Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Скифская жрица. Часть 4

 

 

 

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

М.Цветаева

Н.Гончарова и М. Ларионов

Эти стихи Марины Цветаевой совершенно изумительно подходят к творчеству ее подруги - Натальи Сергеевны Гончаровой.

Гончарова со своими авангардными картинами буквально ворвалась в живопись и, к сожалению, также  была не понята. Ее картины удалялись с выставок, а сама Наталья Сергеевна даже привлекалась к суду.

В своем эссе, посвященном Гончаровой Цветаева написала: «Вся Гончарова в двух словах: дар и труд. Дар труда. Труд дара». Конечно, дар на первом месте. А труд всегда рядом, всегда в помощь.

Трудоспособность Гончаровой поражала и друзей, и критиков.

"Фруктовый сад"

 

"Жнецы"

 

 "Осенний букет"

 

"Посадка картофеля"

 

"Архангел"

 

"Букет и флакон красок"

Наталья Сергеевна в русский период  пишет очень много картин, даёт частные уроки в Студии живописи и рисунка И. И. Машкова (с 1908 по 1911), делает эскизы декораций и костюмов для постановки «Свадьбы Зобеиды» Гуго фон Гофмансталя (в 1909г), осуществленной в частной студии Константина Крахта, пробует себя в декоративно-прикладном искусстве: оформляет  скульптурные фризы некоторых московских особняков и разрабатывает рисунки обоев.

 Образец обоев

 

"Мытье холста"

Эта работа считается знаковой для Н. Гончаровой (неопримитивизм, крестьянский цикл). На ней  изображены женщины, которые моют холст — то есть отбеливают домотканую материю. Картина «Мытье холста» вызвала сильнейшее отторжение у критиков того времени. Было много негативных отзывов, но приводить их просто не хочется: где сейчас эти критики, и где эта картина?!..))

На мой взгляд, это не просто картина - это пир для глаз!

Наталья Сергеевна, подчеркивая свою связь с народом, часто носила платки. Все отмечали, что таких платков, как у нее ни у кого больше нет, и что платки шли ей необычайно.

 

Н. Гончарова (в центре) в костюме крестьянки.

Фото сделано в имении на Полотняном заводе

Одновременно Гончарова  участвует в наиболее значимых  выставках: МТХ (1905, 1907), Осенний салон в Париже (1906 «Русская художественная выставка», организованная С.П. Дягилевым), «Стефанос» (1907–1908. Москва), «Звено» (1908. Киев), Салоны журнала «Золотое руно» (1908–1909. Москва), Салон  В.А. Издебского (1909–1911), «Союз молодёжи» (1910–1913). Вместе с М.Ларионовым и единомышленниками участвует в организации авангардистских выставок в Москве: «Бубновый валет» (1910 -1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Становится одним из авторов эпатажного манифеста «Лучисты и будущники» (1913).

Автопортрет Натальи Гончаровой

Первая персональная выставка Н.С. Гончаровой состоялась 24 марта 1910 в Москве в Обществе свободной эстетики. Выставка проходила один день, на ней были представлены 22 картины художницы. Выставка прошла с грандиозным скандалом.

Три картины с выставки были изъяты полицией.  Гончарову  же обвинили в порнографии за  картину «Натурщица (на синем фоне)».   

К сожалению, не смогла найти копируемый вариант этой картины. «Натурщица (на синем фоне)».   

Работа очень интересная, экспрессивная, как все, что писала Гончарова, но абсолютно далекая от порнографии. 

Газета  "Голос Москвы" (1910. 25 марта) писала: “Вчера после собрания вошедшие могли любоваться выставкой, устроенной у эстетов. Выставлено более 20 картин какой-то эстетички Гончаровой. И в заседании, говорят, было объяснение этих картин. Сплошного декадентского пошиба и настолько неприличных, что секретные анатомические отделения Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом…»

Автором заметки был Гиляровский, который, переодевшись лакеем, тайно проник на собрание. Но сведения, приведенные им в публикации, были не совсем верны.

 

 Гиляровский, погнавшись за сенсацией, сильно преувеличил некоторые факты, за что и был осужден коллегами-журналистами.

Вот отрывок из публикации "Газетные критики в роли полиции нравов", помещенной в "Литературном отделе" журнала "Золотое Руно":

 "Никакого объяснения картин не было, в повестке Общества стояло, что г. Эллис прочтет доклад об А. Белом, что и было в действительности; никто из посторонней публики не входил в зал заседания, так как оно было закрытым.

Что же касается обвинения в порнографии, усмотренной в писанных с натуры моделях, в изображении языческого Бога, то оно лишь доказывает, что и в области художественной, как и в области моральной, автор обладает лакейскими взглядами. Все-таки заметка достигла своей цели: на картины Н.С. Гончаровой был наложен арест, и три из них конфискованы. Дело передано мировому судье". Гончарова была оправдана в судебном порядке.

 

 Н.Гончарова

Наталья Сергеевна на это отреагировала, как всегда очень спокойно:

«Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан».

Удивительное  мужество! Много ли  мужчин-художников  были способны вот так сказать о себе! Не пойти на поводу у зрителей в  ущерб своим идеалам в искусстве?!

А Гончарова могла! И не только критикам так открыто  высказать свою позицию, но и друзьям-единомышленникам.  Она , к примеру, могла заявить:

«Я утверждаю, что религиозное искусство и искусство, прославляющее государство, было всегда самым величественным, самым совершенным искусством <…>

я утверждаю <…> что во все времена было и будет не безразлично, что изображать, и будет важно наряду с этим, как изображать».

Для любого авангардиста такое высказывание было наравне с ересью.

М. Ларионов, в частности, публично говорил, что художнику безразлично, писать ли «капусту или Мадонну»: главным для него должно быть качество живописи».

 

М.Ларионов 

Русский примитивизм в целом был явлением «смеховой культуры».

Это художественное течение было пронизано стихией веселой игры, скоморошества (аналог европейского карнавала), атмосферой «снижения» и «переворачивания» понятий и ценностей, признанных обществом.

Сам Ларионов, как и большинство примитивистов, отталкивался не от иконописи, а от лубка, вывески и других «потешных» образцов народного творчества. Выставки и диспуты ларионовцев проходили в обстановке непрекращающегося смеха.

Но для Гончаровой публика делала исключение — ее провожали аплодисментами.

С 1910 года Наталья Сергеевна  обращается в своем творчестве к интерпретации не лубка, а русской иконы.  В качестве ориентира использует образцы провинциального «неученого» искусства, в которых особенно ощутимо  глубоко народное миропонимание.

Она сближает высокие христианские образы со своими крестьянами, не боясь огрубления форм ради большей монументальности.

Недаром М.Цветаева в своем эссе  о Гончаровой восклицает: «Где Бог? Где дед? Где пахарь? Где пророк?».

Как и крестьянские жанры, эти картины вызывали резкое неприятие. Несколько раз они запрещались цензурным комитетом Святейшего Синода.

Художница в это время написала в своем дневнике: «Спорят и спорят со мной о том, что я не имею права писать иконы: я не достаточно верую. О Господи, кто знает, кто и как верует. Я учусь».

 

 "Евангелисты"

Мнение искусствоведа:

Это программная работа для Гончаровой. Когда она говорит, что исходит от иконы, это не стоит воспринимать буквально.

Апостолы — это скорее ее размышления на традиционную евангельскую тему. Эту вещь сравнивают с работами Дюрера и Эль Греко.

Современные Гончаровой церковные изображения во многом потеряли свою монументальную силу, потому что подражали Васнецову и Нестерову.

Поэтому Гончарова обращается в глубокую древность — к древним пластам христианства, которые перекликаются у нее с народным искусством.

Она как будто пытается ответить на вопрос — как те грубые и величественные крестьяне, которых она пишет, представляли себе бога?

Был ли он для них нежноликим, или он и его ученики казались какими-то могучими древними мужиками? Гончаровская живопись дышит древностью, про эту картину не скажешь, что она похожа на Матисса или Ван Гога.

Это сплав традиций Эль Греко и, возможно, раннехристианской катакомбной живописи. Основной цвет здесь — серый, даже нимбы у архангелов не золотые, а тоже какие-то серые: по сравнению с другими вещами Гончаровой это произведение почти монохромное; есть мнение, что это одна из лучших ее вещей.

А.Бенуа говорил, что мощь работ Гончаровой возрастает, когда они смотрятся композиционно. Поэтому, забегая вперед (речь о выставке еще впереди) , хочу представить некоторые работы Н.С.Гончаровой  на стендах ее персональной выставки в ГТГ (2013г)

Религиозный цикл работ 

 

  "Богоматерь с орнаментом"

 

"Богоматерь с орнаментом" на выставке в ГТГ 

 

"Старец с семью звездами" 

Композиции на сюжеты Апокалипсиса то сумрачны («Старец с семью звездами», 1910), то ослепительно пылают, уподобляя живопись витражу (цикл «Жатва»).

Самые крупные монументальные композиции Гончаровой: «Евангелисты», «Сбор винограда», «Богоматерь с орнаментом», «Жатва», «Сенокос», триптих «Спас», «Троица».

Некоторые из них пронизаны драматизмом, как бы предчувствием трагедии, которая вскоре выплеснется в экспрессивной графической серии «Мистические образы войны» (1914). Д.В.Сарабьянов  (специалист по русскому авангарду) считает 1911 год высшей точкой ее творчества. В перечисленных работах Гончарова достигает наиболее полной реализации «русской», или «восточной» тенденции своего творчества.

 

 "Феникс" из цикла "Жатва"

 

 

"Урожай" из цикла "Жатва"

  

"Ноги, мнущие виноград" из цикла "Жатва"

 

 "Дева на звере" из цикла "Жатва"

 

 "Ангелы, мечущие  камни в город" из цикла "Жатва"

 

 Цикл "Жатва" на выставке в ГТГ (2013г). Первая картина цикла справа - "Пророк"

Мнение искусствоведа о цикле "Жатва"

Этот цикл тоже относят к вершинам творчества Гончаровой. Серия состояла из 9 частей, сохранилось 7, причем вещи оказались в разных музеях. В Третьяковке, в Костроме, в Омске, и еще две картины в Центре Помпиду. С 1913 года этот цикл ни разу не собирался в России вместе — до сих пор. Перед нами авторский сюжет Апокалипсиса, основанный на откровении Иоанна Богослова.

Ангелы побивают град Вавилон камнями, в центре олицетворение греха — Вавилонская блудница в жутких драконах.

Здесь же художница вводит мотив Феникса — птицы, которая возрождается в огне. Это совершенно уникальная вещь — все картины решены в одних и тех же цветах, при этом у каждой есть своя гамма. Где-то преобладают теплые цвета, где-то холодные. Это очень плоская живопись, она совершенно не натурна и фантазийна. Такой интенсивности цвета нет почти ни у кого из художников в то время. Это одна из самых темпераментных вещей у Гончаровой.

"Спасвсилах" (картина была подарена Н.Гумилеву)

 

"Троица"

 

Цикл "Сбор винограда" 

Мнение искусствоведа:

«Сбор винограда» - это не сюита о сельскохозяйственных работах, а цикл изображений с христианской символикой. Изображая Христа в окружении виноградных ветвей, художница обращалась к древним иконографическим истокам, когда символика Христа-виноградаря была особенно распространена, а сборщики винограда трактовались как те, кто верен Христу или собирается приобщиться к христианской вере. Все движения виноградарей -- несущих виноград, неуклюже танцующих, пирующих крестьян – наполнены значительной торжественностью ритуала. Виноградари на картинах Гончаровой – это библейские персонажи с эпической медлительностью движений и мимики.

 "Сбор винограда"

 

"Сбор винограда. Несущие виноград" 

 

 

 "Сбор винограда. Несущие виноград"  

 

 "Сбор винограда. Пирующие крестьяне"

 

 

"Сбор винограда. Танцующие крестьяне" 

В этом же, 1911году Гончарова регулярно попадает в совсем другие «полосы». "Полосы" - любимое словечко Натальи Сергеевны. Так она говорила о смене тем и стилей в своем творчестве.

Она пишет незабываемый портрет Ларионова с его розоволицым взводным.

 

"Портрет Ларионова и его взводного"

А еще - лучистого «Лебедя» и самого знаменитого «Павлина под ярким солнцем (стиль египетский)», напоминающего Колизей.

"Павлин под ярким солнцем" 

Мнение искусствоведа:

Художница изображала одного и того же павлина в 10 стилях (в «египетском» стиле, в виде «русской вышивки», футуристическом, кубистическом и др.).

Была создана целая серия под названием «Художественные возможности по поводу павлина». Он был ее символом, символом ее искусства.

Павлин был близок Гончаровой, поскольку это глубокий целостный символ. К примеру, в римском искусстве он мог обозначать триумф дочерей императора.

На Востоке павлин являлся выражением души, которая из принципов единства черпала свою силу.

В христианстве павлин считался образом веры в бессмертие и воскресение, а его оперение из «тысячи глаз» указывало на всеведение. Многоцветие оперения намекало на красоту мира (в Китае) и сам акт творения в исламе – символ Вселенной).

Павлин может восприниматься как знак единства Бытия. Символизм его ассоциируется с теми древними синкретическими культурами, которые так полюбила художница.

В египетском варианте головка и шея павлина изображены в профиль, а хвост, согласно канонам египетского искусства, развернут фронтально. При этом он как будто распластан по плоскости темного фона, выделяясь своим неповторимым оперением. Он как будто покрыт не перьями, а яркими красками, действуя на зрителя больше физиологически.

В ярких красках воплощена поистине первозданная энергия, напоминающая об аналогичных воплощениях человеческих эмоций в русском народном творчестве. Предположительно в этой картине отразилось увлечение молодой художницы картинами Гогена с их красочной экзотикой и свободой природной жизни.

Продолжение следует...   

Вот здесь :

http://vtbrussia.ru/culture/gtg/goncharova/

красивая тест-игра по картинам Н.С. Гончаровой!...))

Послесловие...

Нашла картину «Натурщица (на синем фоне)», за которую Н.С. Гончарову обвинили в порнографии и привлекли к суду...


 

Можете сами сделать выводы по картине...

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+19

02.03.2015
Пожаловаться Просмотров: 7116  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены