VIA http://www.orthodox-jerusalem.ru
Утром в четверг 27-го августа 2015 г., состоялся Чин Погребения Пресвятой Богородицы в ее гробнице в Гефсимании.
В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет Иерусалимское (Гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными.
Обряд в честь Успения Пресвятой Богородицы особенным образом отмечается Иерусалимской Православной Церковью. Архиерейское и Иерейское сопровождение начало движение от Патриарших врат во главе с Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом в 7:30 утра.
На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня — вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне, свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.
Сопровождение шло под звон колоколов Пресвятого Храма Воскресения по Скорбному пути (Виа Долорос), пройдя мимо святых монастырей святого Харалампия, Претория (Темницы Христовой), святых богоотцов Иоакима и Анны, святого Стефана, и дошло до игуменского здания в Гефсимании. Там шествие немного взяло паузу, перед тем,как Священники облачились для встречи Патриарха.
Сразу имела место встреча во дворе Священного храма Гефсимании. Там облачился Блаженнейший Патриарх и благословил святой Вход. Тогда начался вход крестным ходом в храм под пение аполитикия: “В рождестве девство сохранила еси…”
В середине священного храма и перед гробницей Богоматери, Блаженнейший благословил Вход и поднялся на престол. Священники пришли, получили благословение и облачились в епитрахили и фелони; Архиереи тоже облачились в епитрахили и омофоры. После этого Священники принесли Плащаницу, на которой есть икона Успения Богородицы, от места, где она была помещена к югу от гробницы Богоматери, и они расположили ее посреди храма.
При этом началось чинопоследование Похвал Успения Богородицы в трех частях:
“Чистая во гробе положилась, увы…”, в то время как Блаженнейший кадил на первой части,
“Достоино есть, величати тя богоприимца…”,
“Роди вси песнь погребению твоему приносят, Богородице…”.
Третью часть пели Блаженнейший, Архиереи и Священники, первый певец пресвятого храма Воскресения Архимандрит Aристовул и присутствующие Священники других Православных Церквей в присутствии Генерального Консула Греции в Иерусалиме, г-на Георгия Захариудакиса и его уважаемой супруги.
Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха. На второй статие «Достойно есть величати Тя» Предстоятель Церкви Святого Града Иерусалима кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей. На третьей статие: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево», кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский собор». После ектении — ексапостиларий праздника («Апостоли от конец земли»), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого иереи выносят одр с плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одр относится опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх творит отпуст.
После того как пелись похвалы, Генеральный Секретарь Его Высокопреосвященство Архиепископ Константинский Аристарх выступил с надгробной речью:
“Блаженнейший Отец и Владыка,Уважаемые Иерархи,Выкопоставленный г-н Генеральный Консул Греции,Благочестивые Священники,Благочестивые паломники, Живущие в Иерусалиме и приехавшие из всех концов земли благочестивые паломники, вместе с возглавляющим преемником святого Иакова брата Господня Блаженнейшим Отцом нашим и Патриархом Иерусалимским Феофилом, мы создали сегодня, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, всенародный торжественный праздник на этом святом месте ее погребения. В Успении Богородицы апостолы “богоначальным мановением” “стекошася от концов земли” “в Гефсиманийстей веси”, чтобы похоронить и погребать ее подобающим образом. В памяти ее Успения сегодня мы собрались, по приглашению Матери Церквей, чтобы отдать Божией Матери, почтение, честь, любовь, похвалу, гимн, как минимальный долг за того, что она сделала ради спасения человеческого рода, и просить, чтобы она была сторонником и помощником в обстоятельствах и потребностях нашей жизни.
В этом величественном и торжественном чине “Похвал”, или чине “Плащаницы”, уникальном в Православной Церкви и к тому же вокруг Богоматерьской гробницы, мы, как должны, воздаем чистой назаретской деве Мариам дань почести и благодарность за ее истинно пресвятую жизнь, свободную от всякого загрязнения тела и души и ума, согласно святому Софронию Патриарху Иерусалимскому (PG 87, 3160D). Мы воспеваем ту, кого Бог выбрал, чтобы она стала Его соучастником в Его деле возрождения и спасения человека. Мы прославляем ту, которую Бог призвал архангелом Гавриилом в Назарете воплотить от Святого Духа Своего Единородного Сына. Мы восхваляем ту, кто с доверием принял этот призыв, сказав, “Се, раба Господня:буди мне по глаголу твоему” (Лк. 1, 38). В тот момент приснодева Мариам из благоволения Отца и содействия Святого Духа зачала Сына Божия, как человека. Тогда Бесплотный воплотился. Христос в утробе Девы вочеловечился. Он брал у нее плоть одушевленную разумную и душу разумную, согласно святому Софронию (PG 87, 3161BC). Он брал целую человеческую природу, и освятил ее, скорее Он обоготворил ее, согласно святому Григорию Паламе (PG. 151, 2, 464Α). Сын и Слово Божие соединился по ипостаси с плотью. Богородица одолжила ее плоть всеискусному Слову. Согласно святому Иоанну Дамаскину, “Творец сделался тварью и Создатель — созданием и чтобы Сын Божий и Бог воплотился и вочеловечился от пречистых и непорочных ее плоти и кровей” (ExpositioFidei 87, 1160 / 1161, P. Bonifatius Kotter, Walter de Gruyter. Berlin. New York 1973). Силою Бога Отца и пришествием Святого Духа Мариам стала селением Всецаря, сосудом невместимого Слова, появилась Богородица, т.е. согласно святому Иоанну Дамаскину “она родила Сына Божия и Бога воплотившегося, а не богоносного человека” (там же) и согласно святому Григорию Паламе”она сделала Бога Сыном человека, а людей сделала сыновьями Бога” (PG 151, 2, 465А).
Богородица исполнила отлично слова: “Се, раба Господня”. Она держала Христа внутри ее, носила Его в чреве, и в руках после Его рождения по плоти. Она кормила Его грудью. Она следовала за Ним, не как Апостол, не как Священник, а как Девоматерь, Божия Матерь, на все этапы Его наземной Богочеловеческой жизни. На исполнение закона Моисеева, на придание имени Ему в восьмой день от Его рождения с именем Иисус (Лк. 2, 21). На Его представление в сороковой день в Храме Соломона Симеону Богоприимцу (Лк. 2, 22). На уход в Египет и на возвращение и Его размещение в Назарете (Мф. 2,14 и 23). Заступница и свидетель чуда на свадьбе в Кане Галилейской. (Ин. 2, 1-11). Спутник и соучастник в боли Его крестной страсти, рыдающая по-матерински. Первая из Жен Мироносиц в радости Воскресения и причастник в радости и скорби Вознесения.
Наше собрание сегодня в честь Богородицы на памяти ее Успения является исполнением и подтверждением ее предречения в 9-ой песни Нового Завета, “се бо, отныне ублажат мя вси роди” (Лк. 1, 48). Мы ублажаем ее, действуя согласно Святому Писанию, восклицая вместе с той женщиной, которая возвысила голос из толпы и сказала, “блажено чрево носившее тя, и сосца, яже еси ссал” (Лк. 11, 27). Мы чтим ту, которую пророки проповедали, как горящей но неопалимой купиной, как Красным морем, как лествицей Иаковой, как пещей трех Отроков. Мы воспеваем ее согласно Святым Отцам, избегая неумеренность Мариологии Римско-Католической Церкви и недостаток чести к ней Протестантской. Мы следуем за великими богословами, богоносными Отцами, писателями и песнописцами Православной Церкви, за святыми Афанасием, Василием, Григорием, Кириллом Александрийским, Романам Сладкопевцем, Косьмой Maюмским, Иоанном Дамаскином, Максимом Исповедником, Григорем Паламой, Никодимом Святогорцем и Нектарием Пентапольским. Все они от глубочайшего уважения к ее личности и деятельности восхвалили ее различными гимнами, которые соперничают, иногда и превышают классическую поэзию. Они посвятили ей множество песнопений, гимнов, молитв, акафистов, Богородичных тропарей. Православный народ его простым но непогрешимым критерием дал ей много имен: Млекопитательница, Правосторонняя, Скоропослушница, Сладкое Лобзание, Вратарница, Троеручица и другие, о которых недостанет мне времени повествуя (Евр. 11, 32).
Если для всех усопших во Христе смерть не считается смертью, гораздо более это относится к смерти Богородицы, которая носила Того, Кто Своей смертью победил смерть. Живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и безсмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество (св. Григорий Палама, На всеблаженное Успение (PG. 151,2,464C)). Ее святое тело, которое еще более освятилось и обожествилось пребыванием в ним и воплощением Слова Бога, не могло бы остаться на Земле, разложиться и ждать всеобщего воскресения. Ее Сын и Бог призвал ее душой и телом, “переселил” ее на небеса по словам святого Григория Паламы (PG. 151, 2, 465 C), как изображает икона ее Успения, после ее смерти и погребения в этой блаженной гробнице, перед которой мы благочестиво молимся. Там на небесах она стоит в вечность, одесную Бога и Спасителя, как первая из торжествующей Церкви в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена, стяжавшая материнское дерзновение и молящаяся за нас, прибегающая и успевающая в нуждах, в скорбях, в испытаниях и молящая за всех тех, кто чтут ее православно, как Богородицу, а не по-несториански как Христородицу.
К ней, являющейся примером материнства для матерей и девственности для монахов, к ней, высшей небес и чистейшей светлостей солнечных, избавившей нас от клятвы, Владычице мира, прибегим, после Бога; пусть почтим ее песньми и попросим, будучи уверенными, что она услышит нас и помолится за нас. Просим ее молиться о единстве Церквей в любви, истине и мире, о прекращении тяжких преступлений насилия против невинных людей во всем мире, о справедливости и благополучии семей и обществ, о православных странах, чтобы они сохранили их православную самобытность и передали слово жизни православного востока странам запада, с которыми они соединились в рамках сотрудничества. Просим ее, прежде всего, как имеющую полноту добродетелей, чтобы она укрепляла нас в личной христианской и аскетической борьбе, чтобы мы подражали ей в послушании воле Божией, в молитве, преданности Церкви, чистоте, любви, благотворительности, пользе ближнего, чтобы ее имя величалось и прославлялось преблаженное имя Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.
Затем пели евлогитарии, и состоялось поклонение иконе Тела Богородицы Блаженнейшим Патриархом и Архиереями, Славословие, и Священники подняли Плащаницу и принесли ее по ступеням ко входу в Храм к западу от врат.
Там Блаженнейший вознес молитву о благосостоянии Вселенной и благополучии нашего Рода.
После этого Священники подняли Плащаницу, принесли ее на южную сторону Гробницы Богоматери и положили ее там, в то время как люди поклонялись и получали ее цветами благословение, под пение «Многая лета» Патриарху.
При Отпусте наставник Архимандрит Нектарий угостил Патриаршее Сопровождение и других в игуменском здании Гефсимании.
Успение Пресвятой Богородицы
В пятницу 28-го августа 2015 года Иерусалимским Патриархатом согласно типикону и паломническим канонам был отмечен праздник Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании в древнем храме Успения Пресвятой Богородицы и у Гробницы Богоматери.
Праздничная литургия была совершена Блаженнейший Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом, ему сослужили Их Высокопреосвященства Митрополиты Капитольядский Исихий, Вострский Тимофей, Замбийский Иоаким, временно находящийся и прибывший из Александрийского Патриархата, а также Их Высокопреосвященства Архиепископы Константинский Аристарх, Фаворский Мефодий, Лиддский Димитрий и Анфидонский Нектарий, Иеромонахи Святогробцы и члены клира, временно находящего в Святой Земле из Православных Церквей, Иеродиаконы, Архидиакон Евлогий, диакон Марк, о. Дионисий, о. Анастасий, церковные гимны исполнялись под руководством первопевца Пресвятого Храма Воскресения Архимандрита Аристовула на греческом языке и о. Джорджем Камаром на арабском языке вместе певцами храма Святого Иоакова брата Господня. На Божественной литургии присутствовал Генеральный Консул Греции в Иерусалиме г-н Георгий Захариудакис, а также большое количество арабоязычных паломников из Израиля и Палестинского государства, Греции, России, Украины, Румынии и Кипра дабы поклониться одной из главных святынь.
Многие из верующих держали пост перед праздником Успения и причастились во имя отпущения грехов, освящения и спасения.
При Отпусте, определенным порядком паломничества, в 10:30 Блаженнейший Патриарх обратился к верующим на греческом языке со следующим Словом:
“Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая, девствует бо рождество и живот предобручает смерть. По рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое”.Возлюбленные братья во Христе,Благочестивые паломники.
Как другие апостолы мы пришли сегодня в гробницу Богоматери и приснодевы Марии от конца земли, чтобы отметить память ее уважаемого представления, т.е. ее физической смерти и воскресения.
Преблаженная Богородица Мария, ставши Матерью жизни всех, т.е. Слова Бога и Спасителя нашего Христа, появилась святая всех святых, потому ни гроб ни смертность не удержали ее, как говорит песнопевец: “В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якожебо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселившийся приснодевственную”.
Иными словами, Пресвятая Богородица осталась в той священной гробнице, где ее похоронили, три дня. И так же, как Господь наш Иисус Христос и Сын Девы Марии воскрес трехдневный от Гроба, так и Богородица воскресла или, скорее, была перенесена после трех дней в небеса. Во время ее трехдневного пребывания в гробнице ее непорочное Тело не пострадало никакого повреждения. “Надлежало, чтобы Сохранивший в рождестве [Ее] девство нерушимым, соблюл и по смерти [Ее] тело нетленным”, говорит священный Дамаскин.
Действительно, мои дорогие братья, “побеждены законы человеческого естества” в лице Всенепорочной Девы Марии, как поет и песнопевец и восхваляет снова священный Дамаскин, говоря: “Но, если и отдаляется по законам естества Твоя священнейшая и блаженная душа от преславного и непорочного Твоего тела, и [само] тело предается законному погребению, то оно все же не остается в области смерти и не разрушается тлением — У Той, у Которой после рождения девство пребыло нерушимым, и тело по преставлении сохранилось невредимым”.
Согласно святому Григорию Паламе Владычица наша Богородица и Дева Мария является границей между тварной и нетварной природой. Это потому, что никто не мог бы прийти к Богу только через ее и заступника, Который родился от него, т. е. Христа.
“Она единая только есть посредница между сотворенной и несотворенной природой; и никто не придет к Богу, если только не через нее и через от нее рожденного посредника. Ничего из дарований Бога не пришел бы к ангелам и людям, если только через нее”.
Вот, славному Успению Богородицы и неискусобрачной Девы Марии небеса радуются и вся земля ликует. Благодаря Богородице и Матери Слова Бога “род наш человеческий избавился от прародительского осуждения”. Т. е. он избавился и освободился от древнего проклятия наших предков.
Придите, мои дорогие братья, воспоем Христа Бога нашего и вместе с песнопевцем скажем: “Ибо от семени Давидова, Ея же ради мы обожихомся, в руце Своего Сына и Владыки славно и паче слова прелагается, Юже, яко Матерь Божию, воспевающе, вопием и глаголем: спаси нас, исповедающих Тя, Богородицу, от всякаго обстояния и избави от бед души наша и даровати мир всей вселенней и особенно нашему месту и велию милость”. Аминь.
После Отпуста в игуменском здании состоялся прием, организованный настоятелем Архимандритом Нектарием. За столом присутствовали прохладительные напитки из-за неимоверно жаркой погоды, которая установилась в крае.
Тропарь Пресвятой Богородице в день успения Ее
глас 1
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак Пресвятой Богородице в день успения Ее
глас 2
В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Величание Пресвятой Богородице в день успения Ее
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
Молитва Пресвятой Богородице в день успения Ее
О Пресвятая Богородице Дево Владычице, высшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требущих помощнице, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление! Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная Света умнаго, Царице, рождшая, Царя Христа, Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая, ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Владычице всех тварей, боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление плоти Христовы, гнездо Орла небеснаго, горлице богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, Мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенный храме Единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго Сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати, ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, мечу ярости Божия на богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице и мира всего известное спасение!
О всемилостивая Госпоже Дево Владычице Богородице, услыши нас, молящихся Тебе, и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла и сохрани обитель нашу и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от всякия болезни и всякаго обстояния, да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои. Но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй. Облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущия. Помяни рабы Твоя и не презри слез и воздыхания нашего, и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся, обретше Тя помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша. Разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и прослави славящия Тя, изряднее же Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний.
О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатайством Твоим помилуй страну нашу и воинство ея и вся православныя христианы, сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризою Твоею честною защити и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа, Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша. Спаси же и помилуй, Госпоже, великаго господина и отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и весь монашеский чин, и вся правоверныя люди, покланяющияся и молящияся пред честною Твоею иконою. Призри на всех нас призрением милостивнаго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде и на Страшнем Суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшияся во благочестии от жития сего рабы Твоя в вечней жизни со ангелы и архангелы и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут, и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда и заступница всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих. Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему. Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати пресвятых и животворящих Его Таин приступали дерзаем, аще и недостойни есмы. Темже, всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся, грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми богоприятными молитвами доити небесныя безконечныя жизни и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его, купно со Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом во веки веков. Аминь.
Канон первый Пресвятыя Владычицы в честь Успения Ея
глас 1
Песнь 1
Ирмос: Преукрашенная Божественною славою, священная и славная, Дево, память Твоя вся собра к веселию верныя, начинающей Мариаме, с лики и тимпаны, Твоему поющия Единородному: славно яко прославися.
Да провождают невещественнии чинове небошественное в Сион Божественное тело Твое, внезапу же стекшеся апостол множество от конец, Богородице, Тебе предсташа абие, с нимиже, Чистая, Твою честную, Дево, память славим.
Победныя почести взяла еси на естество, Чистая, Бога рождши, обаче же, подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом. Темже умерши, с Сыном востаеши, вечнующи.
Песнь 3
Ирмос: Содетельная и содержительная всех Божия Мудросте и Сило, непреклонну, недвижиму Церковь утверди, Христе, един бо еси Свят, во святых почиваяй.
Жену Тя мертвенну, но паче естества и Матерь Божию видевше, Всенепорочная, славнии апостоли ужасно прикасахуся руками славою облистающей, яко богоприятное Селение видяще.
Постиже руце досадительныя дерзаго, усечением суд нанес, Богу сохраньшу честь одушевленному Кивоту, славою Божества, в Немже Слово плоть бысть.
Седален
Блажим Тя, вси роди, Богородице Дево, в Тя бо Невместимый Христос Бог наш вместитися благоволи. Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще: день бо и нощь молишися о нас и роди христианстии Твоими молитвами утверждаются. Тем, воспевающе, вопием Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Песнь 4
Ирмос: Речи пророков и гадания воплощение проявиша от Девы Твое, Христе: сияние блистания Твоего во свет языков изыдет, и возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Видите, людие, и чудитеся: Гора бо святая и явственная Богу в Небесныя обители превышше вземлется, Небо земное в Небесное и нетленное селение вселяемо.
Жизни присносущныя и лучшия смерть Твоя бысть прехождение, Чистая, от привременныя к Божественней воистину и непреходимей преставляя Тя, Чистая, в веселии Сына зрети Твоего и Господа.
Взяшася двери Небесныя, и Ангели воспеша, и прият Христос девства Своея Матере сосуд; Херувими подъяша Тя с веселием, Серафими же славят, радующеся.
Песнь 5
Ирмос: Божию и неизреченную доброту добродетелей Твоих, Христе, исповем: от Присносущныя бо Славы Соприсносущное и Ипостасное возсиявый Сияние, из девственныя утробы сущим во тьме и сени воплощся, возсиял еси Солнце.
Яко на облаце, Дево, апостольский лик носимь, к Сиону от конец служити Тебе, Облаку легкому, собирашеся: от Неяже Вышний Бог сущим во тьме и сени Праведное возсия Солнце.
Труб богоприятнии языцы богословных мужей благогласнейше Богородице вопияху, исходную возглашающе песнь Духом: радуйся, нетленный Источниче Божия живоначальнаго и спасительнаго всем воплощения.
Песнь 6
Ирмос: Морский пучинородный китов внутренний огнь — тридневнаго Твоего погребения проображение, егоже Иона пророк показася. Спасен бо, яко и предпослася, неврежден, вопияше: пожру Ти со гласом хваления, Господи.
Дает Тебе яже превыше естества Царь всех Бог: в рождестве бо Деву якоже сохрани, тако во гробе тело соблюде нетленно и спрослави Божественным преставлением, честь Тебе, яко Сын Матери, даруя.
Воистину Тя, яко светел свещник невещественнаго Света, кадильницу златую Божественнаго Угля, во Святая святых всели, ручку и жезл, скрижаль богописанную, ковчег святый, трапезу Слова жизни, Дево, Рождество Твое.
Кондак, глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Икос
Огради моя помышления, Христе мой, ибо Стену мира воспети дерзаю, Чистую Матерь Твою, на столпе глагол укрепи мя и в тяжких мыслех заступи мя, Ты бо взывающим и просящим верою моления исполняеши. Ты мне убо даруй язык приносен и помысл непостыден: всякое бо даяние сияния от Тебе низпосылается, Светоподателю, во утробу вселивыйся приснодевственную.
Песнь 7
Ирмос: Безстудней ярости же и огню Божественное желание сопротивляяся, огнь убо орошаше, ярости же смеяшеся, богодохновенною словесною преподобных тривещанною цевницею противовещая мусикийским органом посреди пламене: препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси.
Богоделанныя скрижали Моисей, писанныя Божественным Духом, яростию сокруши, но сего Владыка Рождшую неврежденну в Небесныя сохрань домы ныне внутрь всели. С Нею играюще, вопием Христу: препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси.
В кимвалех — усты чистыми, мусикийски же — сердцем светлым, доброгласною трубою — высокою мыслию, Девы и Чистыя в нарочитый избранный день преставления, детельными плещуще руками, вопием: препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси.
Богомудрии, соберитеся, людие: Божия бо славы Селение от Сиона преставляется к Небесному жилищу, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, и в веселии вопиющих Христу: препрославленный отцев и наш Боже, благословен еси.
Песнь 8
Ирмос: Пламень, орошающ преподобныя, злочестивыя же попаляющ, Ангел Божий всемощный показа отроком, живоначальный же источник содела Богородицу, тлю смерти и живот точащу поющим: Содетеля единаго поим, избавленнии, и превозносим во вся веки.
Глаголы последоваху Божественному Ковчегу священному все множество Богословов в Сионе: камо идеши ныне, Скиние,— зовуще,— Бога Живаго? Не престай призирающи верою поющия: Содетеля единаго поем, избавленнии, и превозносим во вся веки.
Якоже, воздевши руце, исходиши, Всенепорочная, руце, имиже Бога носила еси плотию, со дерзновением, яко Мати, рекла еси к Рожденному: яже Ми дал еси, во веки сохрани, вопиющия Тебе: Содетеля единаго поем, избавленнии, и превозносим во вся веки.
Песнь 9
Ирмос: Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.
Дивляхуся Ангельския силы, в Сионе смотряюще своего Владыку, женскую душу руками носящаго, пречисто бо Рождшей сынолепно провозглашаше: гряди, Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди.
Опрята лик апостольский богоприятное тело Твое, со страхом зряще и гласом велиим вещающе: в Небесныя домы к Сыну восходящи, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое.
Светилен
Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой. (Трижды)
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: