Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241030122631

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Философия искусства. Часть II

 

 

Дионисий (ок. 1440 - 1502/03) Иконописец, представитель московской школы живописи. Богоматерь Одигитрия. Изображение "Богоматери Одигитрии" ( "Путеводительницы"), было весьма почитаемо на Руси. Икона - одна из ранних работ мастера (1482), являющаяся воспроизведением греческого оригинала, сильно пострадавшего при пожаре 1482 года, и Дионисию было поручено написать икону "в тот же образ". В соответствии с греческими канонами образ Богоматери должен быть торжественен и строг, но лики выписаны очень мягко, без резких переходов от света к тени, что как бы лишает их объема и рельефа, подчеркивая "потусторонность" изображенного. Изящные полуфигуры ангелов выполнены в тонкой технике письма. Как всегда у Дионисия, важную эмоциональную роль играет колорит, богатый всевозможными цветами и оттенками, но приглушенный и оттого придающий нежность и особую сияющую чистоту произведениям.

 

Видение отроку Варфоломею. Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942). Живописец, мастер монументальной картины и лирического пейзажа. Картина открыла начало теме, долгие годызанимавшей Нестерова М. В., - православная Русь, житие святых и подвижников, нравственное и духовное совершенство.

 

Портрет Анны Андреевны Ахматовой (1914 г.) Альтман Натан Исаевич (1889 - 1970). Живописец и график, представитель авангарда.

Когда писался этот портрет, Ахматова жила в Петербурге одна, «покинув рощи родины священной и дом, где Муза Плача изнывала», иными словами — Царское Село и дом Гумилева. Наступил ее окончательный разрыв с Гумилевым, начиналась другая жизнь, она испытывала чувство нового рождения, и, наверное, еще сама не представляла, какой она будет,— так, по крайней мере, заставляет думать этот мотив узнавания себя как бы заново, звучащий в стихах об альтмановском портрете:

Как в зеркало глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым...

Это один из лучших портретов Альтмана. С одной стороны, это типично светский портрет и вместе с тем — портрет авангардистский. В таком смешении стилей есть острота, есть и эстетическая оправданность.

 

 

 

Основные задачи философии искусства

 

   Отвлекаясь на время от того, что философия искусства представляет собой множество различных направлений и школ, по-разному трактующих едва ли не все ключевые вопросы, касающиеся искусства, можно попытаться перечислить некоторые из основных вызывающих наиболее острые споры тем современной философии искусства:

 

- определение понятия искусства, отграничение искусства от других способов понятийного и образного представления мира (идеология, религия, наука и т. д.) и от того, что ошибочно принимается или принималось за искусство; установление связи философии искусства с эстетикой и искусствознанием;

 

- выявление смысла искусства, его предназначения или цели. Долгое время искусству придавался объективный, не зависящий ни от воли людей, ни от их деятельности смысл.

Другой альтернативой является идея, что искусство имеет только субъективный, определяемый самими людьми смысл, и то, будут ли достигнуты цели, которое искусство имеет ставит перед собой, зависит не от каких-то внешних факторов, а от разумности и настойчивости в реализации этих целей;

 

- выявление и анализ тех категорий, которые лежат в основе искусства как специфической области человеческой деятельности, включающей как создание произведений искусства, так и восприятие их аудиторией. Исследование задач, или функций, искусства и его значения для человеческой жизни и деятельности. Описание механизма связи искусства с культурой своего времени. Исследование тех идеалов, или ценностей, которыми руководствуется в своей деятельности художник, создающий произведение искусства. Анализ самого феномена эстетического восприятия, или видения, мира и связь такого видения с другими специфическими особенностями природы человека;

 

- периодизация истории искусства, деление её на основные этапы, выделение особых, отличающихся внутренним единством стилей в рамках каждого из подобных этапов и т. д.

Выявление динамики развития отдельных видов искусства, доминирование того или иного вида в конкретный исторический период.

Критическое описание существующих, в том числе и предлагавшихся когда-то, философских концепций природы искусства и его развития;

 

-  изучение внешних и внутренних причин, определяющих характер и динамику развития искусства, анализ проблемы преемственности и прогресса в искусстве.

Когда-то считалось, что деятельность художника предопределена в конечном счете волей Бога, позднее была выдвинута идея общих законов развития искусства, неуклонно ведущих от первобытного искусства к современному. Были предложены философские теории, стержнем которых являлся «закон прогресса искусства», однако современность, ознаменовавшаяся резкими переменами в художественном освоении мира, развеял многие иллюзии, в том числе представление о «законах искусства» и неуклонном его прогрессе;

 

- анализ особенностей современного искусства, его связей с современной культурой, общих тенденций его развития и основных этапов его эволюции (или, как некоторые считают, – деградации)

 

*С Вашего позволения, опубликую стихотворение, эмоционально близкое теме:

 

Эволюция или Деградация?

 

Восхожу к иным «реалям»,

 Разрезающим пространство,

                                            На пласты, где нет печали,

 Нет и радости, и счастья.

 Там все чувства испарились,

 Искрутились, изолгались,

 Искрошились, изогнулись,

 Оборотнями стали…

 Буду там парить в прострации,

 Что это, Эволюция или Деградация?

 

Исследование связей между традиционной и современной философией искусства. Изучение роли искусства в обществе и, прежде всего, в современном мире.

 

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Босх - последний и, возможно, крупнейший средневековый мастер. Он получил признание ещё при жизни; художника особенно почитали ревностные католики. Известность Босху принесли аллегорические композиции, посвященные греховности и безумию человека, плотским утехам, Страшному суду. Картины Босха подобны страстной проповеди, рисующей картины ада. На его картинах можно увидеть фантастических чудовищ, отвратительных созданий, погрязших в мучениях и пороке.  

 

Сикстинская Мадонна. Рафаэль. "Божественный Рафаэль". Необыкновенно одаренный, один из великих мастеров Высокого Возраждения и всех времен. Он стремился к идеалу. Стоит обратить внимание на то, как всё продумано, как художник использует принцип контраста для усиления впечатления. Жест, поза и движение, начавшись в одной точке, продолжаются дальше, таким образом, движение не прерывается. 

 

Поцелуй. Густав Климт. Климт был ведущим венским художником, разорвавшим с условностью официальностью искусства. Его искусство выражало стремление освободиться от старых табу и ограничений.  

 

Приведенный перечень задач философии искусства не является, конечно, исчерпывающим. Но он убедительно показывает, что философия искусства занимается теми вопросами, которые не способна исследовать сколько-нибудь полно и последовательно другая научная дисциплина, занимающаяся исследованием искусства.

 

***

Философия искусства. Часть I

Это интересно
+18

24.03.2015
Пожаловаться Просмотров: 4574  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены