Георг Филипп Телеман (нем. Georg Philipp Telemann; 14 марта 1681,
Магдебург — 25 июня 1767, Гамбург) — немецкий композитор,
капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель. Известен
также под анаграмматическим псевдонимом Меланте. Был широко
известным музыкантом в Германии и за её пределами. Как композитор
работал во всех современных ему жанрах музыкального искусства. Внёс
значительный вклад в концертную жизнь, издательское дело и
музыкальное образование Германии.
«При жизни слава Телемана не уступала славе Генделя; его ставили гораздо
выше Иоганна Себастьяна Баха, который тогда был известен главным образом как
органист» (Цит. по: Рабей В. Георг Филипп Телеман. — М.: Музыка, 1974. — 64 с.)
.И. С. Бах и Гендель покупали и изучали его опубликованные работы
"Телеману не приходилось с трудом добиваться выгодных заказов и приглашений
на должности; города и княжеские дворы наперебой оспаривали его друг у друга.
Он был знаменит не только у себя на родине, но и во всей Европе, от Франции и
Испании до России и скандинавских стран. Поэты слагали стихи в его честь.
Авторитетнейший музыкальный теоретик первой половины XVIII века Иоганн
Маттесон, чье «колючее перо» отнюдь не отличалось мягкосердечностью в
оценке собратьев по искусству, писал о Телемане в тоне торжественной оды
Корелли хвалят все; Люлли - у славы в храме;
Один лишь Телеман взнесен над похвалами.
Сочинения:
Духовная вокальная музыка: около 1700 церковных кантат; 27 пассионов; 6
ораторий, в том числе «Судный день» («Der Tag des Gerichts», 1762); 17 месс; 2
магнификата; около 30 псалмов; 16 мотетов; духовные песни, дуэты, каноны.
Светская вокальная музыка: 9 опер, в том числе «Терпеливый Сократ» («Der
geduldige Socrates», 1721); комическое интермеццо «Пимпиноне» («Pimpinone»,
1725); интермедии к операм др. композиторов; серенады и кантаты, в том числе
50 сольных кантат; популярны «Школьный учитель»[12] (TWV 20:57) и «Траурная
музыка для искусной канарейки» (часто сокращённо: «Канареечная кантата», TWV
20:37); свыше 100 песен.
Оркестровые сочинения: около 120 сюит (у автора «увертюры»); 4 симфонии; 2
дивертисмента; 47 концертов для инструментов с оркестром; около 50 прочих
сочинений, обозначенных как «концерты». Популярны оркестровые сюиты G-dur (в
6 частях, с подзаголовком «Народы старинные и современные» [Les Nations
anciens et modernes]; TWV 55:G4) и B-dur (в 9 частях, без программного
подзаголовка, TWV 55:B1), отдельные части которых содержат «этнические»
названия «Португальцы», «Москвичи», «Турки» и т. п.
Камерно-инструментальная музыка: 36 сольных фантазий; дуэты; около 100
сонат для скрипки и для флейты с цифрованным басом; свыше 100 трио-сонат;
свыше 50 квартетов и квинтетов; пьесы для лютни. Самый известный
тематический сборник оркестровых и камерно-инструментальных сочинений
Телемана — «Застольная музыка» (Tafelmusik, 1733), три тома которой содержат
увертюры, квартеты, концерты, сонаты и трио.
Для клавира: фуги, хоралы, хоральные прелюдии, сюиты, фантазии, менуэты.
Слушаем произведения Георга Филиппа Телемана в исполнении альтиста Юрия
Гандельсмана, гобой-А.Уткин, клавесин-С.Безбородный, виолончель-М.Мильман.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+7
|
|||
Последние откомментированные темы: