«…..Что является уникальным в этой музыке – это определенная комбинация ее элементов: этнические мелодии, ритуальная музыка отдаленных храмов и монастырей, каденции православной литургии, так глубоко знакомой им обоим – все они были преобразованы Гурджиевым, благодаря мастерству де Гартмана и абсолютной преданности делу. Результат был иногда отчетливо восточным, часто – несомненно западным, но почти никогда типично чем-то одним. Это подобно тому, как если бы множество специфических атрибутов этих источников были очищены, чтобы оставить музыку в значительной степени свободной от разработанной структуры и декоративных деталей или от характерного пианизма. Сила и ясность ее языка появляется из лежащего в основе стремления обращаться непосредственно к глубочайшему «я» слушателей….»
С точки зрения Гурджиева, музыка должна вести людей к пробуждению. Однако большая часть современной музыки "субъективна". Она не только порождается субъективным состоянием композитора, но и на каждого слушателя воздействует в соответствии с его субъективным состоянием на момент прослушивания. Несравненно реже встречается "объективная" музыка, требующая объективного знания человеческой природы, в основном, функционирования и свойств восприятия, а также того, как на него воздействуют особые "качества" каждой вибрации. Объективная музыка влияет на всех людей одинаково.
Она не только задевает чувства, но и трансформирует их, приводя слушателя в цельное или "гармоничное" внутреннее состояние, и, тем самым, к новому соотношению со всем мирозданием, представляющим собой вибрационное поле. Согласно Гурджиеву, семинотная музыкальная шкала выражает фундаментальный космический закон, "закон октав", управляющий развитием вибраций, потоком энергии, во всех явлениях Вселенной. Томас (Фома) де Гартман (1885-1956) встретил Гурджиева в 1916 году в Санкт-Петербурге.
К тому времени он был уже известным композитором. В 18 лет он получил диплом Петербургской консерватории, а тремя годами позже Нижинский и Павлова поставили в Императорской опере его балет в четырех действиях "Розовый цветок". В годы перед Первой Мировой войной де Гартман изучал дирижерское мастерство в Мюнхене у Феликса Моттля, ученика Вагнера. Именно тогда он встретился с художником Василием Кандинским и сочинил музыку для экспериментального сценария Кандинского "Желтый звук ". После этого они стали друзьями на всю жизнь.
По описанию де Гартмана:
"Мистер Гурджиев обычно насвистывал или играл на фортепиано одним пальцем очень сложный тип мелодии, каковыми, несмотря на кажущуюся монотонность, являются все восточные мелодии. Чтобы ухватить эту мелодию, записать ее в европейской нотации, требовалось нечто наподобие tour deforce....(перевод с английского - проявление мастерства ). Музыка мистера Гурджиева была необычайно разноплановой. Наибольшим воздействием отличалась та, что он запомнил из путешествий в отдаленные азиатские монастыри. Слушая такую музыку, погружаешься в глубины своего существа. ..." Де Гартман часто играл эту музыку по вечерам в присутствии Гурджиева, учеников и гостей.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: