Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Скифская жрица. Часть3

 

 

 

Первое - ребенок, второе - ученик, третье - мудрец.

Все трое вместе - творец. 

М.Цветаева о Н.С. Гончаровой 

 

 

 

Гончарова, Ларионов и другие авангардисты прекрасно понимали, что современные французские художники черпали свое вдохновение в архаичных пластах творчества народов  Африки, Египта, Китая и т.д.  

Недаром Пикассо как-то сказал: « Хорошие художники копируют,  гениальные  – воруют.»

Копировать сиюминутную действительность  уже было никому не интересно. Прикоснуться к вечности – вот  была  задача!

И если Гогену потребовалось для этого поехать на Таити, а Пикассо изучать африканскую маску, то русским художникам и ездить – то никуда было не нужно. Наша национальная  культура не уступала по эмоциональной силе воздействия никому.

Именно поэтому  ранний русский авангарда поворачивается к отечественным стилевым источникам: иконе, лубку, народному прикладному искусству (вывески, игрушки, росписи на подносах и т.п.).

Наталье Гончаровой, выросшей в деревне, среди крестьянства все это было близко и дорого. Летом, на пленэр  она по-прежнему ездила  в поместье к бабушке.  И там  ходила в крестьянской одежде. Есть замечательный автопортрет Натальи Сергеевны в образе крестьянки.

 

 

В этом портрете художница явно подчеркивает свою связь с народом:

черты лица немного упрощены, взгляд задумчивый, но спина прямая и руки, руки труженицы. И этот народный костюм...

Буквально все говорит о том, что она выбрала свой путь!

Существует  еще один образ, который повлиял на  ее художественное творчество. Это каменные бабы.  В 1910г Давид Бурлюк пригласил Ларионова и Гончарову в Чернянку – имение графа Мордвинова, где управляющим работал его отец.

Давид и Владимир Бурлюки увлекались археологией, скифскими захоронениями.    Это они показали Наталье  знаменитые степные каменные бабы. Художники называли их скифскими. На самом деле каменные бабы имеют отношение и  к половецким племенам, и к скифским.

В 1912 году Гончарова скажет: «Кубизм — хорошая вещь, хотя и не совсем новая. Скифские каменные бабы, русские крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках, сделаны в манере кубизма"

 

 

Вот так в ходе переосмысления народных традиций Ларионов и Гончарова пришли к неопримитивизму.  Необходимо сказать и еще об одном направлении  в живописи, который придумал Ларионов, а Наталья Сергеевна использовала в своем творчестве – это лучизм.  

Лучизм основывался на идее возникновения пространств, форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий.

 

 "Портрет Ларионова" (хорошо видно портретное сходство)

 

 "Желтый и зеленый лес"

Мнение искусствоведа: Один из серии «лучистых пейзажей». Все в этой картине размыто проблесками пересекающихся лучей, за ними едва угадываются очертания деревьев. В центре композиции – 2 уходящих ввысь ствола, глухого синего и коричневых тонов. Интенсивное пятно желтого цвета в кроне дерева, из которого вырываются лучи, густые зеленый и темно-синий тона доходят до абсолютной глубины цвета.

Высокие кроны деревьев – все в пересекающихся лучах. Даже в густом коричневом тоне земли вспыхивают проблески лучей света. Это привносит в пейзаж взволнованное и приподнятое, но нереальное, почти мистическое звучание.

Есть мнение, что этот пейзаж – простая иллюстрация к философским построениям П.Д. Успенского «Tertium Organum. Ключ к загадкам мира».

Хочу добавить, что в России нет ни одной работы Гончаровой в этом стиле. Все они находятся за рубежом. Увы...

 

М.Ларионов "Портрет Н.Гончаровой"

Эволюция Гончаровой, как художника оказалась стремительной. За год-два художница преодолела не только традиции академической школы, но и едва начавшееся увлечение импрессионизмом.

Она решительно покончила с дроблением цветового пятна, нежными переливами красок, поэтическим звучанием образа.

Гончарова стала выразителем новой эстетики, одним из лидеров русского авангарда с присущим ему духом бунтарства, неприятия «старой красоты» и жаждой обновления искусства и жизни.

Гончарова нашла и главную тему своего искусства (крестьянство), и соответствующий ей пластический язык — энергичный, лапидарный (краткий, выразительный) и остро -  современный.

Необходимо сказать еще о том, что Наталья Сергеевна, как и большинство русских тяготела к повествованию, «рассказу». Ее не устраивала система жанров, присущая французам (пейзаж, портрет, натюрморт, ню). В  свои пейзажи она стала вводить людей, сцены труда крестьян. В ее творчестве этого времени много картин на религиозные темы. Крестьянство неразделимо с верой, да и сама она была человеком верующим.

 

 

"Бабы с граблями"

 

"Крестьянки"

 

 "Сбор плодов"

 

 

"Купание лошадей"

 

"Мать"

 

 "На покосе"

 

"Рыбная ловля"

 

"Архистратиг Михаил"

 

"Богоматерь с младенцем"

 

"Распятие"

 

 "Соляные столпы"

Мнение искусствоведа:

Для картины характерны большая архитектоничность, усложнение и многофигурность композиции, разнообразие ракурсов, свобода в построении форм.

Используя прием «живописного рассказа», за основу композиции Гончарова берет библейскую легенду о Лоте, но пересказывает ее с отступлением.

Точкой притяжения для кубистической трактовки является момент превращения человеческой фигуры в соляной кристалл на фоне повергаемого города.

В гончаровской трактовке в столпы превратились все участники сцены – и Лот, и его жена, и дочери, даже их будущие дети.

Многие живописно-пластические приемы перетекают из предыдущей картины «Бог плодородия», а именно – трактовка лица, особенно двойная обводка глаз, линия бровей, переходящая в нос, голова, посаженная на плечи, тонкие руки и ноги, жесткие деформации пропорций, доминирование 4-угольных форм.

В живописной разработке поверхности намечается и новый элемент – имеющий форму «ласточкиного хвоста» в изображении Лота. Здесь он еще не выявлен в достаточной степени ни функционально, ни живописно, но в последующих работах найдет свое место.

 

"Натюрморт с ананасами" ( обратите внимание на скульптуру в этом натюрморте)

 

"Курилищик" (стиль подносной живописи)

 

"Обнаженная негритянка"

Мнение искусствоведа:

Эта картина – показательный пример примитивизма Гончаровой.

Она дышит сверхэнергией движения натуры и динамичностью самой живописи. Одновременно она близка и Пикассо, и Матиссу. В трактовке ступней ног, кистей рук и особенно в форме и постановке головы чувствуется пластическая близость «Дриаде» и «Дружбе» Пикассо.

Штрихующий мазок на лице вызывает ассоциации с «Танцем с покрывалами». Влияние Матисса ощутимо в группировке фигуры, изображенной в стремительном танце, позволяющем показать ее одновременно в разных ракурсах, цветовых контрастах (черная фигура на малиново-розовом фоне), в экспрессии движения, сжатости фигуры в минимальном пространстве и сверхрельефности контуров, в оптимистичности образов.

Гончарова смягчает кубистическую огранку и добивается большей пластичности изображения, по сравнению с эмоциональными изломами фигур на полотнах своих кумиров.

Хочу сказать несколько слов об этой картине от себя. 

Она удивительная! Такой первобытностью от нее веет, такой силой и энергией, что легко соглашаешься с учеными, - проматерь  человечества, конечно же,  из Африки. Там в прекрасной долине Омо встретились первые женщина и мужчина.

Этот танец немного вульгарный на наш цивилизованный вкус, но он полон такой страсти, такого стремления к жизни, что не восхищаться этой картиной нельзя. И еще меня поражает один нюанс  в этой работе Натальи Сергеевны! Она никогда не была в Африке, ничего не знала об удивительной долине Омо, но фон этой картины такой, как берега реки Омо, - малиново-розовый!

Если вспомнить, что самая древняя найденная картина похожа на работы П.Клее, то невольно задумаешься о связи с Космосом гениальных художников!

Вот так примерно шло формирование художественного творчества Натальи Сергеевны Гончаровой.

Иногда можно слышать: почему она так "уродовала" персонажи своих картин? Такие грубые мужчины и женщины...

Еще раз хочу напомнить: не интересовала Гончарову и авангардистов сиюминутная живопись, не интересовала!

Сколько уже было таких работ: привычного нам вида крестьяне в поле, на пашне, на жатве, собирают яблоки или просто работают на своем дворе. Где-то усталые, где-то веселые.Самые обычные люди.

А у Натальи Сергеевны - это собирательные образы (от наших древних предков до сегодняшних дней). Вот такие они эти люди: сами  от земли, и земля на них держится.

Сильные, мощные, от любых трудностей не согнуться, а в сердце вера!

Гончарова очень любит своих героев! Какие яркие краски она использует для них! Все ее работы - это гимн жизни, гимн людям труда и веры!

 Продолжение следует...

 

Предыдущие части поста:

Часть1: : http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8080365/

Часть2: : http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8090434/  

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+19

13.02.2015
Пожаловаться Просмотров: 4328  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены