Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241030102544

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Алмазный фонд России. Исторические сокровища

 

 

 

При власти, деньгах ли, при короне ли — судьба людей швыряет как котят.
Владимир Высоцкий

 

Большая императорская корона - символ Алмазного фонда

 

Наверняка, не все участники нашей группы были в Алмазном фонде России.

Но «Корону Российской империи», думаю, видели практически все…

Изумительный  фильм!…Чуть-чуть историчный, чуть-чуть ироничный…

И очень поэтичный…

Немного воспоминаний  о нем…

 

 

 

 

 

 

Надеюсь, что всем было приятно вспомнить этот фильм...Smile

А теперь рассказ об Алмазном фонде России.

Начало собиранию этой коллекции было положено еще указом Петра I об отделении предметов, «подлежащих государству», от многочисленных предметов и изделий дворцового быта с тем, чтобы «отныне они составляли славу и гордость российского государства», а не одной лишь династии Романовых.

 

 

Петр Первый

Для хранения государственных регалий и наиболее редких ювелирных украшений и самоцветов была создана Камер-коллегия. Все ценности хранились в специальном помещении — рентерии, который запирался на три замка.

А ключи от тех замков находились (по одному у каждого) соответственно у камер-президента, камер-советника и рентмейстера. Только по самодержавному распоряжению можно было открыть сокровищницу и достать необходимые для торжества драгоценности.

После окончания праздника все драгоценности вновь водворяли в рентерию.
Позже в рентерию, которая стала называться Бриллиантовой комнатой,продолжали поступать ювелирные диковинки и редкостные самоцветы со всего мира.

В 1914 году, перед опасностью немецкого нашествия, «коронные бриллианты»

были спешно перевезены в Москву и спрятаны в подвалах Оружейной палаты, где они и пролежали до 1922 года. Здесь они находились под множеством других ящиков с серебром и фарфором, золотом и хрусталем. 

 

Академик А. Е. Ферсман

В холодные апрельские дни 1922 года эти пять ящиков были вскрыты. Один из них, прочно перевязанный и с большими сургучовыми печатями, был особенно тяжелым.

Академик А. Ферсман, который состоял в правительственной комиссии, впоследствии вспоминал: «Когда опытный слесарь, без ключа, открыл этот ящик, внутри его лежали наскоро завернутые в папиросную бумагу драгоценности

русского царя, находившиеся до этого в знаменитой бриллиантовой кладовой Зимнего дворца. Сказки из „Тысячи и одной ночи“ об индийских драгоценностях, дворец Аурангзеба, сокровища Надиршаха в Дели — все померкло перед ярким блеском сверкающих самоцветов».

 

 

Набор царских регалий для коронации: Малая Императорская корона, Большая Императорская корона, Скипетр, Держава, Орден Андрея Первозванного ( цепь орденская со знаком ордена, звезда), мантия, знамя

 

 

После перевозки ящиков в государственное хранилище всему собранию было присвоено наименование «Алмазный фонд РСФСР». А в солнечный осенний день 1924 года в Москве открылась выставка Алмазного фонда, правда, сначала только для иностранцев.

 

Госхран. Императорские драгоценности. 1923 г.

 

Первая фотография сокровищ 

 

Если в 1925 году коллекция Алмазного Фонда насчитывала 773 изделия, то сегодня его историческая часть составляет лишь 114 произведений ювелирного искусства.

 За период между 1925 и 1936 годами, советским правительством было продано несколько малых и венчальных корон Российских императриц, диадемы, колье, ривьеры, эгреты, браслеты. 

 

Среди проданных вещей оказалось десять уникальных диадем, но, к счастью, основная часть коллекции сохранилась.

Долгое время, почти три четверти столетия, власть в России принадлежала женщинам. И конечно, они старались придать особенную пышность своим дворам. Ничто для них не было слишком дорогим: ни платья, ни утварь, ни драгоценности.

 

Императрица Екатерина  Алексеевна

 

 Анна Иоанновна

Тратились огромные средства, и придворные тоже старались не отстать от русских императриц. Начиная с последних лет царствования Петра I, все приезжавшие в Петербург иностранцы поражались количеству и качеству драгоценных камней, сверкавших на придворных дамах.

От первой половины XVIII века ювелирных вещей осталось сравнительно мало. Отчасти потому, что и материала тогда было накоплено не очень много, а еще Анна Иоанновна, ненавидевшая Екатерину I, старалась уничтожить оставшиеся после нее вещи.

То же самое сделала правительница Анна Леопольдовна, которая (по словам придворного ювелира Позье) приказала разломать почти все драгоценности, чтобы сделать новые. 

 

 

 Екатерина Великая

Зато среди сохранившихся ювелирных изделий второй половины XVIII века находятся государственные регалии — знаки императорской власти; корона, держава, скипетр и Андреевская цепь.

Большая императорская корона 

Совершенством исполнения и роскошью поражает большая императорская корона, выполненная в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II талантливым ювелиром Георгом Экартом.

Подбором камней занимался Иеремия Позье. Превосходный мастер, он сумел создать «гимн бриллианту в бриллиантовый век». Неслучайно поэтому русская корона занимает исключительное положение среди европейских регалий.

Использованы материалы — серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат.

Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата. Высота короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности — 64 см. Масса короны — 1993,80 грамм.
В верхней части большой короны, сверкает замечательный алый камень. Это красивая шпинель, весящая 398,72 карата.

Традиционная по форме, выполненная из двух ажурных серебряных полушарий, разделённых гирляндой и скреплённых невысоким венцом, сплошь украшенная бриллиантами и жемчугом, корона создаёт впечатление торжественного величия, удивляя в то же время лёгкостью и изяществом.

Грациозны и вместе с тем необычайно спокойны лавровые ветви — символ власти и славы, как бы охватывающие бриллиантовую ромбовидную сетку полушарий и скреплённые бриллиантом в центре.

Сверкание бриллиантового кружева мастер подчеркнул двумя рядами больших матовых идеально чистых жемчужин. В рисунке гирлянды из крупных белых и розовых бриллиантов, между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Венчает корону редкий драгоценный камень тёмно-красного цвета — благородная шпинель (398,72 карата, приобретена в XVII веке у восточных купцов). Это также один из семи исторических камней Алмазного фонда России.

 
Екатерина осталась довольна работой. Эту почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии — несколько часов.

Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.

 

 

Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Главный художник В. Г. Ситников, ювелиры — В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин. Время реставрационных работ - 454 часа.
Сегодня Большая Императорская корона является символом Алмазного фонда России.

Держава — это полированный золотой шар, охваченный поясом из бриллиантов в виде стилизованных лавровых веточек. Наверху шара, на сапфире в 200 каратов, укреплен бриллиантовый крест, а на его передней стороне — крупный индийский алмаз в 47 каратов…

Держава изготовлена в 1762 году для коронации императрицы Екатерины II Великой придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом.

 

При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты,а золото – «пущено в дело».

В необычайно короткий срок придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом была выполнена новая держава.

В виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью, на невысоком профилированном основании держава производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху.

Эти бриллиантовые гирлянды взяты прямо с платья Екатерины.
В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид.

Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.

 

Императрица Екатерина II в Большой императорской короне, державой и скипетром XVII века. 

Художник: Виргилиус Эриксен

Целая группа придворных ювелиров, начиная со знаменитых Позье и Дюваля, обслуживала царский двор, создавая поистине исторические шедевры. Специальные экспедиции посылались на Урал и в Сибирь за самоцветами.

 

Малая императорская корона

Малая императорская корона. Выполнена из старинных индийских и бразильских бриллиантов в 1801 году сыновьями придворного ювелира Луи Давида Дюваля, также ювелирами Жакобом и Жаном Дювалями.

В одном из документов императорского архива говорится: « Выдать ювелирам Дювалям 2052 бриллианта стоимостью 37854 рубля и 12 копеек для украшения короны Ее Императорского Величества Государыни Елизаветы Алексеевны»

Мастерством исполнения и великолепием камней эта корона не уступает большой императорской короне.

Серебро, бриллианты. Высота с крестом 13 см.

Малая императорская корона была изготовлена в 1856 году по образцу Большой императорской короны  для коронации супруги императора Александра Второго - императрицы Марии Александровны.

В короне 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 бриллиантов огранки роза, серебра 256,96 г, золота 2,26 г.

Корона реставрирована ювелирами ГОХРАНА в 1984-85 гг.  Этой работой были заняты главный художник В. Г. Ситников, а также ювелиры Б.В. Иванов и Г. Ф. Алексахин. 

Посетители Алмазного фонда могут увидеть в его экспозиции знаменитый алмаз «Орлов» — камень белого, чуть голубоватого и зеленоватого тонов, о котором существует множество легенд. Найденный в индийских копях в XVII веке, он первоначально весил около 400 каратов, но при огранке — в виде «высокой розы» — похудел до 189,62 карата.  

 

Скипетр 

По одной версии, это один из больших осколков камня Великих Моголов. Как гласит предание, алмаз долгое время был третьим глазом (находился между бровей) у статуи Брамы в храме Серингпатама.

Из храма он был похищен французским солдатом, который специально, чтобы проникнуть в храм, принял индуистскую веру. Потом солдат продал камень за две тысячи фунтов стерлингов капитану английского корабля, а капитан в свою очередь продал камень купцу-еврею за двенадцать тысяч фунтов.

Но есть и другая версия, будто камень был украден у персидского шаха Надира в 1747 году, самоцвет находился в шахском троне. Затем алмаз попал к армянскому купцу Григорию Сафрасу, который в 1767 году положил его в Амстердамский банк, а через пять лет продал камень племяннику своей жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, а тот перепродал его графу Г. Г. Орлову за 400 тысяч рублей, пожизненную пенсию в размере двух тысяч рублей и дворянскую грамоту.

 

Граф Г.Орлов


Г. Г. Орлов подарил бриллиант Екатерине II в день ее именин 24 ноября 1773 года (по старому стилю). В 1784 году Екатерина повелела вправить алмаз в свой скипетр, и с тех пор он украшает навершие скипетра русских царей. По оценке 1865 года скипетр с этим камнем стоил 2 399 410 рублей серебром.

 

Скипетр и держава 

Скипетр был изготовлен в начале 1770-х годов для императрицы Екатерины II Великой. Использованные материалы — золото, бриллиант «Орлов», другие бриллианты, серебро, эмаль. Длина скипетра — 59,5 см.

Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени.

Скипетр завершает литой золотой двуглавый орёл — герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами.

 

 

 

Полна загадок и тайн и история известнейшего в мире алмаза «Шах», из-за которого были погублены десятки человеческих жизней. Величиной три сантиметра, чистый и прозрачный, слегка желтоватый с поверхности, он весит 88,7 карата. Алмаз был найден среди обычной гальки на реке Голконде в Индии более 500 лет назад. Он сохранил свою природную форму, лишь отдельные грани его отшлифованы.

 

Алмаз "Шах"

Обмакивая тонкие палочки в мелкий алмазный порошок, древние писцы выгравировали надпись на одной из сторон камня: «Бурхан Низам-шах второй. 1000 год». Именно эта надпись вязью, сделанная по приказу его бывших владельцев, и помогла воссоздать историю камня.

По нашему летоисчислению 1000-й год соответствует 1591-му году. Именно тогда в Северной Индии правил Великий Могол Акбар, войска которого захватили Ахмадгор и среди драгоценностей правителя Ахмадгора нашли этот уникальный камень.

В 1738 году на индийский город Дели, где тогда находился камень, напал шах Надир. Он переправил алмаз в Персию, и в Персии на камне появилась третья надпись: «Владыка Каджар-Фахт-али-шах. Султан. 1242».

В конце января 1829 года во время вспыхнувших в Тегеране беспорядков был убит русский посол А. С. Грибоедов, автор знаменитой комедии «Горе от ума». Убийство дипломата великой державы грозило серьезными осложнениями, и в

Петербург была направлена особая делегация, которую возглавлял сын Аббаса-мирзы — принц Хозрев-Мирза. Чтобы искупить вину персидского народа, он предложил России принять самую драгоценную вещь персидской короны — алмаз «Шах». 

 

 Принц Хозрев-Мирза (художник Филипп Берже)

Однако в действительно дело обстояло не совсем так. Востоковед В. Ф. Минорский еще в 20-х годах нашего века установил, что русский царь и не думал требовать «цену за кровь»

Русское правительство настаивало на присылке посольства из Персии и наказании виновных. Персидский шах, посылая в Петербург свою делегацию, преследовал свои цели: он хотел добиться снижения контрибуции.

По Туркманчайскому договору 1828 года Персия должна была выплатить России десять кураров контрибуции, что составляло 20 миллионов рублей. Контрибуция была очень тяжелой для Персии, для ее выплаты были отправлены в переплавку золотые канделябры шахского дворца, жены шаха и придворные сдали бриллиантовые пуговицы. Но все равно удалось собрать только восемь кураров.

Униженные просьбы Хосрев-мирзы и его дары, среди которых были не только алмаз «Шах», но и два кашмирских ковра, жемчужное ожерелье, двадцать старинных манускриптов, сабли и прочие драгоценные вещи, по мнению персидского шаха, должны были смягчить сердце русского царя.

Дары сделали свое дело: русский царь отказался от одного курара контрибуции и на пять лет отсрочил выплату другого. Гак что утверждать, будто алмаз «Шах» является «ценой крови» А. С. Грибоедова, можно с очень большой натяжкой.

Алмазный фонд считается самым богатым музеем России. Он располагается в Кремле и состоит из двух залов. Исторические ценности находятся во втором зале.

Именно этот зал пользуется наибольшей популярностью у посетителей.

Предлагаю вам посмотреть на основные экспонаты этого зала.

 

 

 

 Венец ."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 . Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение . Высота 30,2 см. окружность 66,5 см . Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля .

Астраханской шапкой она названа потому , что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги , и выход к Каспийскому морю. И так же , этот венец присутствует на гербе Астрахани .

Царские регалии в витрине Алмазного фонда

 

 

 

Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны жены императора Александра I

Изготовление диадемы датируется приблизительно 1810 годом. Автор убора не известен, но как сообщают источники тех времен, она изготовлена из «175 бриллиантов и 1200 роз чистой воды».

«Роза» в данном случае — старинная форма огранки, при которой нижняя часть минерала становится плоской; камни, ограненные розой, называются алмазами, а не бриллиантами.

В начале XIX века ушли в прошлое фижмы, пышные причудливые парики. Их сменили строгие гладкие причёски с тяжёлым узлом на затылке, свободные платья со струящимися складками, напоминающие греческую тунику.

Увлечение античностью вызвало появление новой формы украшения – диадемы.
Хорошо известная по портретам жены Александра I, Елизаветы Алексеевны, это диадема является произведением большой художественной ценности.

Изящество формы составляет главное достоинство этой вещи. Рисунок ясный, чёткий, строго организованный. Составленная из огромного количества бриллиантов и крупных солитеров чистейшей воды, диадема кажется лёгкой и как бы сотканной из переливающегося огненного света.

Волнообразный бег грушевидных бриллиантов-панделоков повторяет ряд подвижных сверкающих бриолетов. Центр фиксирует нежно-розовый бриллиант весом 13 каратов, неоднократно упоминавшийся среди сокровищ Павла I. Цельность, логика композиционного построения, качество камней создают прекрасное ювелирное изделие.

 

Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Дж. Доу, 1828 г

 

 

 Нагрудный знак с изображением Петра I

Вручался по специальному высочайшему соизволению членам императорской фамилии и очень редко — самым высшим и заслуженным сановникам государства за особые заслуги перед Отечеством. Изготовлен из золота, серебра и эмали, увенчан короной с алмазами. Размер изделия 8 х 4,5 см. 

 

 

Большая императорская корона, скипетр и императорская цепь Св. Андрея Первозванного

 

 Знак ордена Св. Андрея Первозванного

Самый ранний среди орденов России, учрежден Петром I в 1698 г. Этой наградой удостаивались высшие военачальники. Первый кавалер ордена — генерал-адмирал Федор Головин, один из ближайших сподвижников Петра I.

Принадлежность знака Петру подтверждается также необыкновенной роскошью и богатством изделия — золотого, массивного, щедро усыпанного индийскими бриллиантами.

На знаке ордена изображено распятие Св. Андрея, покровителя государства Российского, одного из первых учеников Христа, распятого язычниками. Крест имеет форму буквы «Х», который с тех пор называется — Андреевский крест

 

Звезда ордена Св. Андрея Первозванного

 

 

 

Знаки ордена Андрея Первозванного состояли из: 1) знака-креста, основным изображением которого был Святой Андрей, распятый, по преданию, на кресте Х-образной конфигурации; на четырёх концах креста буквы: S.A.P.R. (Sanctus Andreus Patronus Russiae — святой Андрей покровитель России;

2) серебряной восьмилучевой звезды с помещённым в её центральном медальоне девизом ордена «За веру и верность». Знак ордена носился на широкой голубой ленте через правое плечо, а звезда помещалась на левой стороне груди;

3) В особо торжественных случаях знак ордена носился на груди на покрытой разноцветными эмалями золотой фигурной цепи. Единственный из всех российских орденов, который имел цепь.

 

 

Всего за время существования ордена его кавалерами стало, по разным источникам, от 900 до 1100 человек.
В 1998 году орден был восстановлен в Российской Федерации.

 

Ордена Святой Екатерины 

Серебро, бриллианты. Размеры: 8,4 на 5 см.1770-1780 годы

Высший женский орден св. Екатерины учрежден в 1714 г., он имел две степени.
Знак ордена — большой овальный медальон в оправе из бриллиантов с живописным изображением сидящей святой Екатерины с крестом и пальмовой ветвью в руках.

Между концами креста латинские буквы «DSFR», означающие «Господи, спаси царя».

На оборотной стороне медальона изображение орлиного гнезда на скале, у подножия которой два орла истребляют змей, и латинская надпись, прославляющая Екатерину I: «Трудами сравнивается с супругом».

 

Знак ордена носили на банте с девизом «За Любовь и Отечество», закрепленным на красной муаровой ленте с серебряной каймою.

 

К старшей степени ордена принадлежала звезда с изображением в центре креста на полукружии — части колеса (орудие пыток и мучений) и девизом ордена"

 

 Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века. Полукружье с крестом являлось одним из знаков ордена св. Екатерины.

Выполненное искусными ювелирами, оно использовалось для украшения парадной одежды, в которой придворные дамы, награждённые орденом, должны были являться во дворец в дни орденских праздников.

Полукружье прикреплялось к полям орденской шляпы

Орден Святой Великомученицы Екатерины (или орден Освобождения) — орден Российской империи для награждения великих княгинь и дам высшего света, формально второй по старшинству в иерархии наград с 1714 до 1917 года.

В 1713 году Пётр I в честь достойного поведения своей супруги Екатерины Алексеевны во время неудачного для него Прутского похода 1711 года учредил орден по имени мученицы Святой Екатерины.

Первоначально он назывался орденом Освобождения и предназначался только Екатерине. В том походе русская армия была окружена турецким войском, и Екатерина по легенде пожертвовала все свои драгоценности на подкуп турецкого командующего Мехмед-паши, в результате чего русские смогли заключить перемирие и вырваться. Екатерина Алексеевна получила знаки из рук государя 24 ноября 1714 года.

Как написано в «Гистории Свейской войны», Пётр I :
«… сам наложил на ея величество новоучиненную кавалерию ордина Святыя Екатерины, который орден учинен в память бытности ее величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужская персона видима всеми была.»
Больше награждений при Петре I не было.

Вступив на престол, Екатерина Алексеевна пожаловала знаками ордена дочерей Петра — Анну и Елизавету (впоследствии императрица Елизавета Петровна). Всего во время её царствования было выдано 8 наград.

Орден стал высшей наградой для дам, а также для поощрения заслуг их мужей. В 1797 году Павел I законодательно закрепил обычай, по которому каждая родившаяся великая княжна получала орден Святой Екатерины,

за счет этого количество награждений резко возросло. Количество награждаемых ограничивалось 12 кавалерами для 1-й ст. и 94 кавалерами для 2-й ст., исключая из этого числа членов царской семьи.

 

 Браслет с портретом императора Александра I

Портрет монарха находится не под стеклом, а под алмазом, что придает изделию особую ценность. Это портретный алмаз, очень редкий камень, чтобы не искажать подложенное под него изображение, он должен быть очень ровным и ничем не замутненным.

Один из семи знаменитых исторических драгоценных камней Алмазного фонда – абсолютно плоский алмаз, вес которого составляет 25 каратов. Считается, что плоский алмаз, является осколком от более крупного камня.

Общая площадь его составляет 7,5 см2. Интересно, что алмаз абсолютно прозрачен.
На сегодняшний день этот уникальный камень украшает браслет из чистого золота, который был сделан ювелирами в готическом стиле.

Это царское украшение было изготовлено во второй четверти XIX века по специальному заказу во Франции, откуда вместе с алмазом было привезено в Россию.

Этот браслет многие ювелиры признают шедевром ювелирного искусства, в нем плоский уникальный алмаз вставлен в красивейшую изящную золотую оправу, инкрустированную изумрудами и эмалью.

Длина браслета - 20 см.
Таблитчатый плоский алмаз, можно смело назвать образцом «портретных камней».

Стоит сказать, что он является самым крупным в мире портретным алмазом. Под портретные камни ювелиры обычно подкладывают какую-то интересную цветную миниатюру. В золотом браслете под уникальным плоским алмазом располагается портрет Александра I.

 

 

БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ

Бриллианты серебро. Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см 1750-е годы.
Мастер И. Позье
Этой пряжкой скреплялись в дни торжеств коронационные мантии, подбитые горностаем.

Тонкое чувство декоративности помогло ювелиру создать пряжку, необычную по форме, сказочную по богатству.
Она изготовлена в виде банта из трёх пышных ветвей, усыпанных бриллиантами.

Переплетающиеся ветви массивны, но в то же время создают впечатление лёгкости – из-за того, что среди сочных листьев
разбросаны мелкие цветочки на тоненьких стебельках.

Тщательная продуманность каждой детали рисунка изделия, свободная композиция, сочетание разнокачественных бриллиантов – всё это характеризует стиль И. Позье, лучшего из лучших «бриллиантщиков» XVIII века.

Пряжку в своё время носила Елизавета Петровна, а затем та по очереди принадлежала другим российским правителям, став застёжкой на коронационной горностаевой мантии.

 

Пряжка на горностаевой мантии

 

 

ЭГРЕТ-ПОРТБУКЕТ : Золото, серебро, бриллианты, сапфиры. 10,0 x 17,0 см. Около 1800 г. Отдельные детали эгрета скреплены подвижно, что усиливает сверкание бриллиантов.

Эгрет, в который вставлялись страусовые перья или цветы, служил, по-видимому, украшением причёски. Он может быть назван в числе шедевров ювелирного искусства.

В композиции этой вещи есть та отточенность и выверенность каждой детали, когда ни один штрих нельзя прибавить или отнять.

В рисунке эгрета всё асимметрично, но в целом в нём достигнуто впечатление абсолютной уравновешенности и покоя. Ни одно резкое движение не нарушает этой совершенной гармонии.

В мягкой округлости стеблей, листьев, цветков, в многократных линейных повторах есть почти музыкальная ритмичность. Пятна васильковых сапфиров, из которых ни один не повторяет другой по величине, создают строго продуманные цветовые акценты, и по всему букету как бы бегут мелкие синие искры, объединяя всё в единое целое.

 

 Шпилька в виде рога изобилия

Автор изделия Людовик Дюваль, француз, известный Петербургский ювелир, изготовил украшение примерно в 1780 году.

Его рог изобилия покрыт алмазными розами, а над ним словно висят в воздухе цветы из сопитеров голубой воды, общей массой в 7 карат с лепестками, составленными из более мелких бриллиантов. Размер изделия 7,5 х 7,5 см

Бриллиантовая головная шпилька в виде рога изобилия — одно из немногих подписных произведений знаменитого петербургского ювелира Дюваля.

Два превосходно огранённых солитера чистой воды в окружении мелких бриллиантов в виде лепестков и цветочков в тончайшей оправе сверкающими каплями висят в воздухе.

Под ними изогнутый рог изобилия сплошь устлан волнистыми рядами алмазных роз. Чёткий рисунок золотых рёбер витков рога собирает всю композицию и придаёт ей зрительную устойчивость.

Дюваль для своего произведения строго отобрал хорошие однородные камни без нацвета и решительно отказался от цветной фольги под бриллиантами, чем так увлекались ювелиры середины XVIII века.

Максимум эффекта мастер стремится извлечь из самого бриллианта, учитывая его размер, форму, огранку, игру.

 

БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ и серьги "Вишенки"

 

 

Серьги "Вишенки": Бриллианты, серебро, 8 х 3,5 см. Вторая половина XVIII века

Два больших плода-солитера, сверкая острыми бриллиантовыми гранями, тяжело провисли на утолщённом бриллиантовом черенке.

Избегая впечатления тяжести, висящей на ушах, мастер уравновешивает несколько утяжелённую верхнюю часть веточек серёг алмазными листочками, радиально расходящимися от стебля и как бы несущими на себе зрительную нагрузку.

Повторяя движение листочков, оба солитера дополняют впечатление ритмической согласованности обеих частей и их гармонической целостности". 

 

 

 Княжна Елена в свадебном уборе

 

Великая княжна Елена и принц Николай Греческий в день своего бракосочетания в 1902г.

На Елене украшения и мантия, по обычаю надеваемые русскими великими княжнами в день венчания. 

 

Ювелирный набор из хризолита. Хризолиты, бриллианты, золото, серебро. Середина XVIII века.

Набор украшений из хризолита относится к лучшим ювелирным произведениям середины XVIII века.

В лёгких изгибах линий рисунка и ассиметрии композиции брошек и серёг сказались характерные черты стиля рококо. Подбор камней отвечает вкусам середины XVIII века.

Бриллиант как необходимый элемент любого ювелирного изделия этого времени ещё не господствует в украшении, но оттеняет яркость цветного камня.

В этом сочетании очень нарядны небольшие серьги с каплевидными бриолетами и бант с красиво изогнутыми четырьмя петельками, перехваченными в центре крупным, хорошо огранённым хризолитом.

 

БРОШЬ с изумрудом. Изумруд 36 каратов, бриллианты, золото
4,5 х 3,6 см
Вторая половина XVIII века. Мастер Егер

В центре украшения большой овальный изумруд с резным профильным изображением Екатерины II.

Резьба по камню выполнена Егером — профессором петербургской Академии художеств. Вокруг медальона — лента из бриллиантов, подчёркивающая глубину и насыщенность природной окраски изумруда.

Массивная гладкая золотая оправа с фестонами выполнена в конце XIX — начале XX века.

 

 Орден Золотого Руна

Один из древнейших и почетнейших орденов мира. Кавалерами ордена могли становиться только представители древнейших дворянских родов.

Орден изготовлен в середине XIX века из светлого золота и бриллиантов, он подвешен к массивной застежке из очень редких бразильских обожженных топазов.

Знаком Ордена является изображение похищенного аргонавтами в Колхиде золотого руна, висящего на цепи из 28 звеньев.

Рыцарский орден, учрежденный Филиппом III Добрым, герцогом Бургундским, в 1430 году, в день своей свадьбы с принцессой Изабеллой Португальской.

Династический орден, одна из самых древних и почётных наград Европы. Статут ордена существует по сей день в двух ветвях (испанской и австрийской) и награждать испанской ветвью имеет право король Испании Хуан Карлос I, а австрийской — старший сын Отто фон Габсбурга.

Почему Филипп выбрал мифологическое овечье руно в качестве символа ордена, неизвестно. Согласно некоторым версиям, как знак богатства, принесённого торговлей шерстью во Фландрии, или путешествие аргонавтов на восток воспринималось как параллель крестовому походу против турок (то есть новый поход аргонавтов), в который мечтал отправиться Филипп, и т. д.

Согласно другой версии, орден был назван по мотивам семейной легенды: один из предков Филиппа когда-то повторил путь аргонавта Ясона, попал в плен в Колхиде (Мингрелии), а затем бежал.

Кроме того, следует учитывать трактовку образ золотого руна с точки зрения символики: «овца является олицетворением невинности, а золото трактуется как образ высшей духовности, поход аргонавтов за золотым руном понимается как обретение величия духа посредством очищения души». 

 

 Кукольная шляпка Пандоры

Миниатюрная ажурная, кукольная шляпка изготовлена в 1770-х годах. Перья шляпки выложены бриллиантами и изумрудами. Лавровая ветка выполнена из бриллиантов и золота, местами покрытыго зеленой эмалью.

Цветовая роскошь подчеркивается великолепным алмазом-бриолетом на фоне ветви. Пышный бант оправлен изумрудом. Размер изделия 8 х 6,5 х 4 см. 

Эта шляпка - миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами).

В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом.

По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям - разорение.

 

 

 Брошь- фермуар

 

 

Броши-фермуары: Серебро, бриллианты, шпинель,4,5х4,5 см
Вторая половина 18 века

 

 Бриллианты, серебро 8 х 6,5 см Середина XVIII века. Мастер И. Позье (?) Бриллиантовые шпильки в виде бантов с крупным камнем в центре, выделенным мелкой бриллиантовой обнизью, интересны по замыслу и его художественному воплощению. Главный акцент ювелир делает на камнях, не украшающих, а составляющих сущность предмета, всеми силами стараясь усилить их блеск и игру. Одна из шпилек – более сложного рисунка, где каждый крупный бриллиант, рельефно выделенный ювелиром, композиционно организует вещь. Причудливые изгибы узких бриллиантовых лент другой шпильки придают изделию особую воздушность и невесомость.

 

БРОШЬ «Цейлонский сапфир»
Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в.260 карат, исключительной чистоты и яркости камень.

«Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии Александровне.

 БРОШЬ И ШПИЛЬКА

Мастер И.Позье.Бриллианты, рубины, золото 4,9 х 4 см 1760-е годы Небольшие бриллиантовые банты с вкраплёнными в них рубинами могли использоваться как броши-фермуары, головные шпильки и пряжки.

Образованные четырьмя слегка выпуклыми петлеобразными лепестками, они скреплены в центре крупным рубином, приподнятым в высоком касте. В каждый лепесток ювелир-художник вписывает рубиновую ягодку в бриллиантовом ореоле, словно покачивающуюся на бриллиантовом стебельке.

Рубины невысокого качества, но поставлены на фольгу разного тона, усиливающую или приглушающую природный цвет камня. Это создаёт исключительный колористический эффект.

Оправа камней включается в композицию и выполняет связующую роль рисунка. Набегая на камень, она образует чуть удлинённые листочки, выросшие вокруг рубиновых капелек.

 

Шпильки.

Серебро, бриллианты.4,5 х 3,8 см. Вторая половина 18 века
Мастер Л. Дюваль

 

Булавки для галстука.

Бриллианты, золото, серебро, эмаль 1,5 х 1,9 см; 1,8 х 2,6 см

Конец XVIII — начало XIX века

Примеры мужских драгоценных украшений – бриллиантовые булавки для галстука – были переделаны из колец, вероятно, в 20-х годах XIX века.

Эти изделия украшают два редчайших камня: ярко-розовый, приятного мягкого тона овальный индийский бриллиант (3,36 карата) и ромбовидный интенсивно голубой бриллиант (7,6 карата), напоминающий по цвету цейлонский сапфир.

Очень разные по характеру и по рисунку оправы повторяют форму центральных камней, которые масштабно выделены обрамлением из роз. Оформление камней решено с большим тактом: розовый окружён двумя рядами бриллиантовой обнизи, у голубого — оправа более сложная, ажурного рисунка.

 

 Золото, серебро, шпинель, бриллианты, розы

 

 Брошь в виде банта. Середина 18 века. Бриллианты. Вес 155 г

 

Пчелки: Бриллианты, золото, серебро, эмаль 6,25 х 4 см 1750-е годы. Диадема-бандо, букет и серьги составляют парюру. Серьги, выполненные в виде пышных веток с бриллиантовыми розами, решены мастером в колористической гамме букета. Бриллиантовые пчёлы с розовато-золотистым отливом, едва касающиеся цветов, вносят в них элемент своеобразия, соответствующего веку маскарадов и балов.

 

 Золотой бриллиантовый эполет носили на правом плече для поддержки ленты ордена св. Андрея Первозванного.

Два ряда крупных бриллиантов неожиданно образуют лёгкую перевязь в виде мягко изогнутого банта, имитирующего складки ткани.

Бант, стянутый в центре крупным бриллиантом, как бы стекает естественно лежащими четырьмя узкими бриллиантовыми лентами в подвижно закреплённые бриллиантовые подвески.

Сочетание эполета, отливающего радужным блеском бриллиантового потока в золотой оправе, с парадным, расшитым золотом мундиром создавало исключительный эффект.

 

Жемчужный поясок, подвеска и броши-фермуары. Украшения из жемчужного набора в 15 предметов.  

 

Бриллианты, золото, перламутр. Вторая половина XVIII века.

Во второй половине XVIII века в ювелирных изделиях особенно любили сочетание переливчатого мерцания жемчуга и перламутра со сверканием бриллиантов. Выполненные во вкусе времени подвеска и броши-фермуары входили в набор украшений, состоящий из 15 предметов.

 

Шпильки: Бриллианты, золото, серебро Длина 20,5 см Конец XVIII века Бриллиантовые шпильки, по-видимому, украшали летнюю шляпу.

Закреплённые на длинных золотых стержнях, они сверкали над морем кружев, лент и цветов.

В самой форме ажурных бобинок, в лёгком винтообразном движении бриллиантовых полосочек, схваченных сверху и снизу округлыми наконечниками, чувствуется безукоризненный вкус ювелира.

 

Бриллиантовая диадема «Русская красавица», украшенная 25 крупными каплевидными жемчужинами, воссозданная мастерами Гохрана по аналогии с украшением, заказанным в 1841 г. Николаем I для императрицы в форме традиционного русского головного убора кокошник.

Диадема «Русская красавица» (1987) исполнена по мотивам кокошников — старинных головных уборов русских женщин. Платина, 1000 бриллиантов, 25 жемчужин понадобилось художникам, ювелирам Гохрана — В. В. Николаеву, В. Г. Ситникову, Г. Ф Алексахину, чтобы создать это произведение искусства.

 

Турмалин

Этот камень своеобразный символ дружбы между Россией и Швецией, принятый в подарок императрицей Екатериной II от Густава III — монарха Швеции, во время его визита в Петербург в 1777 году, незадолго, перед началом русско-шведской войны.

Камень на протяжении долгих лет считался не турмалином, а рубином. Это розовато-малиновый камень размером с куриное яйцо и весом в 255,75 карат. 

 

Бант-склаваж ( небольшое ожерелье)

Такие украшения носились на широкой кружевной ленте или бархотке. Данный склаваж представляет собой пышный бант, каркас которого выполненный из золота и серебра, который практически не виден, так как он полностью выложен бриллиантами и шпинелью.

Шпинели, это группа минералов, к которой относятся александрит и хризоберилл. Уникальность данного изделия состоит в том, что благодаря волнистой линии и округлой огранки бриллиантов довольно массивный склаваж выглядит ажурным и легким, а не каменным.

Камни составляющие бант, имеют от природы светлые оттенки, но положенные мастером на фольгу, приобрели ярко-красный, сочный и насыщенный цвет. Изделие подписано «Пфистерер.10 Апр.1764″, к сожалению более подробных сведений о ювелире нет, известно лищь то, что он работал в Санкт-Перербурге.

Им также изготовлены серьги в виде банта, которые вместе со склаважем составляют гарнитур. Изделие имеет размер 11,5 х 11 см

 

Серьги в виде банта

 

 

 Гарнитур: Бант-склаваж и серьги - банты  

 

БУКЕТ НАРЦИССОВ

Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века Букет нарциссов — украшение для корсажа дамского платья, пожалуй, одно из наиболее интересных ювелирных изделий подобного рода.

Плавно изогнутые, объединённые общим силуэтом изображения нарциссов композиционно согласованны и уравновешенны. Лепестки цветов, выложенные мелкими бриллиантами, искрятся светом.

Высоко приподнятые жёлтые бриллиантовые сердцевины излучают золотистое сияние, мягкими бликами скользящее по лепесткам. А слегка склонённые эмалевые листочки на золотом стебле своей изумрудной зеленью оттеняют нежную гамму мастерски подобранного камня.


 

 Брошь с изумрудом.

Изумруд 136, 25 карата, бриллианты, золото, серебро 6,5 х 6,3 см Вторая четверть XIX века. Огромный квадратный изумруд, найденный в XVI или XVII веке в далёкой Колумбии, – один из семи исторических камней Алмазного фонда России.

По мнению академика А. Ферсмана, камень является единственным в своём роде: при больших размерах он абсолютно чист и прозрачен. Его глубокий цвет приятно успокаивает глаз.

Бриллиантовая оправа из виноградных листьев и крупных солитеров извилистым контуром смягчает геометричность формы изумрудной таблицы и создаёт нарядную сверкающую рамку для камня.

 

Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г. мастер Готлиб Вильгельм Данкель.

Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин.

Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.

 МЕДАЛЬОН С ИЗУМРУДОМ
 Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты.Середина XIX века

 

 

 

 Бриллианты, золото, серебро, эмаль 15 х 6 см 1750-е годы. Асимметричная композиция в стиле рококо небольшого бриллиантового букета для украшения корсажа дамского платья составлена из листьев и стеблей разнообразных форм.

В красочной цветовой гамме слились мерцающая зелень эмалевой листвы, пепельно-розовые бриллиантовые бутоны, отливающие лимонно-жёлтым блеском декоративные цветы, сверкающий красноватыми отблесками бриллиантовый пурпур розы.

Тёплые краски камня, поставленного на фольгу, создают впечатление едва уловимого движения букета.

 

 Большой букет

Размер изделия не так уж велик — 16 Х 21 см. Выполнен из золота и серебра, бразильских бриллиантов общим весом в 140 карат и колумбийских изумрудов — весом в 50 карат.

В ажурную оправу бутона вставлен 15-каратный нежно-фиолетовый бриллиант чистой воды. Букет поражает разнообразием цветовых нюансов и естественностью композиции, говорящем о высочайшем искусстве неизвестного ювелира.

 

 Большой и малый букет - украшения к платью

"Вот знаменитый большой букет с изумрудными листьями и бриллиантовыми цветами. Он сделан французским ювелиром школы Дюваля примерно не позднее 1760 года. 
Букет состоит из небольших изумрудов Колумбии, довольно грубой неправильной ступенчатой огранки, его бриллианты не индийские, а бразильские.

Камни поставлены, однако, на цветной фольге или на туше. Только один бриллиант, в виде обрезка, поражает своим качеством.

Это плоский камень нежно-фиолетового оттенка, единственный самоцвет из всего букета, вставленный в ажур. Все остальные камни сравнительно малоценные, стального оттенка, нередко с надцветом или просто желтоватые дешевые бриллианты, а между тем по своей совокупности этот букет представляет одно из замечательных в мире ювелирных изделий XVIII в.

Не только среди русских ювелирных богатств, но и мировых сокровищ он занимает первое место по сочетанию красок, легкости и вместе с тем условности рисунка, дивной ювелирной работы и богатству тонов камня.

Тонкие листья и стебли из золота выстланы таблицами изумруда, образующими сплошные зеленые нити.

Сами цветы сделаны из бриллиантов, закрепленных на фольге в чистом серебре. Все части букета подвижны, они качаются и сверкают при малейшем движении, играя пестрыми тонами дивных оттенков».
  А.Е.Ферсман.

 

 Портбукет. 

Бриллианты, золото, серебро, эмаль13,5 х 8 см. Около 1770 года
Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки.

Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.

 

 

 

 

 

 Брошь "Жук скарабей"

 

 

 

 

ЭГРЕТ «ФОНТАН» И СЕРЬГИ «КАСКАДЫ»

Бриллианты, сапфиры, золото, серебро 7,5 х 7,5 см (эгрет)
9,5 х 3,8 см (серьги) 1750-е годы

Специальное приспособление,выполненное в виде падающей струи фонтана, закреплявшее страусинные перья, украшавшие прически и шляпки дам в 18 веке.

Мастер неизвестен, изготовление украшения датируется примерно 1755-1760 годами. Выложенные россыпью бриллианты плавно изгибаясь, ниспадают вниз, заканчиваясь крупными сапфирами, которые имеют особую огранку «бриолет», в переводе с французского — «капля». Размер изделия 7,5 х 7,5 см

 

 "В парюре с эгретом  находятся серьги в виде блестящего бриллиантового каскада с тяжёлыми, свободно висящими каплями сапфировых панделоков.

Камни, подобранные ювелиром с удивительным пониманием их роли в художественном облике вещи, переливаясь тончайшими цветовыми нюансами, придают серьгам редкую изысканность.

 

 

Орден Святого Александра Невского - государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 года.

Орден святого Александра Невского был задуман Петром I для награждения за военные заслуги.

Учреждён орден Екатериной I после смерти Петра, и стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины.

Орден стал использоваться Екатериной и для поощрения гражданских лиц. Впервые кавалерами ордена стали 18 человек в день свадьбы дочери Екатерины и Петра I, царевны Анны и герцога Шлезвиг-Гольштейн-Готторпского Карла-Фридриха

 

Орден состоял из знака-креста с двуглавыми орлами между концов креста и серебряной звезды. Во время Отечественной войны 1812–1814 гг. 14 орденов были выданы с бриллиантами.

В советское время, после реабилитации русского патриотизма в годы советско-германской войны, орден был "восстановлен" в 1942 г. как военная награда командиров красной армии с названием орден Александра Невского – на фоне красной пентаграммы и без упоминания слова "святой".

 

 

 ЧУБУК

 

 

ХРИЗОЛИТ вес 192,6 карата

Оливково-зелёный камень, прозрачный, как капля родниковой воды. Был найден на вулканическом острове Зебергет в Красном море.

По величине и чистоте воды этот хризолит не имеет равных. Входит в число семи исторических камней, хранящихся в Алмазном фонде России

 

Стрекоза

 

 

 ШАПКА МОНОМАХА

Всемирно известен древний царский венец — шапка Мономаха. Ею венчались на царство все русские цари в XVI–XVII веках.

Очень давно о ней сложили легенду, будто в XII веке византийский император Константин прислал её и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешёл к московским царям.

Легенда рассказывает, что митрополит Эфесский Неофит передал Владимиру Мономаху ещё и оплечья, или бармы — драгоценные медальоны, которые нашивались на круглый воротник, животворящий крест, цепь из аравийского золота и чашу римского папы Августа.

Правда, потом историки, сопоставив их годы жизни и правления, решительно опровергли эту легенду. Император Константин умер в 1055 году, а Владимир Мономах стал великим князем в 1113 году — через 58 лет после смерти византийского правителя.

Мнения учёных о происхождении царского венца различны. Одни историки считают, что она была сделана в Византии, другие относят её к восточному (арабскому или арабо-египетскому) искусству, третьи утверждают, что это произведение бухарской работы.

Происхождение царского венца, как и история его появления в царской казне, до сих пор не выяснены и ещё ждут новых исследований.

Сейчас документально установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III — Дмитрий. Царь Иван III был крупным государственным деятелем, потому в столь трудное для страны время решил подчеркнуть создание твёрдой централизованной власти и возросшую мощь страны особой торжественной церемонией — венчанием на престол.

Для этой церемонии 4 февраля 1498 года и был использован Мономахов венец. В этот день Иван III в сопровождении бояр ввёл своего 15-летнего внука в храм Успения Пресвятой Богородицы, где их встречало русское духовенство.

Для придания большей торжественности венчанию внука Иван III пригласил некоторых иерархов Русской православной церкви: митрополита Симона, архиепископа Ростовского, а также епископов суздальского, рязанского, терского, коломенского и сарского.

Два архиепископа поднесли митрополиту великокняжеские регалии — бармы и венец, а митрополит передал их великому князю, который и возложил шапку Мономаха на голову Дмитрия.

Через 50 лет ею венчался на царство юный Иван IV, который окончательно утвердил за русскими государями царский титул.

 

ШАПКА АЛМАЗНАЯ
Золото, серебро, драгоценные камни 1682 — 1687г 

 

Митра Московского патриарха

 

 Шапка Алтабасная (Сибирская). 1684. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу

 

 

Астраханская шапка 

 

 

 

 Митра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Император Николай II 

 

Даже самые лучшие фотографии не могут передать красоту исторических сокровищ русских царей, игру света драгоценных камней, которыми они осыпаны.

Поэтому предлагаю вам посмотреть небольшой (5мин) ролик и лично убедиться в уникальности изделий Алмазного фонда.

Не забываем вкл. звук. Украшения предстанут пред вами под чудесную музыку...

 

 

И еще один фильм по теме поста хочу предложить вашему вниманию.

Для его просмотра вам понадобится примерно час времени.

Но фильм этого стоит! Из него вы более подробно узнаете историю царских сокровищ: как они собирались, как распродавались, а также о том, как удалось сохранить основные исторические ценности!

Приятного всем просмотра!

 

 

Источники:

http://vimpel-v.com/ros_imperya_award/281-orden-aleksandra-nevskogo.html

http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/100584_korolevskie-brillianty

 

 http://banallex.livejournal.com/619534.html

 

http://www.worlds.travel/specialized-museums/132-almaznyy-fond-rossiya-moskva.html

 

http://www.liveinternet.ru/users/5102543/post263726156/

http://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/37466.html

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+23

04.05.2015
Пожаловаться Просмотров: 24709  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены