Источник: http://prytkovalexey.org
По легенде основной моделью скульптора для скульптуры «Девушка с веслом» стала Вера Волошина, студентка Московского Института физкультуры.
В 1935 году талантливый скульптор и художник Иван Дмитриевич Шадр получает госзаказ на создание серии скульптур для строящегося парка культуры и отдыха имени Горького в Москве. Скульптуры должны были олицетворять красоту, молодость и спорт. К тому времени Шадр уже был известен как талантливый апологет совсимволов. Именно его хрестоматийные Красноармейцы, рабочие и крестьяне сурово и отрадно глядели с денежных купюр, облигаций и марок СССР того времени. Плюс бессмертный «Булыжник». Плюс статуя Ленина в Грузии, на слиянии рек Арагви и Куры у Закавказской гидроэлектростанции, самый на тот момент высокий монумент в Союзе.
Когда скульптор Шадр изваял в камне девушку с веслом, Вере Волошиной было 17 лет. Рост 175. Грудь 84, талия 58. Бёдра 93. Стрижка карэ. Глаза серые. Ворошиловский стрелок, начинающий лётчик, парашютистка, спортсменка, художник и поэт-любитель.
В газете «Советское искусство», 1935, 17 июля, N 33 по поводу этой фотографии говорилось:
«Скульптор И. Шадр заканчивает большую монументальную композицию „Девушка с веслом“, которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров».
Однако «первый вариант» был отвергнут, о чем общественности сообщила директор парка Бетти Глан в интервью «Вечерней Москве» 10 мая 1936 года. В том же году первый вариант скульптуры переместили в парк культуры и отдыха Луганска.
К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую 8−и метровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для нее стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева). Скульптор изменил прическу, фигура девушки стала тоньше и романтичнее. Модель, с которой делал И. Шадр свою «Девушку с веслом», также далека от традиционных представлений о советской физкультурнице. Скульптор искал натурщицу с классическими пропорциями фигуры. Нашел ее в спортивном обществе ЦСКА, где та занималась гимнастикой. Архитектор по профессии, она работала в мастерской Каро Алабяна, (автор проекта Театра Советской Армии). Позже Бедринская-Белоручева окончила Архитектурный институт, участвовала в проектировании гостиниц «Пекин» и «Россия», а также делала проект Дома правительства РСФСР (Белый дом). Скульптура простояло недолго. По некоторым данным, скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке. Точная уменьшенная копия «Девушки с веслом» хранится в Третьяковской галерее: в конце 50−х годах по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра мастер Владимир Лукьянов перевел в бронзу.
О судьбе Веры Волошиной — первой модели девушки с веслом
Родилась в 1919 году в Сибири. Конкретно — в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы. Проявив с первых классов школы интерес к спорту, занялась гимнастикой и лёгкой атлетикой. Успехи не заставили себя ждать, но женская природа взяла своё. Девочка хорошо шла в рост. С гимнастикой пришлось завязать. Осталось покорять царицу спорта. В седьмом классе Вера выиграла чемпионат города по прыжкам в высоту. Взяв этот почётный титул, Вера держала его до того, пока не уехала в Москву по окончании десяти классов. Здесь она с первого захода поступила в Центральный, ордена Ленина, институт физкультуры. Параллельно с институтом она записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолётом И-153 «Чайка» и занялась прыжками с парашютом. Кроме этого она всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией. В 1936 году она пишет заявление о желании принять участие в гражданской войне в Испании. Ей отказали. Вера осталась учиться.
В 1938 году, во время прыжков с парашютом Вера неудачно приземлилась и серьёзно повредила ногу и позвоночник. Долго пришлось лечиться. Институт физкультуры пришлось оставить и перевестись в институт торговли. Всё, вроде, стало помаленьку выправляться… Но — 22 июня, ровно в четыре часа разбомбили Киев, Минск, Житомир, Витебск, Оршу и далее по всему восточному направлению. Так пришла война.
Её зачислили в разведывательно-диверсионный отряд для работы в тылу врага. На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941-го в район подмосковной станции Завидово. Вернулась целой и невредимой. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.
21 ноября она опять, в составе группы, перешла линию фронта. На западе Подмосковья, между деревнями Якшино и Головково, ночью, при пересечении дороги группа диверсантов попала под обстрел. Из группы в 15 человек на дорогу упали двое. Вера и сержант-танкист, который выбирался из окружения и прибился к своим. Труп танкиста удалось вытащить. Вера осталась лежать на мерзлой дороге. Ее не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Утром двое из ее группы попытались найти Веру, или ее труп, но не смогли. Она пропала. На четверть века.
Как это бывает в жизни, о ее гибели узнали случайно. Благодаря хорошему человеку. В 1966 году в Советском союзе отмечалось 25 лет Битве за Москву. Журналист газеты «Правда» Генадий Фролов получил задание написать обстоятельный очерк о подвиге Зои Космодемьянской. Фролов оказался не только хорошим журналистом, но и хорошим парнем. Так сейчас любят говорить. Он приехал на место гибели Космодемьянской, в деревню Петрищево, побродил там, посмотрел музей и окрестности и пришел к выводу, что довольно мало известно о людях, воевавших вместе с Зоей. Он заинтересовался историей ее разведгруппы и установил, что группа входила в состав довольно большого разведотряда. Скрупулезно восстанавливая состав отряда, он выяснил, что в нем воевали еще три девушки. Фамилия одной из них была Волошина и она по документам пропала без вести, да к тому же в тот же самый день, когда пленили Космодемьянскую. Фролов поехал в те места и стал рыть. Его ждала удача. Прямых свидетелей гибели Волошиной он не нашел, но по свидетельствам «касательных» людей, восстановил последние часы Веры. Основным историческим свидетелем выступила Звонцова Александра Федоровна. Она продублировала Фролову рассказ своей матери. По ее словам, ее мать в тот день ходила в лес и стала свидетелем казни неизвестной девушки. Время, место и действующие лица совпали.
«…На моих глазах фашисты повесили девушку. Привезли ее на машине. Сначала ее не было видно, но когда опустили боковины, я так и ахнула. Она лежит, бедняжка, в одном белье, вся в крови. Два солдата залезли в машину, хотели поднять девушку. Она оттолкнула их, и цепляясь рукой за кабину, поднялась сама. Вторая рука у нее была перебита. Висела как плеть…»
Веру Волошину повесили на придорожной иве у опушки леса. Прилетели голодные птицы и поклевали ее плоть. Когда нашли что-то, похожее на человека, которого повесили, там болтались только куски мяса и кости. Опознаванию это не подлежало. После отступления немцев в середине декабря жители Головково сняли тело Веры с придорожной ивы и похоронили здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.
Так сейчас выглядит ива, на которой в 1941 году немцы повесили Веру (год съемки 2009)
В тот же день, буквально в десяти километрах от этого места, в центре деревни Петрищево, при большом количестве народа была повешена Зоя Космодемьянская. Месяцем раньше немецкая авиабомба разнесла в куски статую девушки с веслом в Парке Горького, а еще раньше 3 апреля 1941 умер автор Иван Дмитриевич Шадр
Весь трагизм смерти Веры заключается в том, что у голгофы Зои стояли очевидцы. Вера Волошина погибла одна. Без свидетелей. Зоя ушла в бессмертие, Вера в безвестие. Где в принципе и прибывает до сих пор.
Это интересно
+31
|
|||
Последние откомментированные темы: