Мона Лиза. Леонардо да Винчи, ок 1503 - 1505. Высокое Возрождение.
Идеалом художников Высокого Возрождения был синтез человеческого и божественного, Христианства и языческой античности, природы и воображения.
Гийомен, Жан-Батист Арман. Скала Эхо, Крозан.
Импрессионизм - (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Черная рама. Василий Кандинский, 1922.
Начав с предметной живописи, Василий Кандинский стал одним из первых абстракционистов. Написанная в период наивысшего расцвета творчества художника, эта картина воплощает его представления о эмоциональном воздействии тени, линии и цвета.
Основные проблемы философии искусства
Философия искусства является философским исследованием искусства в процессе его развития. Философия искусства носит эмпирический (основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент) характер в том смысле, что она опирается на опыт искусства и на опыт его восприятия. Вместе с тем она черпает данные для обобщения не только из истории искусства, но так же, из других наук об искусстве: искусствознания, социологии искусства, психологии искусства, истории и теории культурологи и т. д.
Эти эмпирические и теоретические данные всегда нуждаются в интерпретации, возможной лишь в рамках определенной философской концепции искусства. Они не только всегда теоретически нагружены, но и, сверх того, чрезвычайно подвижны и неустойчивы.
Включение эстетики и тесно связанной с ней философии искусства в число описательно-оценочных наук, влечет за собой определенные выводы, которые не всегда истолковываются правильно.
Прежде всего, философия искусства не является точной наукой, подобной математике, физике или биологии, и никогда не станет таковой. Ещё Аристотель замечал и предостерегал применительно к этике, но его слова подходят и к нашему предмету изучения: «Что касается разработки нашего предмета, то, пожалуй, будет достаточным, если мы достигнем той степени ясности, какую допускает сам этот предмет. Ибо не во всех выводах следует искать одну и ту же степень точности, подобно, как и не во всех созданиях человеческой руки. В том, что касается понятий морального совершенства и справедливости (…) царят столь далеко простирающиеся разногласия и неустойчивость суждений, что появилась даже точка зрения, будто своим существованием они обязаны только соглашению, а не природе вещей… Нужно поэтому удовлетвориться, если, обсуждая такие предметы и опираясь на такие посылки, удастся указать истину только приблизительно и в общих чертах (…) ибо особенность образованного человека в том, чтобы желать в каждой области точности в той мере, в какой позволяет природа предмета».
Подчеркну ещё раз – это рассуждение имеет непосредственное отношение и к философии искусства: в ней достижима только такая точность, какая позволяется природой исследуемого ею предмета – искусства.
Неразумно, в частности, надеяться, что философия искусства, складывавшаяся на протяжении всей своей истории из многих конкурирующих направлений, однажды станет чем-то единым, или одна теория вытеснит все другие. Наивно надеяться также на ясные определения центральных категорий философии искусства, включая понятия «искусство», «произведение искусства», «прекрасное», «возвышенное», «эпатирующее» и т. д.
Сандро Боттичелли. Весна.
Полотно Боттичелли изображает сад Венеры, богини любви. Сандро боттичелли был самым значительным художником Флоренции второй половины XV века. Утонченный стиль Боттичелли находил понимание у образованной части флорентийского общества. Его шедевры прославляли одухотворенную красоту.
Сальвадор Дали. Мягкая конструкция с вареными бобами: Предчувствие гражданской войны.
Вторая часть названия была добавлена после начала Гражданской войны в Испании. Сальвадор Дали - один из самых популярных художников, представляющих сюрреализм. Сюрреализм был одним из направлений авангарда между двумя войнами. Основная цель течения, заключалась в высвобождении образов подсознания для создания новой "сверхреальности".
Казимир Малевич.Супрематическая композиция № 56.
Казимир Малевич считается наиболее значительным русским художником -авангардистом. С 1913 до конца 1920-х гг. разрабатывал новое направление абстрактного искусства и философии - супрематизм. Новое искусство отражало новую социальную утопию. На смену старым, привычным ценностям должны были прийти новые социальные понятия. Не пытайтесь воспринимать простые абстрактные формы буквально. Просто созерцайте элементы, которые словно могут перегруппироваться или закрутиться в пространстве и исчезнуть в бесконечности.
Нередко изложение философии искусства ведется так, как если бы никаких исключающих друг друга течений в ней не существовало. Это не должно вводить в заблуждение. Многие авторы, стремясь к объективности, пытаются не обнаруживать своего тяготения к какому-либо конкретному направлению в философии искусства, создать видимость «равной удаленности» от всех существующих направлений и найти, так сказать, «золотую середину» между ними. Это вполне допустимая, но временная позиция.
Признаюсь, я далеко не объективна в своих предпочтениях, и, более всего, тяготею к модернизму, хотя не скрою, что и другие течения в искусстве мне интересны, смотря, как их преподать.
Философия искусства всегда слагалась и будет слагаться из конкурирующих, несовместимых друг с другом направлений и концепций. Уже одно это исключает возможность открытия приемлемых для ВСЕХ представлений об искусстве, произведении искусства, художественном образе, художественном вкусе, художественных направлениях и стилях.
Это интересно
+21
|
|||
Последние откомментированные темы: