Примерно в XVI веке итальянские гуманисты ввели термин "ГОТИКА" (готы - германское племя), который первоначально был уничижительным обозначением всего средневекового искусства, считавшегося "варварским"
Готика в Италии. Миланский собор
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Искусство итальянского РЕНЕССАНСА в начале XV веке характеризуют три главных принципа: во-первых, систематическое античного наследия, которое считалось эталоном прекрасного в искусстве; во-вторых, вера в величие человека (гуманизм); в-третьих,открытие линейной перспективы. Именно это привело к революции в западноевропейском искусстве.
Паоло Уччелло. Охота. Ок.1465-1470
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Параллельно со становлением итальянского Ренессанса перемены в художественной жизни происходили и в Нидерландах. В Северной Европе искусство не "возрождалось" (здесь не было античного наследия), но приобретало новые черты в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций.
Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста
ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Период между 1500 г.и разграблением Рима в 1527 г. был связан с необычайным расцветом всех видов искусства в Италии.
Рафаэль. Афинская школа. Фрески в папской библиотеке
МАНЬЕРИЗМ
Слово маньеризм происходит от итальянского maniera("манера" или "стиль")
Питер Брейгель (Старший). Охотники на снегу - февраль. 1565 г.
БАРОККО
Раньше слово "барокко" имело негативную окраску и означало что-либо нарочито экстравагантное и усложненное. Лишь относительно недавно оно стало применяться для художественного стиля XVII века - эпохи, когда создавались самые грандиозные и эффектные в истории искусства произведения архитектуры, живописи, скульптуры.
Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила
РОКОКО
В начале XVIII века героика и помпезность барокко уступили место изящной усложненности рококо ( от французского "рокайль", "раковина", которая была характерным декоративным элементом стиля рококо). Этот стиль был расчитан на аристократов с утонченным вкусом.
Жан Оноре Фрагонар. Качели
НЕОКЛАССИЦИЗМ
Неоклассицизм был реакцией против вычурности рококо, сознательным возвращением к античности
Жак Луи Давид. Клятва Горациев
РОМАНТИЗМ
После того как обещанный Просвещением рационализм растворился в кровопролитии Французской революции, художники попытались выразить свое отношение к миру, который погружался в хаос. Основным принципом романтизма стал героический индивидуализм.
Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах
РЕАЛИЗМ
Прогрессивное направление искусства середины XIX века. Его зарождение связывают с выставкой Гюстава Курбе (1855). Её центральное произведение, картина "Мастерская художника" было отвергнуто Всемирной выставкой, и тогда Курбе построил недалеко собственный павильон. Специально для выставки написал манифест Реализм
Гюстав Курбе. Мастерская художника
Год от года во всем мире все активнее раскрывают суть искусства. Музеи, галереи с гордостью сообщают о рекордном числе посетителей, и не только на выставках знаменитых мастеров, но и на показах провокационных работ современных художников. Тяга к искусству всех видов увеличивается постоянно, и люди приезжают на новые выставки, как паломники к святым местам.
Наблюдая этот феномен, было бы странно оценивать потрясающий подъем зрительского энтузиазма с трепетом. Как критик, который провел большую часть своей карьеры, вдохновляя читателей обратиться и открыть его для себя, я должен быть очень рад и признателен той посещаемости, которую сейчас демонстрируют выставки. Однако чем больше я смотрю на зрителей, толпящихся перед последними «хитами» на выставках или шедеврами на постоянных экспозициях Прадо, Лувра, Эрмитажа, я чувствую себя все менее убежденным в том, что они смотрят на искусство с соответствующим вниманием. Большая часть посетителей двигается по выставкам и музеям со скоростью, приводящей в замешательство. Останавливаясь, время от времени, перед каким-то изображением до того, как вновь пуститься в свой галоп, они, кажется, не готовы внимательно рассматривать что-либо достаточное количество времени.
С одной стороны, их нежелание долго находиться перед предметами, конечно, понятно. Большая часть изобразительного искусства, в отличие от фильмов, музыки драмы и литературы, дает нам иллюзию, что его можно познать одним взглядом. Естественно, нам не нужно проводить перед картиной часы, которые требуются, чтобы прочитать книгу, посмотреть спектакль, фильм или прослушать концерт. Наши глаза просто фокусируются на выставленных, и мы можем взглянуть на них до того, как решить, стоит ли предмет нашего интереса. Поэтому эта краткость кажется даже желанной. Ничто не может быть более раздражающим после того, как мы потратили массу времени на просмотр эпической пьесы, чем выяснить, что она на редкость скучна. Безусловно, лучше оценивать искусство на ходу и не рисковать потерей нашей энергии на что-то, безусловно, незаслуживающее этого. Если мы будем следовать такой политике в галереях, то выставленные предметы вряд ли получат возможность полностью привлечь нас. Нетерпеливый взгляд не заменяет ищущего взгляда. Как мы можем надеяться отдаться выдающемуся произведению искусства, не будучи подготовленными к тому, чтобы остановиться, полностью сконцентрироваться на произведении перед нами и постепенно постараться проникнуть в мощный мир воображения? (*добавлю от себя, часто мешают углубиться в произведение, снующие туда-сюда люди, о которых создается впечатление, что их поймали, насильно посадили в украшенную золотую клетку, и они в таком неведении мечутся, теша себя мыслью, иллюзией что приобщаются к высокому искусству , а на самом деле по какой-то случайной причине оказались здесь, и бестолково перемещаются от одной картины к другой, растерянные, а некоторые и раздосадованные. Но приходится терпеть подобных «потребителей искусства» )
Постоянный изучающий взгляд – это единственный способ углубить наше понимание того, как художник может человеческое существование. Хотя и нелегко глубоко проникнуть в образы, которые в нем заложены. Наша культура быстротечна и базируется на визуальном стимуле. Нас заполняют повсюду быстрые, беспокойные, кричащие ритмы образов навязчивой рекламы.
Как бы не было сильно безусловное воздействие адреналина, оно не в состоянии подготовить нас к длительному акту рассматривания. Чисто визуальный напор искусства часто бывает непосредственным и может привлечь наш взор только на одно мгновение. После того как прошел этот первоначальный соблазн, мы должны, однако, получить альтернативный привлекательный стимул, чтобы оно не исчезло.
Только оставшись рядом с каким-то произведением, зрители могут начать истинный процесс вхождения в мир художника и постепенно погружаться в него. Но этого нелегко добиться. Естественно, тщательно изучая искусство довольно длительный период времени, можно постепенно его познать.
Бегло осмотрев картину, появляется искушение сделать вывод, что больше там ничего не может быть найдено. Мы начинаем чувствовать беспокойство, и хотим двигаться дальше. Однако с этим желанием стоит бороться. Если мы остановимся и позволим произведению проникнуть в наше сознание постепенно, сможет оказаться возможным контакт между искусством и зрителем. Я не желаю уменьшать связанные с этим трудности. Чтобы тщательно исследовать образ, требуется отдача всем сердцем и спокойные размышления, которые остаются в противоречии с необычайной скоростью осмотра, которой требует от нас современная городская жизнь. Нет формул, нет никаких надежных путей, чтобы достичь необходимого чувства внимательного исследования. Каждая встреча с любой работой будет требовать своего собственного и единственного подхода.
Ричард Корк, историк искусства, критик,
издатель, комментатор радиопрограмм и куратор.
Лондон, Великобритания
Это интересно
+15
|
|||
Последние откомментированные темы: