Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Фракталы в изобразительном искусстве

 

 

 

В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии


Н.Е. Жуковский

 

Бенуа Мандельброт

Термин «фрактал» был введён Бенуа Мандельбротом в 1975 году и получил широкую известность с выходом в 1977 году его книги «Фрактальная геометрия природы».

Особую популярность фракталы обрели с развитием компьютерных технологий, позволивших эффектно визуализировать эти структуры.

Слово «фрактал» употребляется не только в качестве математического термина. Фракталом может называться предмет, обладающий, по крайней мере, одним из указанных ниже свойств:

Обладает нетривиальной структурой на всех масштабах.

В этом отличие от регулярных фигур (таких как окружность, эллипс, график гладкой функции): если мы рассмотрим небольшой фрагмент регулярной фигуры в очень крупном масштабе, то он будет похож на фрагмент прямой.

Для фрактала увеличение масштаба не ведёт к упрощению структуры, то есть на всех шкалах мы увидим одинаково сложную картину.

Является самоподобным  или приближённо самоподобным.

Обладает дробной метрической размерностью или метрической размерностью, превосходящей топологическую.

Многие объекты в природе обладают свойствами фрактала, например: побережья, облака, кроны деревьев, снежинки, кровеносная система, система альвеол человека или животных.

Идеи фрактальной геометрии Бенуа Мандельброта  давно вышли за рамки математического приложения.  Эти идеи нашли самое широкое применение в социальной и культурной жизни общества.

В  статье «Фракталы и искусство во имя науки« Мандельброт говорит об эстетической ценности фракталов. 

«Может ли форма, которая определяется простым уравнением или простым правилом построения, – спрашивал автор статьи, – восприниматься людьми, далекими от геометрии, как имеющая эстетическую ценность – а именно, как, по меньшей мере, удивительно декоративная или возможно даже как произведение искусства?»

И сам отвечал: «Если геометрическая форма – фрактал, то ответ – да!»  

Б. Мандельброт полагал, что «многие из фракталов можно рассматривать как новую форму минималистского геометрического искусства».

"Фрактальное «новое геометрическое искусство», – отмечал ученый, – демонстрирует поразительное родство с картинами старых мастеров или творениями «изящной» архитектуры.

Одна из очевидных причин заключается в том, что и фракталы, и произведения классических визуальных жанров искусства включают в себя многие масштабы длины и элементы самоподобия».

В качестве примеров классического «фрактального» искусства он приводил фронтиспис «Бог-геометр» французского «Библейского нравоучения в картинках» XIII века, рисунок Леонардо да Винчи «Всемирный потоп», гравюры японского художника конца XVIII – начала XIX веков. Кацусики Хокусая «Сто видов горы Фудзияма» и работы М. Эшера (XX века). 

 

  

 "Всемирный потоп" Леонардо да Винчи

 

   К.Хокусай "Большая волна"

 

 

  М. Эшер "День и ночь"

Творчество Хокусая, по мнению Мандельброта, может являться «лучшим доказательством того, что фрактальные структуры были известны человечеству с незапамятных времен, но описывались они только посредством искусства».

Знаменитая «Большая волна»  даже послужила прообразом графической фрактальной волны, сгенерированной Б. Мандельбротом. С тех пор выявление и подражание фрактальности классической живописи  стало увлекательной научной и художественной практикой.

Перед  широкой публикой фрактальные картины впервые предстали  в 1984 году.  Институтом  Гете была устроена выставка «Frontiers of Chaos» («Границы хаоса»).

На ней были предложены фрактальные изображения, выполненные математиками и физиками Бременского университета.  Многие из тех работ представляли собой цветные фрагменты множества Мандельброта и вошли в изданную десятилетие спустя книгу «Красота фракталов».

За неполные тридцать лет своей публичной истории в качестве арт-объектов фракталы стали предметом целого ряда художественных акций: экспозиций, симпозиумов, фестивалей, вернисажей, ежегодных художественных конкурсов.

Постепенно понятие «фрактальное искусство» вышло далеко за рамки математического, алгоритмического, цифрового искусства

На основе концепции  фрактальности возникли  такие новые формы живописи и медийного искусства, как фрактальный экспрессионизм или fractalage («фракталаж», аналоговая фрактальная живопись)  Дерека Нильсена  ,

фрактальные монотипии Леа Лившиц ,фрактальная абстракция Виктора Рибаса , фрактальный реализм Вячеслава Усеинова и Алексея Сундукова , фрактальный супрематизм (В. Рибас, С. Головач, А. Работнов, А. Петтай и др.).

Фрактальные картины самого разного композиционного и семантического типа, созданные разными медийными и программными инструментами с разной степенью мастерства выставляются ныне на многочисленных выставочных площадках – виртуальных и реальных .

 

Фрактальные картины

Фракталы от Titia Vanbeugen

 

 

 

 Фракталы Натана Смита

 

 

 

 Фракталы от Keith Mackey

 

 

 

Фракталы от Satu Oli

 

 

Фрактальный реализм Алексея Сундукова

 

"Очередь"

 

 

 

 

 

Работы Вячеслава Усейнова

 

 

 

 

 

Фрактальный абстракционизм Виктора Рибаса

 

 

 

 

Источники:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%F0%E0%EA%F2%E0%EB

                  http://sias.ru/magazine/vypusk-2/istoriya-i-sovremennost/512.html

                  http://omskfashiondesignschool.com/950/

                  http://7xclub.getbb.ru/viewtopic.php?f=166&t=7502

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+35

12.01.2015 , обновлено  12.01.2015
Пожаловаться Просмотров: 15107  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены