Этот дом, как только во всей своей красе предстал перед москвичами на тихой, заброшенной московской улочке Якиманке, среди совсем непривлекательных деревянных домиков, сразу стал притчей во языцех: талантливый и амбициозный ярославский архитектор Николай Поздеев строил дом с размахом, как того и хотел богатый заказчик – «текстильный король» Н.Игумнов.
Московский терем обошелся русскому купцу в миллион рублей, но владелец золотых рудников, фабрик, заводов и пароходов денег не жалел, потому что еще неизвестно, что ему было важнее – яркая реклама и шумная известность в Москве или просто жилой дом в первопрестольной.
Жил-то купец в Ярославле, а Москва была для него скорее офисной площадкой для встреч с нужными людьми, заключения деловых сделок, приема гостей и иногда, в свободное от работы время, любовных утех. Но постройка этого диковинного дома Игумнова перевернула русскую поговорку:
«Ярославль-городок – Москвы уголок» на прямо противоположную: «Москва-городок – Ярославля уголок».
О доме говорили, его обсуждали, к нему приходили, чтобы поглазеть на сказочную красоту, о нем складывались легенды. Известный критик В. Стасов восхищался талантом Николая Поздеева и собирался писать о нем и о его доме, Чехов выбрал место жительство на Якиманке не в последнюю очередь из-за соседства с этим чудо-домом. Но в среде московских архитекторов-профессионалов дом вызывал только раздражение и возмущение.
Настоящей причиной неприятия были уязвленное самолюбие и черная зависть: никому неизвестный, провинциальный архитектор из «какого-то» Ярославля посмел, прямо у них под носом, построить неизвестно что. Но споры утихли, а дом и имя его создателя Николая Поздеева навсегда остались вписанными в архитектуру старой Москвы.
К сожалению, этим домом можно любоваться только снаружи, попасть внутрь удается редким счастливчикам. В доме с 1938 года располагалось посольство Франции, а недавно он стал резиденцией французского посла. Шедевр русской архитектуры содержится в достойном состоянии, о чем говорят многочисленные фотографии очевидцев.
Одна из комнат дома Игумнова
Изобилие всего, начиная с внешнего убранства дома многочисленными декоративными деталями в древнерусском стиле (колонки-бочки, арки с гирьками, сочетание камня и кирпича, разноцветная керамика, высокие шатры кровли, разноуровневость здания) и кончая внутренним богатством интерьера в стиле Людовика XIV.
Все вместе это создает атмосферу русского средневековья с его мощью, роскошью, щедростью и праздничностью. Когда из Франции приехали для реставрации особняка архитекторы, их изумлению не было предела:
«Это здание уникально в своем роде. Своим характером оно во всем противостоит нашим привычным представлениям: несмотря на это, такое, как оно есть, оно должно быть оценено по достоинству... и нельзя найти способ его переделать без того, чтобы не показаться смешным, вмешиваясь в его старинный облик».
Лестница на второй этаж дома Игумнова
Но реставрация была с успехом завершена, а французский шик и шарм сделали особняк настоящим произведением искусства. Но для создателя дома, тридцатитрехлетнего главного архитектора Ярославля, Николая Поздеева дом стал лебединой песней - последним его творением.
Изумительный по красоте и убранству терем, похожий на сказочную шкатулку, выстроен в русском стиле, вершиной которого по праву считается знаменитая усадьба Алексея Михайловича в Коломенском, которую называли восьмым чудом света. С ней тоже связаны легенды, были и небылицы.
Преждевременная смерть молодого архитектора стала поводом для очередной легенды дома Игумнова: якобы, не выдержав критики со стороны московских коллег-архитекторов, Поздеев кончил жизнь самоубийством.
Внутренний интерьер дома Игумнова
Но все было совсем не так и гораздо печальнее: спустя три года после начала строительства дома, он заболел туберкулезом и вынужден был оставить службу (отделку дома заканчивал его младший брат Иван). Еще через два года умерла от этой болезни любимая жена, а спустя полгода умер и сам талантливый зодчий. Тридцать семь лет - роковой возраст не только для поэтов.
А начиналась карьера Николая Ивановича Поздеева просто фантастически. В восемнадцать лет деревенский мальчик из села Березовка (Березайка) Калужской губернии становится студентом Московского училища ваяния и зодчества, которое оканчивает с серебряной медалью в звании архитектора, имеющего право построек, что было очень важно для молодого выпускника.
С таким дипломом он получил возможность практиковаться в Москве, а через пять лет поступил в Петербургскую Академию художеств, где стал одним из лучших студентов, неоднократно отмеченным серебряными и золотыми медалями за свои проекты храмов, административных зданий и замков-особняков. Его страстью уже тогда стал допетровский русский стиль, апологетом которого он останется до конца жизни.
По окончании Академии, как лучший выпускник, Николай Поздеев получает звание художник-архитектор первой степени, награждается серебряным знаком и заграничной поездкой в Европу за счет Академии. Тогда же проект молодого архитектора, выполненный совместно с Сусловым, выиграл конкурс на строительство Александровского Пассажа Казани, украшающий и сегодня старую Казань.
Поэтому естественно, что когда в ноябре 1883 года Ярославль объявил конкурс на замещение вакантной должности губернского архитектора, администрация города отдала предпочтение из двадцати претендентов молодому начинающему архитектору. Тогда ему не было даже тридцати лет.
Александровский Пассаж в Казани
И не ошиблись. За недолгое семилетнее время службы (с апреля 1884 г.) он сформировал архитектурный облик города, который и сегодня является его визитной карточкой. В конце жизни Николаю Ивановичу был присвоен чин коллежского секретаря с обращением к нему «Ваше благородие».
А на дворе стоял конец XIX века, Александр III, возвращение к корням, патриархальности, лозунг «Самодержавие, православие, народность». Казалось, что это и есть магистральный путь развития России. Появилась мода на патриотизм, русский стиль, архитекторы возвращались к традициям русского зодчества, всплывшего из глубин допетровских времен. Казалось, что все можно вернуть и повернуть ход истории.
Спасские казармы (ныне -военный госпиталь)
Увлечение молодого архитектора Николая Поздеева храмами, русским узорочьем и русскими теремами-усадьбами пришлось как нельзя кстати. Сначала молодой архитектор только реставрирует и перестраивает: городской театр, Спасские казармы (сейчас это военный госпиталь), Ионафановское училище (ныне – главный корпус университета), храм Петра и Павла за рекой Которосль, церковь Иоанна Богослова в кремле Ростова.
Собственное кредо как архитектора было воплощено позднее - в знаменитой городской часовне Александра Невского, построенной на месте старой разрушенной на пожертвования горожан в честь чудесного спасения императора Александра III и всей его семьи в железнодорожной катастрофе во время поездки на отдых в Крым в октябре 1888 года.
Тогда погибло двадцать человек. Император, спасая семью, держал крышу вагона на своих руках, пока не пришла помощь. Поэтому полное название часовни включает имена всех спасенных:
часовня во имя Святых Александра Невского, Марии Магдалины, Николая Чудотворца, Великомученика Георгия, Предводителя Небесного Воинства Архистратига Михаила, Преподобной Ксении и Княгини Ольги.
Часовня Александра Невского
Часовня выполнена в классических традициях русского храмового зодчества XVII века по типу «восьмерик на четверике» в стиле праздничного нарышкинского барокко. В Ярославле до Поздеева таких храмов не было. Со стороны алтаря к четверику пристроена апсида, украшенная луковичкой, а с противоположной стороны - крыльцо с навесом в виде четверика с надутыми столбами-бочонками. На четверике крыльца устроен шатер, украшенный луковичкой.
Внутри, тоже по проекту Поздеева, выполнен резной иконостас. Все детали часовенки – колонки, кокошники, карнизы, наличники окон, маковки - все выполнено в лучших традициях зодчих XVII века и потому часовня органично вписалась в архитектуру города.
Часовня сделала имя ее автору и на него посыпались дорогие заказы от самых богатых купцов и промышленников города. Именно поэтому купец Игумнов сделал заказ не московским архитекторам, а своему, ярославскому, чьи творения услаждали глаз красотой и русской патриархальностью.
Дом с атлантами
Миллионер Дунаев поручает Николаю Поздееву спроектировать и построить для него особняк, который сегодня известен в Ярославле как дом с атлантами. Потом купец предложил молодому архитектору реставрировать Сретенскую церковь, которая находилась недалеко от построенной часовни. Проект был выполнен, но строительство храма закончено только после смерти архитектора.
Так они и стоят рядышком две красавицы, две жемчужины Ярославля: часовня и Сретенский храм, чьи головки-маковки словно здороваются друг с другом. Потом Поздееву поступает заказ от миллионера Пастухова на строительство ему загородной резиденции на Волге, в которой сегодня располагается санаторий.
Колокольня Сретенского храма (слева) и часовня Александра Невского (справа)
И только собственный особняк, который архитектор купил и перестроил на свой манер, не сохранился. Сначала там был обычный жилой дом, потом жильцов расселили и особняк долго пустовал. В нем поселились бомжи. В конце концов, дом Поздеева стал разваливаться, неоднократно горел и его снесли. Теперь на этом месте возводится особняк для нового русского, чье имя никто назвать не смог…
Нет в городе и улицы Николая Поздеева, но остались его красавицы храмы, особняки, память земляков и дом в Москве, о котором известно не только в России.
Это интересно
+13
|
|||
Последние откомментированные темы: