Информация и Смысл
Говоря об информации мы, как мыслящие существа, априорно подразумеваем, что информация, кроме её наличия в виде принимаемых нами сигналов, имеет ещё и какой-то смысл.
Смысл — понятие, описывающее глобальное содержание. Формируя в своем сознании модель мира, как взаимосвязанную совокупность представлений о его объектах и процессах, человек использует именно смысловые понятия.
Способность мозга создавать многосторонние смысловые понятия и связи между ними является основой сознания.
Смысл не просто обозначает объект – это может быть и информация о нем и представление о его значимости. Смысл может заключать в себе цель или результат действия, может быть характеристикой степени полезности.
Незнакомая вещь может казаться бессмысленной пока неизвестно её функциональное назначение.
Эмоциональный вскрик может быть предупреждением об опасности.
Смысл существует в сознании человека в виде слов, образов и ощущений. Из слов, понятий и ощущений человек способен синтезировать исходные данные, формировать из них ценные комбинации, являющиеся решением стоящих перед ним задач.
Информация — это структурированный объем данных, отражающий и определяющий виды и взаимосвязи строения и совокупности свойств объектов информации, их изменений и комбинаций.
Субъекты материального мира воспринимают, преобразуют и обмениваются информацией с другими субъектами и взаимодействующими с ними объектами.
Рефлексивное поведение (или поведение в соответствии с усвоенной программой) развилось в результате естественного отбора вследствие умения живых существ сохранять ценную информацию и передавать её потомству.
Отбор, усвоение и использование ценных программ поведения, фиксирование усвоенных программ для потомства совершенствует деятельность представителей вида.
Информация, которой располагает организм для рефлективного поведения, включает в себя отражение строения собственного организма и свойств внешнего мира в виде описания различных объектов, их функциональных возможностей и типовых моделей взаимодействия, а также содержит оценки результатов такого взаимодействия и временной график событий.
К примеру, каждая клетка биологических организмов, в том числе одноклеточных, имеет биологические часы. Биологические процессы организмов подчинены определённым ритмам, и законы этих ритмических циклов организма передаются по наследству.
Живые существа в своём эволюционном развитии всё больше приспосабливаются к среде обитания и приобретают больше возможностей для её информационного отражения и анализа.
Приспосабливаясь к повторяющимся внешним воздействиям, организм варьирует отношения с миром, корректируя своё поведение и собственное устройство.
Для совершенствования собственных возможностей организм запоминает и сравнивает свои реакции.
Усваивая совместно с типовым раздражителем способы эффективного реагирования, организм превращает их в готовые к применению информационные программы действий. Эффективные действия, закреплённые существом с его жизненным опытом, называются условными рефлексами.
Усвоенная программа действий включается автоматически в ответ на создавшуюся стандартную ситуацию. Она начинает действовать ещё до того, как включается разум.
Например, прямохождение, управление велосипедом или автомобилем, бытовые и производственные навыки.
По мере приобретения жизненного опыта в головном мозге животных и человека складывается система из таких условно рефлекторных связей. Накопление опыта делает каждое новое поколение живых существ более эффективным в их типовой среде.
Уровень осознанности существа определяет уровень его свободы в подчинении или неподчинении рефлексу.
Уровень свободы определяет творческую составляющую участия организма в изменении материи, а инстинкт, с мотивационной стороны, представляет собой стандартный эффективный механизм для удовлетворения потребностей.
Вначале у человека отсутствовало то, что мы называем сознанием. Аналитико-синтетическая деятельность возникла и развилась в левом полушарии коры головного мозга человека, и совершенствуется благодаря появлению новой системы обозначений в виде речи.
Созданная человеком речевая сигнальная система обеспечивает общение между людьми и отражает объективные закономерности. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств.
Принцип новой нервной деятельности (мышление) обуславливает точное ориентирование в окружающем мире и создаёт информационный механизм для описания процессов и объектов окружающего мира. Этот информационный механизм создал возможность исследования, моделирования и прогнозирования течения процессов.
Существенной особенностью сознания человека является самосознание — способность определять самого себя, выделять себя из окружающего мира. Восприятие человеком себя состоит из осознания своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений.
Опыт эффективных действий в различных ситуациях закрепляется социумом как общепринятый шаблон поведения.
Восприятие себя и развитие словесной информационной системы человека образовало его сознание, которое позволяет каждому индивиду анализировать возникающие ситуации и находить индивидуальные эффективные действия для их разрешения.
Совокупность словесных обозначений помогает анализировать жизнь, но одни люди более склонны к логическому анализу, они рассудительны и легко оперируют понятиями, а другие впечатлительны, мыслят образами и имеют богатую фантазию.
Более развитое левое полушарие мозга стимулирует склонность первых к использованию словесной обработки сведений. Они предпочитают, анализируя, дробить информацию на части и искать в ней смысл.
Люди, имеющие более развитым правое полушарие мозга, более склонны оценивать поступающую информацию мысленными ощущениями. Это люди творческого склада ума, для них характерно целостное восприятие, яркость образов и эмоциональность.
Простое тестирование может указать, какое из полушарий более развито. Так, люди с более развитым правым полушарием мозга затрудняются одновременно слушать музыку и решать логические задачи.
По-разному предрасположены к развитию с приобретаемым опытом полушария мозга у мужчин и женщин.
По вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин.
У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние, лучше развито, чем у мужчин, восприятие деталей окружающей обстановки. Поэтому мужчины не видят то, что «лежит у них перед носом», а женщины моментально находят.
У мужчин сильнее развито пространственное ориентирование. В деятельности, где требуется тактика и пространственное мышление, например в конструировании, изобретательстве, охоте, шахматах, мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины.
Появление и развитие словесной сигнальной системы человека дало ему возможность обмениваться информацией, логически мыслить, оперировать абстрактными образами и, конечно же, позволило осознать свои желания.
Развитие нервной системы и появление сознания позволило каждой особи более точно сформулировать своё представление о желанной реальности и позволило, преобразовывая его в смысловые ощущения, фиксировать в информационном поле пространства вариантов более точные условия задачи для изменения материи.
Появление слов, способов исследования и моделирования жизни с помощью слов сделало для человека возможным формулировать желания детально и точно, обоснованно и быстро.
Стереотип эффективных действий является общепринятым способом удовлетворения потребности собственными силами.
Определение индивидуального набора потребностей создаёт возможность формулирования индивидуального набора целей и достижения индивидуального набора желаемых свойств результата деятельности.
Можно сказать, что возможность определять индивидуальный набор потребностей даёт возможность индивидуального счастья вместо общепринятого среднестатистического.
Таким образом, путь развития жизни – это путь от автоматической программы управления ею с помощью общепринятой программы, к индивидуальной программе, обеспечивающей индивидуальный, идеальный по требуемым параметрам результат реагирования.
Современное человечество во всех сферах своей деятельности собирает информацию об окружающей среде, уделяет большое внимание систематизации, анализу и синтезу знаний о действительности. В процессе развития науки происходит постоянное обновление знаний, идей и концепций, уточняющее представления о мире.
Развитие цивилизации, строящееся на всё более эффективном и системном научно-исследовательском подходе, формирует новый, более результативный этап информационного взаимодействия человека с реальностью.
Сегодня информация и знания являются производственным ресурсом. Научные разработки стали главной движущей силой экономики, наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Потребности заставляют существо формулировать собственные желания и удовлетворять их, а также — моделировать желанный образ будущего и таким образом управлять своей судьбой.
Каждое существо, в меру своей осознанности, постепенно формулирует новые задачи для совершенствования себя и своих взаимоотношений с миром. Решения поставленным задачам находит подсознание во взаимодействии с другими особями и с информационным полем.
Живой мир существует для того чтобы каждый организм испытал все грани взаимодействия с материей, развил себя и в сотворчестве всех его обитателей создал совершенную материю.
Неживая природа претерпевает постоянные изменения: реки прокладывают свои русла, вырастают и разрушаются горы, перемещаются континенты. Всё неживое и твёрдое превращается в пыль, уносится ветром и оседает на дне океанов. Появляются и исчезают галактики. Ничто в этом мире не вечно, и у неживой природы имеются свои циклы созидания и разрушения.
Всё в природе непрерывно изменяется, но только каждый цикл существования активной формы материи делает её всё более совершенной.
Читать следующую главу «Эволюция живой материи»
Глава «Информация и Смысл» из книги «Выбери себе судьбу»
Автор Александр Шевкопляс
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы:
nnisa***@m*****.ru , 24.03.2017