Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Скифская жрица. Часть 5

 

 

 

Быть может — умру,

Наверно воскресну!

Т.Чурилин

Н.С. Гончарова на футуристических вечерах

Особую страницу в творчестве Гончаровой занимает работа над оформлением книг поэтов-футуристов. Художница  тонко чувствовала поэзию и многие поэты того времени были ее друзьями.  Она  дружила с Хлебниковым, А.Крученых, Д.Бурлюком, Т. Чурилиным и др.

Марина Цветаева в своем эссе  вспоминает  о том, что впервые о Н.Гончаровой она услышала от поэта Тихона Чурилина. Наталья Сергеевна иллюстрировала книгу его стихов. Вот что пишет Марина Ивановна:« Стихи Чурилина — очами Гончаровой.

Вижу эту книгу, огромную, изданную, кажется, в количестве всего двухсот экз<эмпляров>. Книгу, писанную непосредственно после выхода из сумасшедшего дома, где Чурилин был два года. Весна после смерти. Был там стих, больше говорящий о бессмертии, чем тома и тома.

Быть может — умру,

Наверно воскресну!

Под знаком воскресения и недавней смерти шла вся книга. Из всех картинок помню только одну, ту самую одну, которую из всей книги помнит и Гончарова. Монастырь на горе. Черные стволы. По снегу — человек…»

  

Т. Чурилин. «Послушница».

Вся в чёрном – лёгкая на снеговом на белом.

Идёт и чёрным не пугает белизны.

Идёт, послушная, за тихим малым делом,

Идёт, не смотрит: явно видит сны.

И тишина с ней, тихой, неотлучно

Идёт и бережно отсчитывает миг.

А, рядом, тянется и тянется, докучно,

Железок звяк, ключей или вериг.

1908

 

 

Картинка с силуэтами деревьев на белом снегу-небе действительно выразительна до предела.  Неудивительно, что именно эту работу запомнила Марина Цветаева, - столько в ней драматизма.

«…Книга светлая и мрачная, как лицо воскресшего. Что побудило Гончарову, такую молодую тогда, наклониться над этой бездной? Имени у Чурилина не было, как и сейчас, да она бы на него и не польстилась…»

Т. Чурилин. «Догадка».

Здесь кто-то уходил от солнца, от тепла,

К ветвям берёз, поближе к тени близкой.

По травяной тропе, примятой низко-низко,

Здесь кто-то шёл.

 А может быть и шла.

Шла медленно, не думая, устало,

К ветвям берёз – хотела видеть тень,

Хотела позабыть про раскалённый день,

И слабою рукой цветы в пути теряла.

1908, Новое Зыково

 

 

Т. Чурилин. «Старинная мелодия».

В горнице столь милой печечкою белой,

В сумерках чуть виден кто-то за клавиром.

От углов, уж чёрных, и от печи белой

 Веет отошедшим, да, прошедшим миром.

Старый мир струится тихо под перстами,

Старый мир являет внове прелесть звука.

Кто-то за клавиром оживил перстами

Дорогие думы Кавалера Глюка.

1909, Крюково

 

 

Т. Чурилин. «Проводы». Из цикла «Летаргия».

Льёт солнце лучи.

Ворчливо ключи открыли часовню насилу.

Стучи не стучи, не пустят, молчи,

Лежи - ещё рано в могилу.

Гнусавит дьячок - дадут пустячок,

И то ещё слава те Боже.

Из гроба торчок: чернеет клочок.

Не прядь, а клочок, от того же!

Закрыли лицо и сняли кольцо,

И синего нету сапфира.

Разбито яйцо - и смертно лицо,

И чёрная снята порфира.

Но веки его дрожат отчего?

Рука шевельнулася влево...

Не надо всего...

Берите его.

Прощайся, ты, бледная Ева!

Посыпан песком большой белый ком.

Недвижимый, длинный, весь белый.

Ну, был дураком, летал мотыльком,

Кому теперь дело до тела?

Кладите, готов.

Хорош новый кров?

Ну, двигайте в чёрную печку.

Потише, покров...

Приятных вам снов!

Эй, барышни, гасьте же свечку!

1913

 

Иллюстрации к стихам Чурилина вклеены в книгу на специально отведенные страницы-паспарту. Они расположены то на одной, то на другой стороне разворота, то предваряют стихотворение, которому посвящены, то следуют за ним. Сделаны они в самых различных манерах.

Судьба Чурилина очень трагична, поэтому столько печали в его стихах.  Но не согласиться с Мариной Цветаевой в оценке этого поэта, просто невозможно. Удивительный музыкальный ритм поэзии Чурилина  завораживает.  

И как  замечательно он  созвучен музыкальному ритму в работах Гончаровой. Одним из первых оценил эту сторону живописи Натальи Сергеевны А.Бенуа. Именно поэтому он предложил Гончарову в качестве художника Дягилеву для оформления спектакля «Золотой петушок».

 

 

Тихон Чурилин

Еще в 1912 году Наталья Сергеевна проиллюстрировала поэму Хлебникова и Крученых под названием «Игра в аду».

И опять только два цвета  видим мы в работах художницы. Черный и белый! Они сталкиваются между собой, символизируя два противоборствующих начала! Тексты поэмы были рукописные.

Они очень естественно включились в динамичные композиции Гончаровой – к примеру, один текст помещался в середину головы черта, который выглядел не устрашающе, а скорее иронично.

 

ИГРА В АДУ

Свою любовницу лаская

В объятьях лживых и крутых,

В тревоге страсти изнывая,

Что выжигает краски их,

Не отвлекаясь и враждуя,

Давая ходам новый миг,

И всеми чарами колдуя,

И подавляя стоном крик –

То жалом длинным, как орехом

По доскам затрещав,

Иль бросив вдруг среди потехи

На станы медный сплав, –

Разятся черные средь плена

И злата круглых зал,

И здесь вокруг трещат полена,

Чей души пламень сжал.

Людские воли и права

Топили высокие печи –

Такие нравы и дрова

В стране усопших встречи!

Из слез, что когда-либо лились,

Утесы стоят и столбы,

И своды надменные взвились –

Законы подземной гурьбы...

 Некоторые экземпляры книги были позднее раскашены А.Крученых.

 

 

Покой и мрачен и громоздок,

Деревья – сероводород.

Здесь алчны лица, спертый воздух –

Тех властелинов весел сброд.

Здесь жадность, обнажив копыта,

Застыла как скала.

Другие с брюхом следопыта

Приникли у стола...

 

 

В очках сидели здесь косые,

Хвостом под мышкой щекоча.

Хромые, лысые, рябые,

Кто без бровей, кто без плеча.

Рогатое, двуногое

Вращает зрачки,

И рыло с тревогою

Щиплет пучки.

Здесь стук и грохот кулака

По доскам шаткого стола

И быстрый говор: «Какова?

Его семерка туз взяла!»

Перебивают как умело,

Как загоняют далеко,

Играет здесь лишь только смелый,

Глядеть и жутко и легко.

Вот один совсем зарвался –

Отчаянье пусть снимет гнет! –

Удар: смотри, он отыгрался,

Противник охает, клянет.

О, как соседа мерзка харя,

Чему он рад, чему?

Или он думает, ударя,

Что мир покорствует ему?

 

 

.....................................................................................................................

 

 

И там в стекло снаружи

Всё бьется старое лицо,

Крылом серебряные мужи

Овеют двери и кольцо.

Они дотронутся, промчатся,

Стеная жалобно о тех,

Кого родили… дети счастья

Всё замолить стремятся грех

 

 

« Игра в аду» - это одна из первых полностью литографированных книг русского авангарда.  Стихи Чурилина, иллюстрированные Гончаровой  вышли в 1915г.

Выходные данные на книгу  «Игра в аду»:

М.: Типо-лит. В. Рихтер, [1912]. 14 л., 18,6x14,5 см. Тираж 300 экз. Текст исполнил А. Крученых (литография, карандаш). Текст и рисунки на одной стороне листа. Как известно, и в первом, и во втором издании текст поэмы был написан А. Крученых  совместно с В. Хлебниковым. Рисунки выполнены Н.Гончаровой.

Стоила  эта книга в то время 60коп. Бедные...Бедные наши авангардисты...Это я о материальной стороне их жизни вздыхаю...Зато сейчас цена на эту книгу очень высокая! Лично у меня это вызывает самые противоречивые чувства: от гордости до сожаления. Но это так, лирика.

А теперь конкретная информация.

Аукционный дом «Кабинетъ» провёл 23 апреля 2013г. двое торгов: «Русская живопись и графика XIX-XX веков» №19(57) и «Старинные и редкие книги, карты, гравюры» №16(58).

Оба аукциона прошли очень успешно. Были проданы все топ-лоты, причем многие — со значительным превышением стартовых цен. Общая сумма проданных лотов превысила 50 миллионов рублей.

Был достигнут мировой рекорд аукционной цены на иллюстрированную книгу русского авангарда «Игра в аду». При старте в 670 тыс.руб. лот ушёл за 3 миллиона 300 тысяч рублей.

Стартовали с 670 тысяч рублей, скоро перевалили за верхний  эстимейт, 800 тысяч, а дальше уже торговались до победного. Спорили двое — участник в зале и покупатель по телефону.

Сначала шли шагами по 10 тысяч, потом по 50, потом по 100… Один миллион рублей, два миллиона рублей, а они все не останавливаются. В зале ни одного постороннего звука, все напряженно следят за аукционистом, принимающим очередную ставку в 100 тысяч рублей то с одной, то с другой стороны.

Казалось, что эта битва никогда не кончится. И только когда ведущий Андрей принял ставку в 3 миллиона рублей от участника в зале, где-то на том конце телефонной линии замолчали, подумали и сказали: нет, дальше не пойдем. Общий выдох в зале.

Вот как-то так теперь воспринимается поэзия и рисунки наших великих авангардистов...

 

Алексей Крученых 

 

 

Велимир Хлебников. Портрет работы М. Ларионова

Наталья Сергеевна в это же время иллюстрировала еще несколько книг поэтов- футуристов.  И каждый раз она использовала разные  приемы в своей работе.

Например, Гончарова одной из первых в среде европейских художников использовала в оформлении книги технику коллажа. Так, на обложку коллективного сборника "Мир конца", который увидел свет в том же 1912 году, был наклеен вырезанный из золотой тисненой бумаги цветок. Причем на каждом экземпляре книги он варьировался.  

К сожалению, обо всех работах художницы рассказать просто невозможно. 

Но на работе Натальи Сергеевны над книгой Алексея Крученых «Пустынники. Пустынница» не остановиться просто не могу. Книга вышла в свет в 1913г. Эта книга удивительная. В ней на семь страниц стихов приходилось четырнадцать страниц иллюстраций.

Таким образом, Гончарова  становилась как бы соавтором поэта. Но и это еще не все сюрпризы от художницы.

Пародийные стихи Крученых Гончарова превращает в исполненный драматичного гротеска рассказ о жизни пустынников. Такой ее лист, как “Два старца”, или лист с изображением сцены искушения лежащего старца можно воспринять в качестве своеобразных иллюстраций к сценам из “житийной” литературы (Житийная литература - это литература, посвященная жизни и описанию святых)…

Рисунки художницы близки тексту, связаны с ним  эмоционально и образно. Но соотношение художественных образов и текста качественно отличаются от традиционных.  Парадокс заключается в том, что художница вовсе не переводит в изобразительный ряд словесные образы…

Ее образы существуют параллельно тексту. Они связаны между собой стилистически и сюжетно.

Рассматривая рисунки к «Пустынникам» один вслед за другим, можно прочитать еще один «текст», образный мир которого и близок к словесному тексту, и одновременно независим от него. Пародийная интонация, присущая поэме, совершенно не слышна в рисунках художницы. Ее образы, наоборот, исполнены языческой энергии и мрачной силы. Это происходит потому, что Гончарова исходит из той первозданной стихии, которая породила литературные образы А.Крученых.

 

 

 

 

 

 Два старца ( этот рисунок приравнивается к  “житийной” литературе)

 

 

 

 

 

 

 

 .......................................................................................................................................

 

Обратите внимание на этот рисунок: договорился с чертом, - ангел сразу улетает...

 

Искушение (этот рисунок приравнивается к  “житийной” литературе)

И немного стихов из книги

Пустынники

Ах и горько, ах и сладко

Жить в пустыне в тишине!

Нам блеснет заря украдкой,

Нам так скорбно в глубине!

От цветов земли далекой,

От улыбки светлоокой

Мы сокрылись, мы зарылись

В темный душный, вечный спрят!

Мы живем – кругом темница –

В ночи душные не спится,

Пыли пыльные гробницы, –

Царства древние тут спят!

Мы сокрыли их следы,

  Корни вырвали руды,

  В воду бросили, пожгли

  По течению воды –

  Не нагнали б нам беды!

Стариков уставам внемля,

Обегают звери землю

Отовсюду: с вечной вьюги,

И с востока, злого рока,

Нам приносят на серебряном подносе

Все изделья рабынь смуглых

Резвооких, ртами мудрых, – –

  Мастерицы на придачу…

   И с заката

    Тоже плата

     Плоды с юга,

      Прелесть луга...

 

Пустынница

Милый мой ребенок

  Я стара

Я видала много горя

  От костра

Мне давно все опостыло

  Потеряла вкус

Посмотри какое рыло

  Просто грусть

Голова торчит как жердь

  Черная худая

Тело щепы смерть

  Рука костяная

Но живит порою странно

  Солнца блеск

Заживают давни раны

  Убегаю в лес

Я скачу и шаг верста

  Шаг сестре

Ей дрожание листа

  Знаки на коре

Раскукукалась кукушка

  Друга поджидая

И дымит в лесу избушка

  Мшистая седая

Там прижмуся я к деревьям

  Замолчу

Не сказать тебе наверно

  Что хочу

Подойди шепну дружку –

  Горько мне –

Поваляться на лужку

  На огне

Съесть травинку я хотела

  В ней тот сок

Что дарует свежесть телу

  Легкость ног..

Должна сказать, что в поэме речь идет, естественно, не о святых отшельниках, а о хтонических духах земли, живущих под землей, не знающих ни неба, ни света, ни пространства.

Они связаны с миром смерти. Это духи мертвых, ставшие духами земли. Они ведут свое призрачное существование до тех пор, пока не растают, слившись с землей.

Эти духи имеют бесовский характер, что следует из их разговоров друг с другом. Истории о проделках злых духов встречаются в фольклере всех стран. Но в поэме есть намек и на библейские образы злых духов, обитающих в пустыне с дикими зверями.

 

Продолжение следует...

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+20

01.03.2015
Пожаловаться Просмотров: 3671  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены