Недавно я посмотрел один сериал, которых у нас хоть пруд пруди. Везде одно и то же. Но яркая и многообещающая реклама, детективная интрига и крутые (по российским меркам) актеры в главных ролях — побудили меня провести какое-то время у голубого экрана. Что тут сказать?
Название сериала — «Пепел». Правда, называют его в официальных источниках «многосерийный фильм», так как слово «сериал» уже настолько обесценилось, что на это — никого уж точно не соберешь. А так — прилично звучит. И создатели сериала как бы говорят: «Народ, уж это — точно не сериал, не такое известное всем ..., а серьезная кинематографическая работа, брендовая при том. Так что — идите смотреть, пожалуйста».
Я буду называть данный фильм — сериал — все равно. Потому что — это сериал все равно. И ни разу из этих рамок он не выбивается, как ни назови. Создателям все мои мысли — навсегда фиолетовы, ну а мне — проще. Меньше букв писать. Шутка:)
Сюжет я уж совсем пересказывать не стану. Можете сами посмотреть на «Кинопоиске». Равно как и посмотреть там рецензии. Рецензии самые разные. Впечатления сериал оставляет, мягко скажем, не однозначные. Потому что...
Господи, какой же это бред! Бывший уголовник СЛУЧАЙНО становится полковником НКВД (Миронов), а капитан Красной Армии — уголовником, похитив СЛУЧАЙНО воровской общак! (Машков). Время действия: 1938—1948 гг. Ну, вы понимаете, да? Сначала они параллельно сидят в тюряге, потом — по поддельным документам — как-то барахтаются в конслаге-военном и послевоенном социуме, и потом судьба их сводит на узкой дорожке, чтобы они, так сказать, пообщались «совместно».
А в чем сюжет? — спросите вы. А сюжет — в этом, — отвечу я. Потому что общего, связующего все эти истории — нет. Есть отдельные зарисовки. «Из жизни...». Даже, наверно, не так. Не «из жизни». А из серии: насколько велика фантазия режиссера на тему «полубандитских обознатушек-перепрятушек» на фоне «Великой Отечественной Войны (ВОВ)» и нквдшных делишек. ВОВ в фильме показана схематично и условно. Да и зачем? Ведь фильм не о войне, а о героях — бывшем воре и бывшем командире Советской Армии, катящихся по склонам фантазии режиссера и сценариста фильма в самое ТО. А что? Тихо себе. Едут.
Режиссер-фантазер-молодец. Как он точно все показал. Действительно, тема превращения вора в доблестного командира Советской Армии, ездящего (в то же самое время) с ворами «на стрелки» (достаточно спокойно при том) и стремящегося вернуть воровской общак — безусловно достойна весьма внимательного и первостепенного художественного исследования. А уж тема командира Советской Армии, похитившего по ошибке воровской общак и тихо деградирующего на золотых приисках — это вообще супер!
Как вы заметили — все вертится вокруг воровского дела и непонятки с документами. Отличная завязка, вполне достойная духа того времени, и вообще всего... Играют главные роли — Миронов и Машков. Кстати, это их шестая по счету совместная работа. Итак, начнем с плюсов картины. А их... нет.
Нет, какие-то есть, конечно. Миронов и Машков вот вместе встретились. Снова. А зачем? Понятно, зачем, фильму рейтинг собрать. Зачем еще?
Как играет Машков? Как Машков. Надо сказать, что во всех фильмах Машков играет исключительно только себя в предлагаемых обстоятельствах. На органике и харизме. Природа сказала «на». Машков взял. Так и играет. Если вы хотите узнать, как играет Машков — посмотрите хотя бы один фильм с ним. И можете смело сказать, что смотрели с ним все. Впрочем, его фанаты смотрят с ним все фильмы, потому что нравится он им. Действительно, этакий харизматичный глыба-мужик, серьезный такой, во взгляде — основательность и тоска. В общем, везде одно и то же. Мало таких мужиков в нашем кино. Так что — на Машкова всегда — особый спрос.
Как играет Миронов? Как Миронов. Хотя, надо сказать, что Миронов — актер все же более многогранный, чем Машков. Он все же что-то ищет в роли. И его «Князь Мышкин» родился не просто так. Миронов — актер более глубокий. Но его по-видимому «убьют» наши сериалы, вроде этого. Потому что — надо для себя как-то решить, либо ты серьезный актер, либо в сериалах снимаешься. Я понимаю, всем хочется есть хлеб повкуснее, и от сериального хлеба с маслом никто не застрахован. Но что-то Миронов многовато стал участвовать в них. Не хорошо это.
Да и потом... Миронов в этой роли (как ни странно) — абсолютно не запоминается. Ни одного интересного поворота актер не предлагает. Все сухо, чинно так. Без блеска. Что довольно странно для него же.
Ну, да ладно. Когда я смотрел фильм, мне виделись явные или неявные ассоциации с такими грандами советского кино как «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя», так как все жежанр «Пепла» можно определить как «авантюрная драма-триллер». Почему? Просто по времени. Ибо и те, и те — показывают почти одно и то же время. Но КАК показывают? И о чем фильмы? Вот... И я о том же...
Но давайте чуть предметнее.
1) Вот чем отличается почти ЛЮБОЙ сериал от художественного фильма? Понятно, что сериалы есть разные, и фильмы разные есть. Ну, а все же? Правильно, в сериалах все сцены — сухи и шаблонны, в них только «говорящие головы» (с вариациями), но совершенно нет жизни. ЖИЗНИ, в прямом понимании слова. Когда ты видишь обстоятельства жизни города (или страны), проникаешься временем года, и вообще — начинаешь ОЩУЩАТЬ (чувствовать) саму историю.
В «Пепле» — все сцены построены по сериальному принципу: картинки бегут одна за одной, они ужаты, сжаты, как в калейдоскопе: «мотор, камера, голова». Мотор есть, камера тоже, головы Машкова и Миронова присутствуют почти в каждой сцене, а не интересно. ЖИЗНИ нет. Нет и глубины истории. Все скупо, поверхностно. Нет атмосферы.
Кстати... уж сколько раз твердили миру..., а нашим все не впрок. Фильм (желательно, хороший) отличается от сериала также и тем, что в нем (как правило) — МУЗЫКА — является одним из основных действующих лиц. И это компонент НАИВАЖНЕЙШИЙ. Вспомните задушевные мелодии «Мгновений», или тревожные мотивы «Места встречи». Да и «Ликвидация» тут не подкачала. Но «Пепел» — это нечто особое. Так как — в нем музыки нет вообще. Это к вопросу, опять же, об атмосфере.
2) Ладно, атмосферы нет. Но что с актерскими работами? Опять же, продолжим разговор об отличии сериала и фильма (желательно, хорошего). Вышеприведенных примеров хватит за глаза. Итак, одним из важных отличий можно назвать и сильнейший состав на «вспомогательные» роли. То есть, в «подтанцовках» у главных героев должны иметься (как минимум) ничем не уступающие им (по мастерству воплощения) «прочие» персонажи.
И тут, конечно, «Место встречи» — выделяется, ибо ты запоминаешь в фильме не только Высоцкого или Конкина, но еще и Евстигнеева, Садальского, Бортника, Джигарханяна, ну, и так далее... В «Пепле» есть Смоляков, Гостюхин, Гармаш (куда же без него). Но все они какие-то одноплановые, схематичные, поверхностные. Как ни странно, именитые актеры ничего интересного в свою роль не привнесли.Гармаш играет как Гармаш. Гостюхин как Гостюхин. Смоляков на их фоне несколько выделяется характерностью (да у него и экранного времени больше), но в его исполнении мы это где-то уже видели. Или не в его исполнении, но тоже видели. Мамонова просто ОЧЕНЬ мало: всего несколько фраз. И...
Все... Все остальные — блеклые серые тени.
3) Ладно, нет атмосферы и отсутствует пресловутый «второй план». Но что же — личные отношения героев? Это, конечно, отдельная песня. Ибо, конечно дуэт Миронов — Лядова — это что-то. Более невыразительной и неинтересной пары трудно себе вообразить. Он — «серый кардинал», застегнутый на все пуговицы и постоянно в фуражке. Она тоже вся напряженная, и ходит почти весь фильм с таким лицом, словно чего-то вообще не понимает. «Гостья из будущего». Эмоций — ни у него, ни у нее — вообще никаких. Как деревянные болванчики. Но если Миронов — хоть периодически «вспоминает», что он хороший актер, то Лядова — никогда. И это, конечно, убивает интригу и сюжет, за них ПРОСТО не переживаешь. Как и за Машкова, который весь фильм ходит с лицом, отражающим вселенскую печаль. Но это в вопросу, как играет Машков.
Миронов и Машков вместе в сериале — только в начале и в финале. То есть, зрители почти не увидят «красоты их совместной игры». Действительно, зачем? Сюжет не предполагает. Пусть тянут свою лямку по одиночке. Фортуна им в помощь, режиссер со сценаристом на шею. Да и потом, кассу (рейтинг) же надо сериалу делать. Кому-то нравится Миронов. Кому-то — Машков. Кому-то никто из них не нравится (но таких меньшинство, как предполагают продюсеры). Но — чтобы захватить полностью все сектора потенциальной зрительской аудитории — на всякий случай нагнали и некоторых других известных актеров. Не для качества. А для кассы. Чувствуете разницу?
Постскриптум. Конечно, нельзя сказать, что «Пепел» — сериал совсем уж плохой. Нет, отдельные куски можно посмотреть, на кухне, за чашечкой чая, походя, занимаясь домашними делами. Пусть фоном звучит. Но не более того. Вашего времени на просмотр у голубого экрана это сериал точно не заслуживает.
Просто есть такие фильмы. Ни о чем. Вроде страсти на экране, драма народа, убивают людей, какие-то события постоянно. Но тебе — вообще до фонаря, и до тех, кого убивают, и до других — тоже. Ничего не трогает.
И это — еще одно отличие сериала от фильмов, что я перечислил выше. Потому что — последних будут смотреть еще долго. А «Пепел» забудут уже очень скоро.
К сожалению.
Странно, правда?
Источник: Блог Александра Баринова
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+4
|
|||
Последние откомментированные темы: