Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Второй Спас - на горе

Второй Спас в народной традиции называют яблочным со всеми вытекающими народными приметами, запретами, ритуалами, хотя отмечается он в августе, в общем-то, случайно. Более точно  Второй Спас  назвать Спасом на горе, где произошло событие, отмечаемое в этот день.

С горой в христианстве связано много событий, как исторических, так и символических. Гора - это место уединения и молитвы Спасителя, место, где Моисей получает скрижали от Бога (на горе Синай) и  встречается со Славой Бога, от чего лицо его начинает светиться Божественным Светом.

Гора – это место жертвоприношения (на горе Мориа) Исаака, на котором позднее будет возведен Иерусалим, а еще позднее - ветхозаветный храм. На горе Хорив Илия почувствовал Бога в тихом дуновении ветра и прикрылся милотью чтобы не умереть от встречи с Ним. 

На горе Иисус говорит свою Нагорную проповедь и на горе (Елеон) происходит Его Вознесение. Синай, Мориа, Хорив, Елеон, Фавор – пять гор, с которыми связана Божественная история. Все главные события Ветхого Завета и Нового происходят на горах или возвышенностях. И Преображение не могло произойти нигде, кроме как на горе.

На Фаворе ученики увидели Божественное Преображение Господа, чья Сыновняя ипостась была засвидетельствована гласом Отца и облаком Духа Святого. Преображение  - это второе Богоявление, поэтому  в иконостасе икона Преображения следует сразу после Крещения.

Но согласно истории человеческой жизни Иисуса, место Преображения - в Страстном цикле, т.к. оно случилось за сорок дней до Распятия и смерти Спасителя и потому отмечаться должно в начале Великого поста, в конце зимы или ранней весной: преобразился Иисус ровно за сорок дней до Распятия.

vtoroj_spas7

Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.

Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим  и Тайная вечеря случились уже после Преображения. Но сегодня в церковно-литургическом круге Преображение - праздник предпоследний, а не центральный, что существенно изменило и его значение, и его смысл. Этот праздник предваряет уже не Распятие, как раньше, а Крестовоздвижение, но  Крестовоздвижение и Распятие, а потом и Воскресение – все-таки события не равновеликие.

Соединение в праздничном ряду «Распятия» и «Преображения» - было одним из ключевых и очень важных, т.к. объединяло первое  пришествие Господа  в образе человека со вторым – в образе Бога. Преображение – праздник явления Иисусом своей Божественной природы.

Как человек Он был распят,  как Бог – преобразился и Воскрес. В Преображении Иисус, забегая вперед на сорок дней, показывает лучшим своим ученикам свое грядущее Воскресение, показывает для научения  и чтобы они не страшились, когда увидят Его вольную смерть.

Союз двух природ, человеческой и Божественной, символически и по смыслу, представлен в соединении двух событий - Распятия и Преображения, но Второй Спас был отодвинут на вторую половину августа, т.к. предпасхальный период оказался перегруженным. И это сместило акценты - с богословского на  народно-языческий, в котором мотив сбора урожая стал важнее явления Господом в образе Света своей Божественной природы. Читать далее

Это интересно
0

17.08.2017
Пожаловаться Просмотров: 965  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены