Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20241007013826

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Изделия из бисера. Часть вторая. Бисер на Руси

 

 

Изделия из бисера русских мастериц поражали своим великолепием современников, восхищают они и нас. Особенно выделяются своей красотой головные уборы, расшитые золотыми нитями, жемчугом и стеклярусом.

 

 К. Маковский. Боярышня. 1880г

Очень любил рисовать русских женщин в национальных костюмах Константин Маковский! Его "Боярышни" прекрасны!

Посмотрите ролик, вспомните эти неуведающие образы женской красоты!

И послушайте признание в любви русским женщинам Сергея Лемишева...

"АХ, ТЫ ДУШЕЧКА"...

Производство бисера на Руси появилось вместе с Византийскими мозаичными мастерами, которые пришли на Русь после принятия христианства. Но из-за многовековой междоусобицы, а затем нашествия ханских завоевателей, это дело не удержалось, и широкое производство стекла на Pycи прервалось на много столетий.

 

Наши предки  отдавали предпочтение природным материалам. В древнерусском искусстве жемчуг имел самое широкое хождение. Обилие жемчуга в реках и морях послужило основой для его применения в различных видах творчества.

 

Одним из излюбленных и распространённых на Руси средств украшения одежды и различных предметов быта было украшение их шитьём, достигшее с веками высокого мастерства. Овладение им составляло предмет воспитания и княжны, и крестьянской дочки.

 

 

Обилие жемчуга на одеждах поражало видавших виды иностранцев. Они отмечали, что:

«Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин».

«У всех женщин, которых я тут видел, даже у самых бедных рыбачек, было на шее по крайней мере 3-4 нитки настоящего жемчугу; у более зажиточных бывает по 10-12 ниток и даже головные уборы, вышитые жемчугом, наподобие диадемы.

На здешние купеческие свадьбы купчихи приезжают совершенно унизанные жемчугом и драгоценными каменьями. Костюм, стоящий 100 000 ассигнациями, считается у них ни по чём».

Жемчуг также применялся при создании ожерелий, наручных браслетов, перстней и поднизей.

Применение бисера в шитье и других изделиях начало возрождаться снова только в XV столетии. Его привозили из-за границы, из Венеции. Вначале он был более редким, чем отечественный морской и речной жемчуг, и поэтому им разукрашивали преимущественно предметы религиозного культа, вещи для царского двора и для аристократов.

К.Маковский. Портрет Княгиги Юсуповой

Несомненно, что при оживлённых отношениях с Венецией, откуда выписывались разные мастера и художники, Москва стала большим рынком сбыта для венецианского бисера.

Из этого нового чудного материала стали плести разнообразные сетки, нанизывать торочки и рясна к головным уборам, изготавливать пуговицы и серёжки; им вышивали, разукрашивали одежду и всевозможные предметы.

Бисерные серьги и пуговицы также начали занимать не последнее место в наряде русских модниц. Рукодельницы старой Руси обильно применяли бисер в своих вышивках и низаньях наравне с жемчугом и самоцветами.

Обычно бисером исполнялся только орнамент вышивки, а для фона – или оставляли открытой материю, по которой вышивали, или покрывали золотыми блёстками, или подкладывали цветную фольгу, или зашивали в гладь золотыми и серебряными нитками. Таким приёмом исполнены те подвязки, кокошники, воротники, оплечья, прошивки, коймы и вошвы, которые можно видеть в разных русских музеях.

 

Целые ризы на иконы, отдельные цаты и венчики вышивались таким же образом. Но таких цельных бисерных вышивок, какие оставили нам конец XVIII и первая половина XIX века, где бисер является единственным и самодовлеющим материалом, в московский период ещё не имеет.

 

 Начиная со времени царствования Петра I правящее сословие перестало носить русскую одежду. Вследствие отказа верхов общества от национальной одежды сузилась и область применения жемчужного шитья.

 

В обиходе рядового дворянства такое шитьё на одежде заменилось самоцветными каменями и стразами (поддельными драгоценными камнями из свинцового стекла с различными примесями). И постепенно стеклянный заморский бисер стал быстро наводнять Россию.

 XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси.

Увлечение бисерными и стеклярусными работами расцвело в XVIII веке и длилось до начала XX столетия. В них нашли своё отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие тогда в России.

Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения.

Набор для рукоделия

Доступные многим холст, канва, нитки, бусы, хорошо знакомые мастерицам по другим видам декоративно-прикладного творчества; приёмы работы – вышивка, вязка, низание – вызвали увлечение этим искусством в самых различных слоях русского общества: дворянстве, купечестве, у горожан среднего достатка, представительниц сельской интеллигенции, духовенства и у зажиточных крестьянок.

Табакерка

В XVIII веке бисерно-стеклярусными работами увлеклось так много людей, что пришла пора налаживать отечественного производство этих материалов. И вот на фабрике в Усть-Рудице под Петербургом, устроенной при непосредственном участии М. В. Ломоносова, стали учиться производить качественный бисер.

М.В.Ломоносов

Интересно, что продукция фабрики покупалась для выполнения обоев при отделке интерьеров загородных царских дворцов, а бусы и стеклянная посуда поступали для продажи в лавки столицы. К сожалению, с кончиной великого учёного и писателя фабрика закрылась и производство русского бисера в очередной раз прервалось на много десятилетий… А бисер по-прежнему тысячами пудов завозился из-за границы.

Картина вышитая бисером

В середине века появляются первые стеклярусные и бисерные панно – большие тяжёлые ткани, наподобие ковров, сплошь узорно расшитые бисером – как бы миниатюрные бисерные мозаики.

Многоцветные, с переливами тонов, они вполне соответствовали жизнерадостному характеру декора того времени. Крупные вышивки иногда целиком покрывали стену, заменяя обивку, иногда висели на стенах в рамках, как живописные картины. Это, конечно, очень оживляло убранство комнат.

Обои и подушки вышитые бисером

Веком бисера в России можно считать период с середины восемнадцатого века до 50-х годов девятнадцатого столетия.

Особую популярность изделия из бисера стали приобретать в первой половине XIX века. Этим материалом оформляли интерьеры дворцовых залов, предметы отделанные бисером украшали быт помещичьих усадеб.

В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма – долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны.

 К.Маковский. У околицы

Дочери и жены помещиков обычно вышивали основной узор, а остальной фон выполняли репостные мастерицы.В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером.

Украшали рукоделием из бисера дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам.

 

 

Богатая девица коротала время, а бедная, таким образом, зарабатывала на хлеб.

Мастерство в рукоделии в те времена служило признаком хорошего образования и домашнего воспитания.

 

Дамские аксессуары

 

С эпохой модерна приходит новый всплеск моды на бисер.

В немалой мере именно ему было суждено подчеркнуть тот загадочно-таинственный оттенок, свойственный пленительному образу «прекрасной дамы».

 Заполняя порой всю поверхность вечерних платьев и аксессуаров, бусинки бисера мерцающим грузом ложились на почти невесомые прозрачные ткани – газ, тюль, тончайшие шелка.

 

 

Граненные, преимущественно темных цветов, с лиловыми, сиреневыми, металлическими или перламутровыми переливами, напоминающими оперение экзотических птиц, они придавали дамским туалетам совершенно новую эмоциональную окраску.

Фрагмент роскошного вечернего платья из шифона из коллекции Александра Васильева. Модель, созданная в мастерской Надежды Ламановой в 1920-х годах, украшена традиционной для стиля модерн вышивкой бисером и стеклярусом. Принадлежала знаменитой красавице, актрисе Марии Андреевой.

Максимальный эффект возникал при движении, когда платье или шарф «оживали» и начинали «дышать». Особую трепетность наряду придавала бахрома из низанного бисера.

Контраст усиливал хрупкость и изысканное женское начало дамских туалетов.

Поразительный эффект создавало сочетание черного бисера и черной ткани.

Монохромность позволяла сосредоточиться на других особенностях бисера: на его удивительной способности отражать свет, игра которого усиливалась при соединении с полосками стекляруса.

Узоры, в которые укладывали бисер, следовали орнаментальной стилистике модерна, где значительное место принадлежало растительной тематике с преобладанием мотивов удлиненных трав, изображений излюбленных цветов – ирисов, водяных лилий и т.д.

Хрупкую текучесть их форм создавали подчеркнутые линии их контуров.

То плавная, лениво струящаяся, то резкая, зубчатая, ступенчатая, с острыми углами, именно линия создавала эмоциональное начало произведений.

В работах бисером она выполнялась либо непосредственным рядом бисеринок, либо отмечалась только пунктиром одиночных бусинок.

 

В вышивках дамских сумочек такие линеарные орнаменты выглядели особенно графично, располагаясь темными линиями на светлом фоне из полупрозрачного бисера.

Не случайно в это время были популярны так называемые «мотивы» – отдельно выполненные орнаментальные композиции из бисера.

Чаще всего в виде горизонтальных полос или геометрических фигур, которые могли потом нашивать на платье, самостоятельно компонуя тот или иной узор.

Тонкое восприятие орнамента сочеталось с глубоким пониманием возможностей материала и виртуозностью исполнения.

Очень часть бисер использовали в соединении со стеклярусом, блестками (особенно из перламутра), искусственным жемчугом и натуральными камнями, шелковыми нитями, золоченым и серебряным шнуром.

Эти материалы подбирались или по контрасту цвета и фактуры или выдерживались в одной гамме, передавая тончайшие градации оттенков.

Соединенные вместе, они подчеркивали наиболее выигрышные достоинства каждого из материалов, увеличивая шкалу декоративных эффектов всего ансамбля.

Платья 1920-х годов, созданные в мастерской Надежды Ламановой и в знаменитых парижских ателье этой эпохи

В современной России интерес к бисерному рукоделию пробудился с новой силой.

В 60-е годы ХХ столетия благодаря энтузиастам из Москвы, Киева, Рязани и Воронежа, создавшим собственные школы, а также расшифровавшим многие удивительные приемы работы с бисером.

В настоящее время во многих крупных городах России сложились свои собственные и зачастую уникальные методики работы с бисерным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При работе над постом были использованы материалы с сайтов:

http://tapkali.livejournal.com/855895.html

http://tkalez.com/biser-pletenie/istoriya-bisera-na-rusi?9v6fq4

http://tkalez.com/biser-pletenie/istoriya-bisera-na-rusi?chilin

http://gold-nostalgia.livejournal.com/130920.html

http://www.buro247.ru/fashion/expert/istorii-iz-garderobnoy.html

Это интересно
+17

22.04.2015 , обновлено  22.04.2015
Пожаловаться Просмотров: 13322  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены