Фаворский свет, в котором произошло Преображение Господне, являет собой прообраз Воскресения Христова и Второго Пришествия, а символ Славы Господней – мандорла, сияющий круг вокруг фигуры Спасителя, изображается на всех иконах, где Христос изображён в сиянии Своей Божественной Славы: «Преображение», «Сошествие во ад», «Спас в Силах", «Вознесение», «Успение Богородицы».
Явление Божественной Славы еще при земной жизни Господа имеет ряд глубоких богословских смыслов, но смещение праздника с его реального места в евангельской истории на условное - в календарно-литургическом цикле, в значительной степени ретуширует эти смыслы и отодвигает их на второй план.
Перенос Преображения на август произошло из-за перенасыщенности великопостного цикла, в дни которого (за сорок дней до Пасхи) и случилось это событие. В результате в Великий Пост Преображение присутствует лишь косвенно – в неделю, посвященную памяти Григория Паламы, поставившего тему фаворского света в центр своих проповедей, провозгласив его стяжание целью жизни каждого христианина.
Кроме того, перенос на август поставил Преображение в один ряд с языческими праздниками, приуроченными к сбору урожая (мёда, фруктов, орехов), установив новую связку событий: вместо «Преображение–Распятие-Воскресение» --- «Преображение–Крестовоздвижение».
Напомним, что в праздничном литургическом круге через сорок дней после Преображения следует Крестовоздвижение, которое установлено в честь обретения Креста Спасителя, что произошло через триста лет после Воскресения Христова. Событие же Преображения должно вспоминаться, если следовать евангельской истории, в начале февраля. Понятно, что значимость Крестовоздвижения значительно меньше, чем значимость Распятия и Воскресения. Читать далее
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: