Автор Устинова Юлия среди своих работ
У Юлии нет псевдонима или привычного для всех нас ника. Она не сидит в виртуальных сообществах рукодельниц. Однако ее парящие толстушки известны во всем мире - они необычно пластичны, реалистичны и очаровательны. Они были главными персонажами не одной выставки, потрясли до глубины души и покорили массу людей. В каждой такой кукле можно увидеть не только свой - особый - характер, но и очень хорошо прочувствовать ее судьбу. А разве бывает у женщины простая судьба?..
Устинова Юлия Николаевна родилась в Москве в 1961 году в семье художников. Училась в Московской средней художественной школе (МСХШ), затем в Полиграфическом институте на факультете книжной графики. С 1978 года и по сегодняшний день сотрудничает с издательствами как художник-иллюстратор детской литературы. Также некоторое время занималась детской модой и текстильным дизайном. С 1988 года член Союза Художников по секции скульптуры.
Вязаную скульптуру впервые представила на выставке «Художник и его увлечения» в Московском доме художника (МДХ) на Кузнецком мосту в 1989 году. Затем последовали выставки в музее Декоративно-прикладного искусства, Доме скульптора, галерее Дэвидсон в Сиэтле, в журнале «Наше наследие», несколько персональных выставок состоялось в ЦДХ. Сейчас работы Юлии находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
Ее вязаные женщины занимаются обычными повседневными делами, а иногда устав от быта, взлетают и парят над землей. Юлия Устинова посвящает свои работы, в основном, женским образам древней мифологии и, по сути, они обращены к извечной теме — женщина в искусстве. Ее текстильная скульптура, созданная крючком, точно «подцепляет» и заостряет ту часть античных мифов, которая может быть обытовлена, приближена к нашему времени, к общему течению повседневной жизни.
Нить, которой Устинова владеет так, как владеет глиной традиционный скульптор, оказывается в ее руках материалом, способным передать выразительную пластику тела, сродни хореографии, и тонкую психологию, приправленную долей абсурда.
Фигурки связаны из разноцветной пряжи (главным образом, шерсть с акрилом). Каждая представляет законченный образ. Есть дамы — мечтательницы и игривые сирены. Вязаные женские фигуры вызывают добрую улыбку и желание поскорее взяться за крючок. Ведь вязальщицы в коллекции тоже присутствуют.
"Я родилась в семье у мамы-скульптора и папы-книжного иллюстратора, рисовала всегда и всё. Хотя мудрые родители насильно меня в искусство не тащили, для меня самой выбора не было - только в художники! Родители, конечно, меня поддерживали, и я до сих пор обращаюсь к ним за профессиональными советами.
Мама и бабушка учили меня вязать лет с четырёх - косички, цветочки. А годам к шести-семи я уже обвязывала кукол с ног до головы, и, спасибо маме, она никогда не жалела для меня ниток, хотя я их и нещадно портила.
В седьмом-восьмом классе я (уже на спицах) начала вязать себе - ужасно много, а из остатков вязала крючком игрушки, в основном, зверюшек, а потом и куколок - обычных, в разных одёжках. Позже мне захотелось такую куколку закрепить вертикально - возник каркас, постамент.
В общем, соединилась скульптура, которой к тому времени я уже начала заниматься, и моя любовь к вязанию. Первые работы, к сожалению, не сохранились или находятся в плачевном состоянии - я набивала их резаным поролоном, не зная, что со временем он превращается в липкую гадость.
Толстушки - как олицетворение женского начала. Да и сам материал, мне кажется, диктует объёмность, ведь сплошной целлюлит вывязывается! Стройных пыталась вязать -не то. В неправильной, изобильной фигуре больше характера.
Как рождаются - не знаю. Чаще всего - в муках, в борьбе с колющейся проволокой, с непластичными нитками, сбивающейся набивкой... А вяжу всегда по наитию, без схемы, ну разве что ряды в руках или ногах посчитаю - чтобы приблизительно одной длинны были. Времени уходит по разному (куклы-то) разные - от двух дней до месяца. Установка на постамент – это ужасная морока. И пилишь, и сверлишь, такое вот рукоделие...
Источники вдохновения? Вдохновение анализу не поддаётся, если б знать... А так - много рисую на пляже, с моря всегда привожу несколько идей, да и по улицам ходят замечательные персонажи! Поза и фигура - продуманные, они для выражения настроения, а вот с чего идея куклы начинается - трудно сказать, всегда по-разному. Или увидишь какую-нибудь женщину, ну прямо олицетворяющую материнство, или наоборот – одиночество. А то нитки так по цвету сложатся - совершенная весна, тогда к ним придумывается тётенька... Результата стараюсь добиться соответствующего первоначальной задумке - иногда перевязываю по нескольку раз, а то и сразу всё совпадает.
Нитки я больше всего люблю шерсть с акрилом, но часто для сложности цвета добавляю и тонкие хлопковые, типа "ириса". Вообще пряжу составляю сама - из двух, трёх и более цветов. Иногда покупаю пакеты обрезков и из них собираю цветовые сочетания. Конечно, куча узелков, зато как с палитрой. Кукол я раньше вязала, в основном, розовых, и они были какие-то слишком голые, а мне это не нужно. Мне нужна форма. Меланж ,мне кажется, эту проблему снял. А крючки я использую размером 2,5 и 3.
Куклы большей частью живут у меня дома и ездят по выставкам. Продаю редко и только в хорошие руки. Иногда дарю - добрым друзьям. Делаю ещё небольшие игрушечки - вот их сдаю в магазины уникальных подарков или сама продаю на выставках. Из мест, где есть мои работы, больше всего горжусь и люблю Кукольный Дом на Варварке. Там живёт кукла в натуральную величину. Она у меня одна такая, называется - "женщина с не сложившейся судьбой". Впрочем, на детские праздники её переодевают феей.
Учеников у меня нет, наверное, потому, что как же можно учить и одновременно рисовать-лепить-вязать? И выкроек-схем у меня тоже нет."
Ариадна и Минотавр
Это интересно
+26
|
|||
Последние откомментированные темы: