обычно выдвигается предположение, что это бог Фрей и его супруга
"Влюбленная пара". Золотой листочек из захоронения Эккеро (Уппланд). V в. Стокгольм,
Золотой листочек из захоронения Больмсё. VI в. Стокгольм, Исторический музей.
Назначение этих листочков неясно. Проще всего предположить, что они служили для украшения шлемов, поясов или других предметов воинского снаряжения и одежды, но в них отсутствуют отверстия для крепежа. Поэтому шведские ученые, заметив, что большинство золотых листочков обнаружено в местах расположения древних святилищ, выдвинули элегантную гипотезу: перед нами специальные "храмовые деньги". Что понимать под "храмовыми деньгами" – отдельный
Можно говорить о локальной валюте, имеющей хождение только внутри посвященных богам территорий и предназначенной для приобретения различных ритуальных услуг. Можно подразумевать под "храмовыми деньгами" и специальным образом освященные предметы, назначенные для принесения в жертву богам. Поскольку четкую границу между двумя названными вариантами провести сложно, оба они могут оказаться истинными и взаимодополняющими.
Реликварий
О масштабах производства золотых листочков говорит клад из Сорте Мульд ("Черная Земля") на острове Борнхольм. Там, на площади в несколько квадратных метров, их было обнаружено 2300 штук
Начиная с V в. в дополнение к золотым листочкам появляются массивные нагрудные украшения (пекторали) и диски с тиснением (брактеаты). Три самых знаменитых пекторали – из Мёне, из Оллеберга и из Феръестадена – найдены на территории Швеции и датируются концом V – началом VI веков.
Самая большая, пектораль из Мёне, весит 823 грамма.Как и другие пекторали, она сделана из согнутых дугой золотых трубок. Золотые дуги соединены попарно, образуя кольцо. Каждая трубка обвита золотыми нитями, в дополнение к которым на определенном расстоянии друг от друга расположены муфты различного размера.Между трубками помещены филигранные фигурки людей и животных.
Пектораль из Мёне
Подобным образом устроена и пектораль из Оллеберга . Но если пектораль из Мёне состоит из семи трубчатых колец, то оллебергская – из трех, а пектораль из Феръестадена – из пяти. При этом деталировку пекторали из Оллеберга следует признать самой совершенной – достаточно взглянуть на великолепно проработанные фигурки животных и человеческие головы , которые впаяны между трубками. Вес оллебергской пекторали превышает 600 граммов.
Норвежский ученый Вильгельм Хольмквист подметил, что все три шведские пекторали устроены по одной и той же строгой системе. Приняв пары масок пекторали из Мёне за одну, а не за две фигуры, и подметив, что золотые муфты разбивают украшение на равновеликие участки. Причем конкретная структура нагрудного украшения (количество колец, зон и распределение декоративных фигурок) отвечала официальному рангу жреца либо количественно выражала его заслуги перед своими соотечественниками
Пектораль из Оллеберга. Золото. Кон. V – нач. VI вв. Стокгольм, Исторический музей.
фрагменты пекторали из Оллеберга. Золото. Кон. V – нач. VI вв. Стокгольм, Исторический музей.
В совершенстве ювелирной техники с пекторалями соперничают плоские украшения медальонного типа, известные под собирательным названием "брактеаты" (от латинского "bractea" – металлическая, в особенности золотая фольга или жесть). Брактеаты были, по всей видимости, в основном женским типом украшений
Брошь
На брактеатах изображения обычно штамповались с одной стороны, но известны и двусторонние изделия. По типу нанесенных изображений брактеаты делятся на четыре разновидности: с мужским бюстом, с полноростной человеческой фигурой, с большой головой над четвероногим животным и с одним или несколькими животными, но без человеческих фигур.
Самый знаменитый брактеат был найден в захоронении Герете на о. Готланд. Брактеат имеет диаметр 9 см и принадлежит к третьему типу: в центре изображено конеподобное животное, а над ним – непропорционально большая человеческая голова. Голова животного увенчана рогами, а лапы заканчиваются длинными когтями.
Слева от человеческой головы помещено нечто вроде ромашки (солярный символ?), справа – свастика (универсальный индоевропейский символ плодородия). Как и на многих других брактеатах, в экземпляр из Герете врезан треугольный сектор, к которому прикреплена трубка. Через нее в свое время была пропущена цепочка, при помощи которой брактеат вешался на шею.
"Бог-всадник". Брактеат из Герете (о. Готланд).Золото. Филигрань, зернь, штамповка. VI в. Стокгольм, Исторический музей.
Если архаическая эпоха была для Скандинавии "Золотым Веком", а Вендельская – "Бронзовым", то период 800-1100 гг. можно с полным правом назвать веком серебряным. Основная масса чеканной монеты в эпоху викингов поступала в Скандинавию из арабского мира, где основным монетным металлом было серебро .
Конечно же, некоторое количество золота оставалось в торговом обороте с прежних времен, и немало этого благородного металла добывалось викингами во время их знаменитых разбойничьих набегов, но все-таки клады и захоронения IX-X вв. полнятся по преимуществу именно серебряными монетами и ювелирными изделиями. Так, например, из этого благородного металла изготовлены почти все обнаруженные археологами амулеты в виде молота (англ. Thorshammer, нем. Zermalmer) – главного атрибута скандинавского бога-громовержца Тора
Молот Тора. Серебряный амулет. X в. Стокгольм, Исторический музей.
В то время как другие народы Западной Европы, включая англосаксов, уже приняли христианство, викинги оставались убежденными язычниками. Поэтому германский "звериный стиль" в скандинавском искусстве, почти не испытывая на себе чужеродных влияний, продолжал развиваться в Скандинавии вплоть до конца XI в.
Только с середины десятого века отдельные скандинавские властители склоняются к христианству, вследствие чего в декоративно-прикладное искусство проникают мотивы креста и Распятия. Но магистральное направление развития скандинавских художественных практик до XI в. включительно будет лежать в стороне от христианской эстетики.
Распятие из Бирки. Серебро. Филигрань и зернь. X в. Стокгольм, Исторический музей.
Скандинавия, таким образом, может рассматриваться как уникальный заповедник языческого художественного мышления, где родилась в воображении мастеров, а затем воплотилась в металле и камне "альтернативная фауна" фантастических животных.
Фауна эта столь богата, что применительно к эпохе викингов универсальный термин "звериный стиль" уже не подходит как чересчур общий и не отражающий все многообразие декоративных решений в искусстве викингов. Поэтому исследователями введена специальная типология, в рамках которой викингские стили получили имена Броа (750-840 гг.), Борре (835-970 гг.), Йеллинге (прибл. 880-1000 гг.), Маммен (950-1060 гг.), Рингерике (980-1080 гг.) и Урнес (1035-1150 гг.).
Фибулы(броши)
Все стили называются по местностям и населенным пунктам Скандинавского и Ютландского полуостровов, с которыми связаны находки артефактов с наиболее типичным для данного стиля декором. Также следует добавить, что стиль Броа иногда также называется Броа-Осеберг или просто Осеберг. Это связано с тем, что "почерк" резчика по дереву, украшавшего часть осебергских находок, во многом близок к стилю ювелирных украшений, обнаруженных в Броа.
Словесные описания перечисленных стилей чрезвычайно громоздки, однако визуально их по силам различить даже неспециалистам. Поэтому мы предлагаем читателю подборку иллюстраций с краткими пояснительными надписями.
Стиль Броа: пучеглазые звери. Украшение конской сбруи. Позолоченная бронза. Нач. IX в. Стокгольм, Исторический музей.Распахнутые пасти зверей и длинные ленты-"косички"составляют отличительные черты стиля Йеллинге. Фрагмент декоративной пластины для хомута. Позолоченная бронза. X в. Копенгаген, Национальный музей.
Стиль Борре нелегко отличить от Йеллинге, но здесь еще отчетливей выражена тенденция к превращению тел животных в ленточки. Брошь. Серебро. X в. Копенгаген, Национальный музей
Широко известен факт, что форштевни викингских кораблей украшались головами драконов, но в литературе далеко на всегда указывается, что это был далеко не единственный вариант декора. Иногда форштевень заканчивался простым витым украшением – как, например, на корабле из Осеберга.
А в ряде случаев к концам форштевней, которые делались совершенно прямыми, крепились так называемые "флюгера" – металлические украшения в виде клиновидного кругового, а точнее сказать эллиптического сектора. На конце флюгера обычно помещалась фигурка собакообразного мифического животного.
Не все исследователи верят, что эти украшения действительно выполняли функции флюгеров, хотя, например, на приведенной в нашей книге иллюстрации видны две петли. Это значит, что изделие можно было насадить на ось, на которой, теоретически, оно могло бы вращаться под напором ветра. Любопытно, что все семь найденных к настоящему времени флюгеров декорированы в стиле Рингерике.
Как мы видели, на всем протяжении раннего средневековья скандинавское искусство существовало в единственной форме – декоративно-прикладной – и ревниво оберегало свою самобытность. Неоднократно предпринимались попытки обнаружить в скандинавских узорах кельтские, южноевропейские, византийские, арабские и другие восточные мотивы, в том числе – китайские мотивы не увенчались успехом
Но даже если предположить, что драконы первоначально копируются викингами с дальневосточных изделий, а грифоны – с византийских тканей, мы все равно будем вынуждены признать: эти образы подвергались в Скандинавии столь кардинальной переработке, что само понятие арабского или китайского "культурного влияния" теряет научную содержательность.
Источники:
Фото из экспозиции Стокгольмского исторического музея
https://vk.com/photo-36603380_311168583
http://www.ilovegold.biz/2014/05/blog-post.html
Анохин Г. И. К этнической истории гренландских норманнов // Романия и Барбария. К этнической истории народов зарубежной Европы: Сб. / Под ред. С. А. Арутюнова и др. — М. Наука 1989. — С. 131-163.
Арбман Хольгер. Викинги / Под ред. А. А. Хлевова. — СПб.: Евразия, 2003. — 320 с. — Серия «Barbaricum»
Байок Джесси. Исландия эпохи викингов. — М.: Астрель, 2012. — 912 с. — Серия «Corpus».
Буайе Режи. Викинги: История и цивилизация. Пер. с фр. — СПб.: Евразия, 2012. — 416
Будур Н. В. Викинги. Пираты севера. — М.: Олма-Пресс, 2005. — 336 с. — Серия «Мировая история. Цивилизации и Этносы».
Будур Н. В. Повседневная жизнь викингов. IX — XI вв. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 463 с. — Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества».
Викинги. Набеги с севера: Сб. / Пер. с англ. Л. Флорентьева. — М.: Терра, 1996. — 168 с.: ил. — Серия «Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации"».
Викинги и славяне. Ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях: Сб. / Под ред. Андерса Хедмана, А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998
Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Разоблачение норманнского мифа. — М.: Эксмо; Алгоритм, 2012. — 288 с. — Серия «Подлинная история Руси».
Губанов И. Б. Культура и общество скандинавов эпохи викингов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 142
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: