Картинки с выставки.. Вообще, за окном серый октябрь и хочется цвета.. Поэтому вспомнилось, как в 2015-м в январе обнаружились прелюбопытные предметы в фондах Музея артиллерии, легли в душу и за несколько дней созрела и утвердилась на местности маленькая и недолгая, но выставка. Марш, марш - левой!
Андрей Сарматов , историк и публицист пишет:"Пропаганда — неразлучная спутница любой войны. Ещё Наполеон говорил: «Трёх газет я боюсь больше, чем стотысячной армии». Спустя столетие после Наполеона правители начали бояться не только газет, но и пропагандистских плакатов.
Гражданская война в России вывела плакатную пропаганду на новый уровень. Враждующие стороны виртуозно поливали друг друга грязью, писали на плакатах иногда правду, но чаще — ложь, сгущали краски (...)
Белая пропаганда очень абстрактна, тогда как красная вполне конкретна и направлена на определённые цели.
Простому крестьянину в то время было абсолютно плевать на идеи «величия» и даже на то, что в Кремле сидят демоны. Но не плевать было на то, с землёй он будет или без. Сможет ли прокормить свою семью или нет. И красные плакаты давали ему ответ на эти вопросы, тогда как белые — нет.
Многие из этих плакатов на протяжении десятилетий пленили критиков и коллекционеров искусной графикой, смелым и даже дерзким визуальным оформлением, а также отходом от устоявшейся традиции, что само по себе говорило о том, как много всего изменилось после революции 1917 года.
Художники, не находившие признания до революции, оказались востребованными и оставались таковыми до прихода социалистического реализма, принятого в конце 1930-х годов на государственном уровне в качестве основного художественного метода.(тут)
Плакаты красных
Виктор Дени. 1919 год
Первая официальная агитационная структура появилась 7 февраля 1918 года - Организационно-агитационный отдел.
Характерно, что с 1917 года началось массовое использование агитационных плакатов.
Е. Е. Лежень в статье «Плакат как средство политической агитации в1917–1930-е годы»: «Большинство дореволюционных художников стали сотрудничать с советской властью. Среди них были и передвижники, и русские импрессионисты. Особое место на первых порах в отделе ИЗО Наркомпроса заняли абстракционисты В. В. Кандинский и К. С. Малевич.
Помимо привлеченных советской властью дореволюционных («старых») художников, шло и активное сотрудничество с представителями новых направлений, рожденных революцией.
О том, какое значение большевики придавали плакатной агитации, говорит тот факт, что во время Гражданской войны транспортировку политических агитационных плакатов приравнивали к доставке срочных военных грузов.
Александр Апсит. 1919 год
Агитационный плакат как один факторов победы Красной армии в Гражданской войне
Гражданская война – это война одних и тех же людей, с одной территориальной, часто одной этнической и языковой принадлежностью, но с разной идеологией. И побеждает та сторона, идеологический накал которой срабатывает сильнее. Взявшись за беспрецедентно сложную задачу, большевики решили ее успешно.
Участник белого движения В. М. Левитский охарактеризовал большевистскую пропаганду следующим образом: «Советское государство возникло, развилось, держится и живет невиданной в мире по размерам организацией политической пропаганды и агитации, и на ту же пропаганду и агитацию опирающейся партийной организацией... Вся работа коммунистов на русской земле — непрерывная пропаганда и агитация. Сознаемся — с невиданным успехом, небывалыми размерами, с колоссальным размахом». (отсюда)
И. Осинин (псевдоним Александра Апситиса). 1919 год
Историк Владимир Булдаков говорит следующее про плакатную агитацию большевиков в период Гражданской войны: “Образ большевика - это образ человека, который не знает сомнений. Это человек, который решителен, который борется со всеми и борется весьма и весьма успешно. И именно вот этот агрессивно-самоуверенный тон большевистской пропаганды, безусловно, оказывал свое воздействие. В народе власть всегда отождествляется в первую очередь с силой, уверенностью в себе, напористостью; если власть не сомневается, если она уверена в себе, то ей очень многое прощается, в том числе и те средства, которыми она добивается своих целей”.(тут)
К. Спасский. 1919 год
Историк Иван Савицкий считает, что главной особенностью большевиков было то, что они умели предложить населению быстрые и простые решения проблем, которые назрели в периоды Российской империи и Временного правительства. Большевики смогли предложить цельный образ будущего, за которым пошло население страны.
В отличие от белого движения, которое избрало принцип “непредрешения” и никакого образа будущего не смогло выработать.
Александр Апсит. 1919 год
Плакат как средство агитации самым активным образом использовался в большевистской пропаганде. Пропаганда большевиков была теснейшим образом связана с культурно-просветительной работой. Агитационные плакаты в советское время считались одним из самых эффективных способов пропаганды. Острая подача информации, агитация, доступность и быстрый отклик были главными характеристиками этого вида искусства. Как правило, изображения на плакатах были лаконичными, и обязательно изображались некие призывные жесты.
Йири Аррак. 1919 год
Большевики почти сразу же смогли “нащупать” яркие визуальные образы, запоминающиеся слоганы, четкие послания и максимально современное для того времени оформление.
Дмитрий Моор. 1920 год
Е. Фатеев в статье “О советском агитационном искусстве” { zavtra.ru } пишет: “Необходимо признать, что советская эмиссия агитационного искусства была самой масштабной в мировой истории. В некотором роде, советское агитационное искусство было эдаким звериным рыком новорожденной Страны Советов…
Автор неизвестен. 1918–1920‑е гг.
Советское агитационное искусство было невероятно передовым, технологичным, продвинутым, как сегодня принято говорить, в свои ранний и средний периоды. Об этом мало говорят, но победа большевиков в Гражданской войне была обусловлена ещё и тем, что в области пропаганды, агитации, гуманитарных технологий, они наголову превосходили белых и других своих противников. На фоне большевиков белогвардейцы смотрелись откровенно архаично и слабо. Даже с сугубо технологической точки зрения. В Гражданской войне победили более продвинутые в гуманитарных технологиях большевики”.
Автор неизвестен. 1921 год
Антанта готовит новый поход. Смотри в оба. Н. Ког[оут]. 1920.
Свободы заслуживает только тот, кто её с винтовкой отстаивать идёт. Плакат РОСТА. 1920.
Товарищ, охраняй мосты! 1921.
Чтоб жизнь трудовую наладить заново идите отразить нашествие паново! Плакат РОСТА. 1920.
Крестьяне! Если вы не хотите, чтобы пришли ... и поработили... Изд-е ВЦИК, 1919.
Под грохот боёв... 1921.
Белая пропаганда в основном сосредоточилась на создании образа врага, мало уделяя внимания тому, за что именно солдаты их армий проливают кровь. Ленин и Троцкий на белогвардейских плакатах приобрели поистине инфернальные черты.
Борьба большевиков с Церковью давала белым еще один козырь в идеологической борьбе, равно как и наличие в Красной Армии частей, состоявших из китайцев.
Фраза «Заграница нам поможет» появилась в знаменитом романе Ильфа и Петрова, но положительный образ «заграницы» не мог не появиться и на белогвардейских плакатах – Антанта за нас! А вот нужна ли Антанте единая и неделимая Россия? Такой логичный вопрос оставался «за кадром».
Плакаты Белых
Автор неизвестен. 1918–1920‑е гг.
Стих на этом плакате гласит:
Через кровь и через трупов груды,
Лобызая в бледные уста,
Посылает снова внук Иуды
На Голгофу распинать Христа
Верю я, что близок свет денницы
Сердце, жди! Я верю и молюсь!
После тяжких дней Страстной Седмицы
Бог воскреснет, и воскреснет Русь!
Автор неизвестен. 1918–1920‑е гг.
У белых, внутри своего лагеря не было единства, не было единого плана действий, не было четких позиций по самым различным вопросам. Единственное, что их объединяло – это ненависть к большевикам. В то время, как большевики действовали слажено, как единый механизм.
Автор неизвестен. 1918–1920‑е гг.
На фоне белых большевики выгодно отличались в глазах населения. Плакатная агитация, как и организация белых, явно проигрывали красным...
Автор неизвестен. 1918–1920‑е гг.
Автор неизвестен. 1918–1920‑е гг.
Надпись: «Пойдём мы туда не для того, чтобы вернуться к старым порядкам, не для защиты сословных и классовых интересов, а чтобы создать новую, светлую жизнь всем: и правым, и левым, и казаку, и крестьянину, и рабочему»
Троцкий в образе демона. Автор неизвестен. 1918–1920‑е гг.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: