Проблема добра и зла — это вечная тема человеческого познавания, и, как любая вечная тема, она не имеет однозначных ответов. Сложность этой проблемы объясняется тем, что понятия «добро» и «зло» относятся к оценочным категориям познавательной практики человека. Они представляют собой наше суждение о мире, о взаимодействии природных сил и человека, о взаимоотношениях людей и т.д. Определение этих понятий зависит не только от объективного содержания происходящего в мире или имевшего место быть в прошлом, но и от уровня развития нравственного сознания познающего человека, от его способности проникать в суть явления, от широты мировоззрения и стремления к достижению истины.
Все духовные Учения, данные человечеству как Высочайшее Откровение, несут в себе заповедь Божественной Этики, ориентируют человека на высокие нравственные ценности, идеалы альтруизма, практику любви и деятельного добра.
Учение Живой Этики, продолжая существующие духовные традиции, при этом не только содержит широкое мировоззренческое обоснование практической ценности осуществления высоких этических идеалов в повседневной жизни, но и указывает на способ достижения этого состояния в мирской жизни.
Речь идет прежде всего о расширении сознания человека, о достижении им радикального понимания природы реальности, о развитии чувствознания, когда свет истины, озаряя каждую грань человеческого опыта, дает фундаментальную уверенность и осмысленность существования.
Книги Живой Этики содержат представления о добре и зле как о двух противоположных силах, которые действуют в нашей жизни. Представление о добре и зле тесно связано c мировоззренческой концепцией Живой Этики, основу которой составляет признание «существования Единой Абсолютной Трансцендентальной Реальности, ее двойственного Аспекта в обусловленной Вселенной, и иллюзорности или относительности всего проявленного»1. Отвечая на вопросы читателей книг Живой Этики о добре и зле, Елена Ивановна Рерих писала: «Бог, в его аспекте Абсолюта, заключает в себе потенциал всего сущего. В Абсолюте или в Мире Высшей Реальности или Бытия, конечно, зла, как такового, не существует, но в мире проявленном, который есть следствие дифференциации, все противоположения уже налицо, то есть свет и тьма, дух и материя — противоположные полярности, добро и зло и т.д. ...
Лишь при сопоставлении этой двойственности, или пар противоположений, высекаются искры познания и возможно совершенствование или эволюция. Вечное движение, или эволюция, создает и относительность всех понятий. Так познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений.
Действие противоположений производит гармонию, подобно центробежной и центростремительной силам, которые, будучи взаимно зависящими, необходимы друг другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Именно, мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими. Эти противодействующие силы, или пары противоположений, принимают в нашем сознании ту или иную окраску или качество, т.е. становятся добром и злом. На каждом плане проявления степень зла и добра оценивается сознанием человека по уровню его развития. Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда относительность всех понятий в мире проявленном»2.
Итак, прежде всего речь идет о том, что категории добра и зла относительны, что зло не укоренено в Бытии, что природа не имеет понятий добра и зла, что эти понятия, как оценочные категории, сопряжены именно с человеческим познанием, с уровнем развития сознания человека.
Понятия добра и зла в Живой Этике раскрываются через принципы соизмеримости и целесообразности. В рамках закона соизмеримости зло определяется либо как отсутствие добра, либо как преувеличенное добро. Мера необходимости является критерием качества действия. Другим, не менее важным критерием в определении понятий «добро» и «зло» выступает принцип целесообразности, который тесно связан с понятием космической эволюции. Смысл эволюции в совершенствовании мира, в творческом преобразовании Хаоса в Космос, в одухотворении материи, в достижении человеком духовного просветления и т.д. Как известно, направленность эволюции определяется Космическим Магнитом, сила которого контролирует весь процесс изменений во Вселенной. Те явления, которые соответствуют целям эволюции,поддерживают и осуществляют ее, понимаются в Живой Этике как добро, а те, которые препятствуют, задерживают, — как зло.
В космическом понимании зло иррационально, дисгармонично, беспорядочно, разрушительно, тождественно проявлению безличных хаотических сил в природе. Борьба с хаосом составляет основу жизни Космоса, причем напряженность этой борьбы, по мере восхождения эволюции, усиливается. Таков закон космического развития.
В земных условиях эта борьба отягощена сознательным противодействием целям эволюции со стороны Иерархии темных сил. История возникновения этого очага зла на нашей планете описана в «Криптограммах Востока», в легенде о падшем ангеле —Люцифере. «В Эзотерических Учениях Востока указано, — пишет Е.И.Рерих, — что Люцифер пришел на нашу Землю вместе с другими Высшими духами, пожертвовавшими собою для ускорения эволюции планеты и ее человечества. Но Люцифер не был Высшим среди своих Собратьев, и, когда ему пришлось облечься в земные и плотные оболочки, дух его не удержался на прежней высоте»3. В Живой Этике падение Люцифера связывается с его обособлением, отходом от Иерархии Светлых Сил и полным центрированием на своей самости. Поскольку целями космической эволюции являются развитие в человечестве альтруистических качеств и достижение им духовного Единства на всех уровня Бытия, то падший Люцифер, вследствие своего сатанинского эгоцентризма, превратился в ярого противника земной эволюции. Опасность этого положения в том, что дух падшего ангела в своем потенциале обладал энергиями, родственными нашей планете, и земное человечество оказалось под угрозой полного превращения в дьяволочеловечество. Чтобы нейтрализовать роковое влияние темных сил и поддержать эволюцию землян в сторону Богочеловечества, потребовалась Великая Искупительная Жертва от Иерархии Светлых Сил. Это осуществилось в воплощении Иисуса Христа.
Но борьба Света и Тьмы не закончена. Она продолжается в мире, она продолжается в сердце каждого человека, как борьба добра и зла.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: