Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
2022 участника
Администратор Азазеллo
Администратор Gеlios
Администратор Азазелло
Модератор Re Soleil
Модератор GELIOS

Последние откомментированные темы:

20250114031619

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

О ШАНСОНЕ

 

Шансон - музыкальное направление, известное всем и каждому.  

Так что же такое шансон? А тем более, направление «русского шансона»? Шансон — французское слово, означающее в переводе — песня. Шансонами во Франции вначале называли хоровые крестьянские песни, в отличие от романсов, имевшие письменное, литературно-поэтическое происхождение. Затем крестьяне, переселяющиеся в города, принесли с собой эту народную песенную культуру, а уличные и кафешантанные шансонье (т.е. «песняры» в прямом переводе) развили её. Лучшие песни фольклоризировались и создали городской песенный пласт. Они стали эхом народных проблем и чаяний, сохранили национальное своеобразие французской песни, в то время как эстрадное коммерчество пошло по пути массовой поп-культуры.

Жанр шансонов использовали певцы французских кабаре в конце 19 века — первой половине 20 века. Наиболее известными из них являются Аристид Брюан, Мистингетт. Из кабаре данная модификация шансонов перешла во французскую эстрадную музыку 20века. Наряду с жанром кабаре в то же время во французской песне существовало направление «реалистической песни» (chanson réaliste), представляемое практически исключительно женщинами. Самыми известными исполнительницами были Дамиа, Фреэль и Эдит Пиаф. В 50-х годах оформились два главных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до настоящего времени.

1-й жанр классического шансона, где первостепенное значение придается поэтической компоненте песни и автор, как правило, сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье, Шарля Азнавур, и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни. Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс и бельгиец Жак Брель.  Всемирно известны Шарль Азнавур и Сальваторе Адамо, хотя их творчество ближе к традиционной эстрадной песне. Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной мере соответствуют термину шансонье (chansonnier). Представители так называемого «нового шансона» французских эстрадных артистов. В своем творчестве они не отказываются от использования новейших приёмов современной легкой музыки, включая элементы рока, латиноамериканские и разнообразные иные этнические ритмы, электронную музыку и т. д., но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен. Начало «нового шансона» связывают с именем Доменика А и относят к последнему десятилетию ХХ века. Среди шансонье, пришедших на сцену в XXI веке, бенжамен Бьёле, его сестра Корали Клеман, Керен Анн, Оливия Руиз   и многие другие.

2-е направление эстрадная песня, которую исполняют chanteur (певцы). Представители этого направления тоже нередко являются исполнителями песен собственного сочинения (поэтами и/или композиторами), но в силу облегченности поэтического содержания они не являются шансонье в полном смысле этого слова. Всемирно известными исполнителями французских эстрадных песен являются Ив Монтан, Анри Сальвадор, Мирей Матье, Энрико Масиас, Джо Дассен, Далида, Патрисия Каас, Лара Фабиан, Милен Фармер, Нольвенн Леруа. 

    Французская песня трижды оказывала сильное влияние на русскую. В конце 18 и начале 19 века это было влияние романса. В конце 19-го и начале 20-го века песенки фривольного содержания, получившие название шансонеток, перекочевали со своей стилистикой в другие культуры, в том числе русскую. Здесь они постепенно скорреспондировались с русскими народными песнями городских окраин, «жестоким» романсом, особенно в цыганском исполнении, песенками одесских, питерских и иных куплетистов, ресторанной музыкой.

    Пионеры русского шансона С. Сарматов, Ю. Убейко, ансамбль В. Гартевельда, квартет «Сибирских бродяг» А. Гирняка и Т. Строганова, Я. Ядов, М. Ямпольский, Л. Утёсов, А. Баянова. Существовал тогда так называемый босяцкий, или «рваный», жанр, позже запрещённый в 20−30-х годах.

    С 30-х годов русский шансон развивался у нас в «подполье» и за рубежом, среди эмигрантов.

     Начиная с 1957 года, когда на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве блеснул своими песнями Ив Монтан, началось влияние мирового шансона на советскую эстрадную, бардовскую и «подпольную» песню: М. Бернес и Ж. Татлян; барды Е. Агранович, А. Галич и В. Высоцкий, Ю. Ким, А. Городницкий, А. Дулов и другие; «подпольщики»: А. Северный и К. Беляев, ансамбль «Братья Жемчужные», «Магаданцы», «Обертон»…

    Ещё ряд других авторов и исполнителей при содействии звукооператоров-энтузиастов создали предпосылки для становления в 80−90-х годах хорошо нам известного нового русского шансона. Думаю, что люди, поющие шансон, отличаются от других исполнителей в мелодическом строении, в подходе к словам своих песен. В русском шансоне выливается миру русский дух, его менталитет.

Песни в стиле «шансон» недостаточно просто слушать — их надо понять. ОнИ усиливает ощущения человека. Это песни про жизнь, отражение реальности сегодняшнего дня. Многие под термином «шансон» ошибочно подразумевают только «блатную» песню и тему. 

Нельзя не отметить, что французский шансон и русский романс сильно перекликаются между собой - глубина текста и переживаний, реалистичность истории переданной в песнях, особое отношение к исполнению – проживание песни исполнителем.

            Одним из современных представителей классического шансона в современной России является Инна Субботина. Песни написаны в лучших традициях французского шансона и отличаются глубиной текста и особой музыкальностью.

Две песни «Загляни в глаза» и  «Посвящение Пиаф» входят в альбом  «Французский поцелуй» (2012 г.).

Автор слов и исполнитель – Инна Субботина, музыка – Андрей Мисин.

          

 

Это интересно
+5

02.04.2017
Пожаловаться Просмотров: 1241  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены