РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848-1916)
|
Четверг, 23 Ноября 2017 г.
Я исчезаю...
Автопортрет. 1915
Холст, масло. 91 x 73 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Трудно рассказывать о человеке, который овеян легендами и прочими вещами, которые сопутствуют знаменитым людям. Василий Иванович Суриков ещё при жизни стал великим художником и удивительным мастером исторического полотна. Кто не помнит его полотна такие как «Утро стрелецкой казни» или же «Боярыня Морозова».
Утро стрелецкой казни. 1881
Холст, масло. 218 x 379 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Боярыня Морозова. 1887
Холст, масло. 304 x 587 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Это далеко не единственные его работы, просто перечислять бессмысленно. Мы все его полотна помним и знаем. Но Сурикова интересовал не только исторический жанр, он прекрасно работал и как пейзажист.
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870
Холст, масло. 52 x 71 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Зима в Москве. 1884-1887
Этюд для картины "Боярыня Морозова"
Холст, масло. 26 x 34 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Зубовский бульвар зимою. 1885-1887
Холст, масло. 42 x 30 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крым. Ай-Петри. 1908
Этюд
Томский областной художественный музей
Неаполь. 1900
Бумага, акварель. 23 x 30 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Изба. 1873
Бумага, акварель. 24 x 34 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неаполь. Набережная. 1884
Бумага, акварель. 17 x 25 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Флоренция. Прогулка (жена и дети художника). 1900
Бумага, акварель. 21 x 26 см
Частное собрание
Кроме того, он написал достаточно много эскизов ко многим своим полотнам. Некоторые эскизы так и остались эскизами, потому что большие полотна так и не были осуществлены.
А к концу жизни Суриков неожиданно увлёкся портретами. Он и раньше писал портреты, но в основном это были исторические портреты.
Портрет А.В.Суворова. 1907
Холст на картоне, масло. 54 x 44 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Но на данном этапе жизни он вдруг вернулся к портретам простых людей или же личностей весьма заурядных.
Боярышня в синей шубке. 1887
Этюд для картины "Боярыня Морозова"
Холст, масло. 84 x 55 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Голова крестящегося солдата. 1897
Этюд для картины "Переход Суворова через Альпы"
Холст, масло. 41 x 30 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет молодой женщины. 1911
Холст на картоне, масло. 39 x 30 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Но главное он работал. А ведь был период, когда он совершенно отошёл от живописи и не прикасался к краскам. Это случилось сразу после того, как он внезапно потерял жену. Она умерла настолько неожиданно, что для него это оказалось ударом и неожиданной потерью.
Портрет Е.А.Суриковой. Не позднее 1888
Холст, масло. 32 x 27 см
Музей-усадьба В.И.Сурикова, Красноярск
Портрет Е.В.Суриковой. 1908
Холст, масло. 28 x 33 см
Музей-усадьба В.И.Сурикова, Красноярск
Он перестал писать. Можно представить каково это было, ему знаменитому, тому самому кто написал «Меньшиков в Берёзове», да ту же «Боярыню Морозову»… Депрессия в самой тяжёлой форме захлестнула мастера. И тут на подмогу пришла любовь дочерей. Они как могли, помогали ему вынести потерю, и кто знает, может быть именно эта любовь к отцу и вернула его к жизни, а, следовательно, к живописи. И он вернулся и вернулся триумфально.
Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве. 1888
Холст, масло. 135 x 80 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет П.Ф.Суриковой (матери художника). 1887
Холст, масло. 66 x 48 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В своей депрессии он всё чаще обращался к священной книге Библии, читал её и перечитывал, молился в храме и его часто на Ваганьково видели сидящим у могилы жены.
Деревенская божница. 1880-е
Этюд
Бумага, акварель. 23 x 33 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Лампада. 1881-1882
Этюд для картины "Меншиков в Березове"
Бумага, акварель. 24 x 16 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Но он вернулся к краскам и на свет явилось полотно «Исцеление слепорождённого Иисусом».
Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. 1888
Холст, масло
Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Сергиев Посад, Московская обл.
Вскоре после этого он вместе со своим братом совершил сибирское путешествие и там снова родился шедевр «Взятие снежного городка». И его талант прорвал эту самую плотную пелену забвения, которая окутала его после смерти жены. Но заботы о двух дочерях и работа над полотнами, можно сказать придало ему сил. Кроме уже названных двух шедевров позже им было написано ещё несколько и практически все на исторические темы. Конечно, же при создании полотен делались этюды, зарисовки. Это всё сейчас хранится в музеях.
Взятие снежного городка. 1891
Холст, масло. 156 x 282 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Его последними словами перед смертью были слова: «Я исчезаю…».
Может быть, он так думал, что о его работах и о нём никто не вспомнит или же он имел в виду что его путь закончен, и он уходит в небытие, но полотна, его труд, остаются. Он ушёл, они остались. Они свидетели его таланта, свидетели его любви к Родине. Хотя публика, для которой он писал, не всегда благосклонно принимала его труд. То же «Взятие снежного городка» по началу просто не поняли и всячески осуждали. Мол, не того мы ждали от Сурикова, мы, дескать, ждали от него снова что-то потрясающее историческое. И никто тогда не понял что в этом полотне как раз гимн русскому раздолью, гимн русской несдержанности. Критика это полотно оценила много позже, публика ещё позже. Но ведь всё-таки приняли. А его полотно «Степан Разин»?
Степан Разин. 1906
Холст, масло. 318 x 600 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Степан Разин. 1910
Этюд-вариант головы для картины "Степан Разин" (1906), частично переписанный в 1910
Бумага, тушь, графитный карандаш. 35 x 44 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Как он долго готовился к его разработке, как он мучился в поисках главного героя. Суриков долго искал позы, долго искал, как изобразить этого народного героя. Такие же сложности были и с полотном «Покорение Сибири Ермаком». Те же самые мучения, изыскания и наконец, кропотливая работа над образами. В итоге получилось нечто потрясающее.
Покорение Сибири Ермаком. 1895
Холст, масло. 285 x 599 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Так что, не исчез его образ. Не исчезло значение его творчества. наоборот, оно обогатило русское искусство на века.
Алексей Васин
http://www.artsait.ru/art/s/surikov/art1.php?m=2
http://gallerix.ru/album/Surikov
http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=11
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: