Тема Теофании, явления Божества во всей Своей славе и силе, соответствует основному контексту события Вознесения. Ученики становятся свидетелями прославления Сына, свидетелями явления Божественной славы Сына миру. Вознесение Господа — это и образ Его Второго пришествия. Явившиеся апостолам ангелы сообщили, что: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Это эсхатологическое значение Вознесения передается через общий теофанический характер всей композиции.
Именно в силу своей теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма — на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция занимала свод купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице (фреска разрушена), соборе Сан Марко в Венеции.
подписи под "картинкой"
Мозаика купола церкви Св. Софии в Фессалонике. 880-885 гг. Греция
На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.
Если вспомнить, что полководец, заслуживший церемонию триумфа, въезжал в город на колеснице, то подобная художественная аллегория становится вполне понятной. Два ангела, представленные в виде крылатых юношей, подносят Христу венки — награду триумфатора, другие два как бы поддерживают мандорлу.
Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия
Ниже огненных крыльев тетраморфов изображена десница Бога-Отца. Трепещущие в воздухе огненные всполохи могут истолковываться и как деталь упомянутого видения Иезекииля: «огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня» (Иез. 1:13), и как огненные языки, сходящие на стоящих внизу апостолов. Таким образом, на этой миниатюре, как и на ампуле, присутствует изображение двух событий: Вознесения и Пятидесятницы
Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон
В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающем на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И возшедшего на небеса и сидящего одесную Отца…».
Практически всегда в композиции наблюдается интересный анахронизм: в нижнем регистре, рядом с одним из двух указующих на Господа ангелов в белых одеждах изображается апостол Павел, который на тот момент не только не был учеником, но был гонителем христиан Савлом. Вскоре после Пятидесятницы он стерег одежды иудеев, побивающих камнями архидиакона Стефана, и одобрял это убийство.
Данное несоответствие хронологии объясняется тем, что икона никогда не понималась в Православии как точная, формальная иллюстрация текста Священного Писания. Икона не только «показывает» событие, но раскрывает его смысл и значение. Образ Вознесения — это образ Новозаветной Апостольской Церкви, основанной Христом и распространенной по всей земле проповедью апостолов и их преемников. Поэтому на иконе Вознесения всегда изображается апостол Павел.
Икона не призвана выражать только «букву» Писания, иначе, например, изображение Богородицы на иконе Вознесения было бы сомнительным, так как в тексте не говорится о Ее присутствии на Елеонской горе. Однако Богородица всегда изображается, поскольку икона должна передавать самую суть Священного Писания, выражать основы Христианского вероучения.
Церковь учит, что Вознесение — это окончание земного служения Спасителя, завершающий момент домостроительства Сына Божия. Оно началось в Вифлееме, когда Вторая Ипостась Пресвятой Троицы — Бог Сын — воплотился от Пресвятой Девы. Ее присутствие на иконе Вознесения напоминает о начале домостроительства Сына, логическое завершение которого произошло на горе Елеон. Далее, с момента Сошествия Святого Духа, начинается новый этап истории — домостроительство Бога Духа Святого.
Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись
Реликварий капеллы Санкта Санкторум. Конец VI — нач.VII в. Музеи Ватикана. Фрагмент
Золотое кольцо. Византия. VII в. Художественный музей Уолтерса, Балтимор,США
Центр триптиха. VII-IX в. Монастырь св.Екатерины на г. Синай, Египет
Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет
Миниатюра Хлудовской Псалтири. Византия. Середина IX (?) в. ГИМ, Москва
Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш. Амиранашвили, Тбилиси, Грузия
Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция
Фреска церкви Каранлик в Гёреме. XI-XIII в. Каппадокия, Турция
Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония
Фреска Спасо-Преображенского соб. Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Россия
Фреска купола церкви св.Георгия в Старой Ладоге. 60-е годы XII в. Россия
Фрагмент амвона из кости. Германия. Кельн. XII в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта
Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент
Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция, Италия
Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент
Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент
Икона из Успенского соб. г. Владимира. А.Рублев, Д.Черный и мастерская. Ок.1408 г. ГТГ
Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва
Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США
И еще иконы и картины как православные,так и католические
Вознесение Господне на латинском языке **ascensio — в Новом Завете восшествие Христа на небо и установленный в честь этого праздник. Отмечают его на сороковой день после Пасхи. По разъяснению Афанасия Великого, Вознесение Спасителя представляет собой обОжение, или теозис человеческой природы Иисуса, после этого она становится невидимой для земного человека. Выпадает этот праздник всегда на четверг.
Согласно Деяниям святых апостолов Христос после Своего Воскресения на протяжении сорока дней являлся им и рассказывал о Царствии Божьем.
Поэтому и считается, что эти сорок дней Иисус Христос находится среди людей на Земле.
Иконография отличается, как видите, от православной традиции: у нас изображается обязательно среди апостолов - в центре - Богородица, Иисус возносится в облаке, окруженный ангелами. Нимбы тоже...
В Римской литургии Вознесение относится к числу великих праздников и отмечается всенощным богослужением. С этим праздником связано несколько особых обрядов, включающих благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии. Для наглядного представления народу самого события Вознесения Христова на небо, в некоторых римско-католических церквях совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма, сопровождаемое соответствующими церемониями и песнопениями.
Вознесение Господа.Джотто.
конец 15 в.
с иконостаса хр."Неувядаемый цвет" в Подмосковном селе
икона 1542 г.Псков
Франция
из Мало-Кириллова монастыря близ Новгорода
Бамбергский аворий,нач.V века,Слоновая кость. Мюнхен
Это интересно
+11
|
|||
Последние откомментированные темы: