Есть ли у художника личная биография, кроме той, в ремесле? И, если есть, важна ли она?.. Есть ли Гончарова вне холстов? Нет, но была до холстов.
М.И.Цветаева
Наталья Сергеевна Гончарова – российский живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор.
Эта женщина своим творчеством доказала: гениальный художник – это не только о мужчинах.
Амазонка русского авангарда покорила сначала Париж, а затем и другие города Европы и Америки. Ее знакомства искали самые выдающиеся мужчины- художники и скульпторы: Пикассо, Леже, Ле Корбюзье, Жан Кокто и др.
Гончарова оформляла русские балеты Дягилева. Весь Париж рукоплескал русскому балету и русской художнице.
Марина Цветаева писала в то время о ней: «Гончарова, это слово тогда звучало победой!»
« Скифская жрица» так сказал о Наталье Гончаровой В. Хлебников. Это сравнение необычайно точно! В нем все: характер, судьба, творчество! Своим творчеством Наталья Сергеевна воспевала Русь! Ту, древнюю, скифскую, половецкую с каменными бабами, с идолопоклонничеством, могучую и великую, многоцветную и иконописную, народную! Дягилев и Гончарова заново открыли Европе Россию!
Гончарова принадлежала к старинному дворянскому роду, приходилась двоюродной правнучкой жене А.С. Пушкина. Но это родство мало ее занимало. И не балы привлекали юную Наталью Гончарову, в отличие от Натали Гончаровой, а простые крестьяне и русское народное творчество.
Русский лубок
Каменная баба
Крестьянская изба
Как и почему могло такое случиться с дворянской девушкой?
Об этом красиво написала Марина Цветаева: «Детство — пора слепой правды, юношество — зрячей ошибки, иллюзии.
По юношеству никого не суди…»
И дальше: « История моих правд — вот детство. История моих ошибок — вот юношество. Обе ценны, первая как Бог и я, вторая как я и мир. Но, ища нынешней Гончаровой, идите в ее детство, если можете — в младенчество. Там — корни. И — как ни странно — у художника ведь так: сначала корни, потом ветви, потом ствол.»
Наталья Гончарова родилась 4июня 1881г в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова и его жены Екатерины Ильиничны (урожд. Беляевой), дочери профессора Московской духовной академии.
Дед — волоколамский исправник коллежский секретарь Михаил Сергеевич Гончаров (1837—1867) — племянник Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Его жена — бабушка Натальи Сергеевны — Ольга Львовна (урожд. Чебышёва; 1836—1908), сестра известного математика П. Л. Чебышёва.
Ее детство прошло в Тульской губернии, где отцу Натальи принадлежали несколько сёл и усадеб: Ладыжино, Нагаево, Лужны.
«Места толстовско-тургеневские . Невдалеке Ясная Поляна, еще ближе Бежин Луг. Растет с братом-погодком в имении бабушки. Бабушка безвыездная: ни к кому никуда, зато к ней все, вся деревня.
По вечерам беседы на крыльце. Что у кого отелилось — ожеребилось — родилось, что у кого болит — чем это что лечить. Бабушка живет в недостроенном доме, родители Гончаровой с детьми напротив, в недоснесенном.
Почему недоснесли? Почему недостроили? Так, между начатком и пережитком, протекает ее младенчество. Два дома и ни одного цельного, а зато два…
И — обратный урок колыбели: недостроенное — достраивай! Законченные “соборы” Гончаровой — нет всем недостроенным домам, - так описывает в своем эссе младенчество Гончаровой Марина Цветаева.
Сергей Гончаров (отец Н.С. Гончаровой)
10 лет Наталья прожила в деревне, и всегда вспоминала эти годы с большой нежностью и теплотой. Именно в это время сформировалась ее глубинная связь с народным миропониманием и культурой.
В 1891 году (по другим данным в 1892 году) семья Гончаровых переезжает в Москву. Живут они в Трехпрудном напротив Цветаевых (дома 7 и 8). И Гончарова, и Цветаева учатся в одной гимназии. Но познакомились они значительно позже, в Париже в эмиграции.
В 1898 году Наталья окончила IV женскую гимназию с серебряной медалью. Она не сразу поняла свое дарование и в 1900 году пробует себя на медицинских курсах, но бросает их через три дня.
Об этой попытке стать медиком М. Цветаева со слов Гончаровой запишет: «Не вынесла мужеподобного вида студенток-медичек». В том же году, вслед за близкой подругой, в течение полугода учится на историческом факультете Высших женских курсов.
И лишь к 20-ти годам осознав свое призвание, в 1901 году в качестве вольного слушателя поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, в класс скульптора-импрессиониста П. П. Трубецкого.
Другим её учителем становится С. М. Волнухин.
В этом же году (по некоторым источникам в 1900) Наталья Гончарова знакомится с соучеником по училищу Михаилом Ларионовым, легендой среди художников того времени. «Мы с Ларионовым как встретились, так и не расставались. Но мои родители были против наших отношений», – говорила Гончарова.
Именно Ларионов убедил Наташу заняться живописью: «У Вас глаза на цвет, а Вы заняты формой. Откройте глаза на собственные глаза». Но Наташа получила серебряную медаль за успехи в учении и не собиралась отказываться от скульптурного дела.
Позднее она скажет: «Ларионов – это моя рабочая совесть, мой камертон. Есть такие дети, отродясь всё знающие. Пробный камень на фальшь. Мы очень разные, и он меня видит из меня, не из себя. Как я – его».
А тогда произошла серьезная ссора между молодыми людьми. Три дня они не виделись. И Гончарова заполнила стену живописью – первой в своей жизни. С этого все и пошло. Живопись стала смыслом жизни для Натальи Гончаровой.
М.Ларионов "Портрет Гончаровой"
После того, как Михаила исключили из училища за эпатажный поступок, родители категорически запретили Наталии с ним встречаться. В ответ на это Гончарова ушла из дома. Они с Ларионовым сняли квартиру и стали жить вместе. У них сложилась репутация отчаянных авангардистов.
Гончарова хотела быть с Ларионовым, но не хотела быть его тенью. Возможно, именно она настояла на том, чтобы они сохранили статус свободных художников и не зарегистрировали свои отношения официально. Ларионов был наставником Гончаровой в искусстве, но самое главное, чему он ее учил – это быть самостоятельной, найти свой творческий путь.
Поэтому они даже решили разъезжаться на лето, каждый на свою малую родину. После того, как одну из картин Ларионова приобрела Третьяковская галерея, родственники Наталии смирились с их свободным браком и предоставили молодым трехкомнатную квартиру в фамильном особняке Гончаровых в Трехпрудном переулке в Москве.
А.Моргунов "Гончарова и Ларионов"
Какими же были в ту пору Наталья и Михаил? Очень ярко рисует образ молодой пары в своих воспоминаниях Валентина Ходасевич:
«Он – широкоплечий, белобрысый, маленькие светлые веселые глазки, которые при смехе превращаются в хитрые щелочки-штришки. Шумный, слегка шепелявит и сам себя перебивает, мысли опережает словами.
Нападал он на человека внезапно, прицепившись к какому-нибудь слову, и тут уж не отпустит! Он внедряет в собеседника, или, вернее, слушателя, хочет тот или нет, новые свои соображения о живописи.
Иногда отец пытался что-то опровергать, но… где там! На него выливался такой поток убеждений, что он, не соглашаясь, сдавался…
Все равно переубедить Ларионова было невозможно.
Вдруг, как бы опомнившись, он серьезно и вопросительно взглядывает на Гончарову, притихает на секунду, и опять словесная бомбардировка!
А она чуть сдвигает брови и внимательно и терпеливо следит за ним.
Я перенесла свои наблюдения на Наталию Сергеевну:
узкая в бедрах, стройная, без жеманства, и все – всерьез. Маленькая головка на высокой шее. Лицо – без мелочей, очень точно нарисовано.
Мимика скупая, волосы черные, или почти, причесаны на прямой пробор, туго затянуты по голове, очерчивая затылок, а внизу, у шеи, завернутые в маленький, еле заметный пучочек.
Брови очень черные, тонкие, спокойные. Овал лица четкий. Маленький носик с энергично вырезанными ноздрями. Глаза – карие, небольшие, пристально смотрящие, обведены черной бахромкой ресниц.
Рот не маленький. Прямая линия стыка губ придает выражение строгости.
Уголки – юно припухлые и приподнятые. Подбородок короткий. Руки и ноги плоские и довольно большие. Никаких прикрас: ни косметикой, ни в одежде. Кожа гладкая, чистая. Она вся очень русская. Красивой не назовешь, но…
Ее бы прекрасно написал Аргунов или Левицкий. Одета – без моды, очень просто и складно, как может себе позволить женщина хорошо сложенная.»
Впоследствии Валентина подружилась с художниками и часто бывала у них дома:
«Мастерской нет – просто пустынная комната в какой-то мрачной квартире. Удивило, что мольберт один. На нем обычно – работа Гончаровой.
Помню Ларионова, бросающегося с кистью в руке через всю комнату к холсту, кое-как отрезанному и прибитому прямо к стене на выцветшие и замазанные красками обои. Я сажусь на табуретку, поодаль, и молча смотрю. Время от времени Михаил Федорович вспоминает обо мне и говорит: «Ну, смотри, смотри, учись… Нравится? Здорово?»
Двери из комнаты ведут в переднюю и в коридор, куда уходит Наталия Сергеевна и возвращается с кипятком и чаем. Для чаепития и закуски имеется небольшой стол, но чаще пришедшие друзья садятся на пол, подстелив под себя бумагу. Тарелок мало, есть стаканы и веселые цветные чашки. Эта неналаженность в хозяйстве никому не мешает. Здесь царит искусство – дерзкое, настоящее, молодое, и о нем все помыслы, разговоры, споры."
Продолжение:
Часть2 :
http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8090434/
Часть3: : http://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/8096130/
Источник:http://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/nataliya-goncharova-mezhdu-vostokom-i-zapadom
http://modernlib.ru/books/hodasevich_valentina_mihaylovna/portreti_slovami/read/
http://hallart.ru/knownnamesofartists/russian-artists-natalia-goncharova-spaniard
http://tsvetaeva.narod.ru/WIN/prose/gonchar.html
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+23
|
|||
Последние откомментированные темы: