Первое - ребенок, второе - ученик, третье - мудрец.
Все трое вместе - творец.
М.Цветаева о Н.С. Гончаровой
Гончарова, Ларионов и другие авангардисты прекрасно понимали, что современные французские художники черпали свое вдохновение в архаичных пластах творчества народов Африки, Египта, Китая и т.д.
Недаром Пикассо как-то сказал: « Хорошие художники копируют, гениальные – воруют.»
Копировать сиюминутную действительность уже было никому не интересно. Прикоснуться к вечности – вот была задача!
И если Гогену потребовалось для этого поехать на Таити, а Пикассо изучать африканскую маску, то русским художникам и ездить – то никуда было не нужно. Наша национальная культура не уступала по эмоциональной силе воздействия никому.
Именно поэтому ранний русский авангарда поворачивается к отечественным стилевым источникам: иконе, лубку, народному прикладному искусству (вывески, игрушки, росписи на подносах и т.п.).
Наталье Гончаровой, выросшей в деревне, среди крестьянства все это было близко и дорого. Летом, на пленэр она по-прежнему ездила в поместье к бабушке. И там ходила в крестьянской одежде. Есть замечательный автопортрет Натальи Сергеевны в образе крестьянки.
В этом портрете художница явно подчеркивает свою связь с народом:
черты лица немного упрощены, взгляд задумчивый, но спина прямая и руки, руки труженицы. И этот народный костюм...
Буквально все говорит о том, что она выбрала свой путь!
Существует еще один образ, который повлиял на ее художественное творчество. Это каменные бабы. В 1910г Давид Бурлюк пригласил Ларионова и Гончарову в Чернянку – имение графа Мордвинова, где управляющим работал его отец.
Давид и Владимир Бурлюки увлекались археологией, скифскими захоронениями. Это они показали Наталье знаменитые степные каменные бабы. Художники называли их скифскими. На самом деле каменные бабы имеют отношение и к половецким племенам, и к скифским.
В 1912 году Гончарова скажет: «Кубизм — хорошая вещь, хотя и не совсем новая. Скифские каменные бабы, русские крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках, сделаны в манере кубизма"
Вот так в ходе переосмысления народных традиций Ларионов и Гончарова пришли к неопримитивизму. Необходимо сказать и еще об одном направлении в живописи, который придумал Ларионов, а Наталья Сергеевна использовала в своем творчестве – это лучизм.
Лучизм основывался на идее возникновения пространств, форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий.
"Портрет Ларионова" (хорошо видно портретное сходство)
"Желтый и зеленый лес"
Мнение искусствоведа: Один из серии «лучистых пейзажей». Все в этой картине размыто проблесками пересекающихся лучей, за ними едва угадываются очертания деревьев. В центре композиции – 2 уходящих ввысь ствола, глухого синего и коричневых тонов. Интенсивное пятно желтого цвета в кроне дерева, из которого вырываются лучи, густые зеленый и темно-синий тона доходят до абсолютной глубины цвета.
Высокие кроны деревьев – все в пересекающихся лучах. Даже в густом коричневом тоне земли вспыхивают проблески лучей света. Это привносит в пейзаж взволнованное и приподнятое, но нереальное, почти мистическое звучание.
Есть мнение, что этот пейзаж – простая иллюстрация к философским построениям П.Д. Успенского «Tertium Organum. Ключ к загадкам мира».
Хочу добавить, что в России нет ни одной работы Гончаровой в этом стиле. Все они находятся за рубежом. Увы...
М.Ларионов "Портрет Н.Гончаровой"
Эволюция Гончаровой, как художника оказалась стремительной. За год-два художница преодолела не только традиции академической школы, но и едва начавшееся увлечение импрессионизмом.
Она решительно покончила с дроблением цветового пятна, нежными переливами красок, поэтическим звучанием образа.
Гончарова стала выразителем новой эстетики, одним из лидеров русского авангарда с присущим ему духом бунтарства, неприятия «старой красоты» и жаждой обновления искусства и жизни.
Гончарова нашла и главную тему своего искусства (крестьянство), и соответствующий ей пластический язык — энергичный, лапидарный (краткий, выразительный) и остро - современный.
Необходимо сказать еще о том, что Наталья Сергеевна, как и большинство русских тяготела к повествованию, «рассказу». Ее не устраивала система жанров, присущая французам (пейзаж, портрет, натюрморт, ню). В свои пейзажи она стала вводить людей, сцены труда крестьян. В ее творчестве этого времени много картин на религиозные темы. Крестьянство неразделимо с верой, да и сама она была человеком верующим.
"Бабы с граблями"
"Крестьянки"
"Сбор плодов"
"Купание лошадей"
"Мать"
"На покосе"
"Рыбная ловля"
"Архистратиг Михаил"
"Богоматерь с младенцем"
"Распятие"
"Соляные столпы"
Мнение искусствоведа:
Для картины характерны большая архитектоничность, усложнение и многофигурность композиции, разнообразие ракурсов, свобода в построении форм.
Используя прием «живописного рассказа», за основу композиции Гончарова берет библейскую легенду о Лоте, но пересказывает ее с отступлением.
Точкой притяжения для кубистической трактовки является момент превращения человеческой фигуры в соляной кристалл на фоне повергаемого города.
В гончаровской трактовке в столпы превратились все участники сцены – и Лот, и его жена, и дочери, даже их будущие дети.
Многие живописно-пластические приемы перетекают из предыдущей картины «Бог плодородия», а именно – трактовка лица, особенно двойная обводка глаз, линия бровей, переходящая в нос, голова, посаженная на плечи, тонкие руки и ноги, жесткие деформации пропорций, доминирование 4-угольных форм.
В живописной разработке поверхности намечается и новый элемент – имеющий форму «ласточкиного хвоста» в изображении Лота. Здесь он еще не выявлен в достаточной степени ни функционально, ни живописно, но в последующих работах найдет свое место.
"Натюрморт с ананасами" ( обратите внимание на скульптуру в этом натюрморте)
"Курилищик" (стиль подносной живописи)
"Обнаженная негритянка"
Мнение искусствоведа:
Эта картина – показательный пример примитивизма Гончаровой.
Она дышит сверхэнергией движения натуры и динамичностью самой живописи. Одновременно она близка и Пикассо, и Матиссу. В трактовке ступней ног, кистей рук и особенно в форме и постановке головы чувствуется пластическая близость «Дриаде» и «Дружбе» Пикассо.
Штрихующий мазок на лице вызывает ассоциации с «Танцем с покрывалами». Влияние Матисса ощутимо в группировке фигуры, изображенной в стремительном танце, позволяющем показать ее одновременно в разных ракурсах, цветовых контрастах (черная фигура на малиново-розовом фоне), в экспрессии движения, сжатости фигуры в минимальном пространстве и сверхрельефности контуров, в оптимистичности образов.
Гончарова смягчает кубистическую огранку и добивается большей пластичности изображения, по сравнению с эмоциональными изломами фигур на полотнах своих кумиров.
Хочу сказать несколько слов об этой картине от себя.
Она удивительная! Такой первобытностью от нее веет, такой силой и энергией, что легко соглашаешься с учеными, - проматерь человечества, конечно же, из Африки. Там в прекрасной долине Омо встретились первые женщина и мужчина.
Этот танец немного вульгарный на наш цивилизованный вкус, но он полон такой страсти, такого стремления к жизни, что не восхищаться этой картиной нельзя. И еще меня поражает один нюанс в этой работе Натальи Сергеевны! Она никогда не была в Африке, ничего не знала об удивительной долине Омо, но фон этой картины такой, как берега реки Омо, - малиново-розовый!
Если вспомнить, что самая древняя найденная картина похожа на работы П.Клее, то невольно задумаешься о связи с Космосом гениальных художников!
Вот так примерно шло формирование художественного творчества Натальи Сергеевны Гончаровой.
Иногда можно слышать: почему она так "уродовала" персонажи своих картин? Такие грубые мужчины и женщины...
Еще раз хочу напомнить: не интересовала Гончарову и авангардистов сиюминутная живопись, не интересовала!
Сколько уже было таких работ: привычного нам вида крестьяне в поле, на пашне, на жатве, собирают яблоки или просто работают на своем дворе. Где-то усталые, где-то веселые.Самые обычные люди.
А у Натальи Сергеевны - это собирательные образы (от наших древних предков до сегодняшних дней). Вот такие они эти люди: сами от земли, и земля на них держится.
Сильные, мощные, от любых трудностей не согнуться, а в сердце вера!
Гончарова очень любит своих героев! Какие яркие краски она использует для них! Все ее работы - это гимн жизни, гимн людям труда и веры!
Продолжение следует...
Предыдущие части поста:
Часть1: : http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8080365/
Часть2: : http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8090434/
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+19
|
|||
Последние откомментированные темы: