В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии
Н.Е. Жуковский
Бенуа Мандельброт
Термин «фрактал» был введён Бенуа Мандельбротом в 1975 году и получил широкую известность с выходом в 1977 году его книги «Фрактальная геометрия природы».
Особую популярность фракталы обрели с развитием компьютерных технологий, позволивших эффектно визуализировать эти структуры.
Слово «фрактал» употребляется не только в качестве математического термина. Фракталом может называться предмет, обладающий, по крайней мере, одним из указанных ниже свойств:
Обладает нетривиальной структурой на всех масштабах.
В этом отличие от регулярных фигур (таких как окружность, эллипс, график гладкой функции): если мы рассмотрим небольшой фрагмент регулярной фигуры в очень крупном масштабе, то он будет похож на фрагмент прямой.
Для фрактала увеличение масштаба не ведёт к упрощению структуры, то есть на всех шкалах мы увидим одинаково сложную картину.
Является самоподобным или приближённо самоподобным.
Обладает дробной метрической размерностью или метрической размерностью, превосходящей топологическую.
Многие объекты в природе обладают свойствами фрактала, например: побережья, облака, кроны деревьев, снежинки, кровеносная система, система альвеол человека или животных.
Идеи фрактальной геометрии Бенуа Мандельброта давно вышли за рамки математического приложения. Эти идеи нашли самое широкое применение в социальной и культурной жизни общества.
В статье «Фракталы и искусство во имя науки« Мандельброт говорит об эстетической ценности фракталов.
«Может ли форма, которая определяется простым уравнением или простым правилом построения, – спрашивал автор статьи, – восприниматься людьми, далекими от геометрии, как имеющая эстетическую ценность – а именно, как, по меньшей мере, удивительно декоративная или возможно даже как произведение искусства?»
И сам отвечал: «Если геометрическая форма – фрактал, то ответ – да!»
Б. Мандельброт полагал, что «многие из фракталов можно рассматривать как новую форму минималистского геометрического искусства».
"Фрактальное «новое геометрическое искусство», – отмечал ученый, – демонстрирует поразительное родство с картинами старых мастеров или творениями «изящной» архитектуры.
Одна из очевидных причин заключается в том, что и фракталы, и произведения классических визуальных жанров искусства включают в себя многие масштабы длины и элементы самоподобия».
В качестве примеров классического «фрактального» искусства он приводил фронтиспис «Бог-геометр» французского «Библейского нравоучения в картинках» XIII века, рисунок Леонардо да Винчи «Всемирный потоп», гравюры японского художника конца XVIII – начала XIX веков. Кацусики Хокусая «Сто видов горы Фудзияма» и работы М. Эшера (XX века).
"Всемирный потоп" Леонардо да Винчи
К.Хокусай "Большая волна"
М. Эшер "День и ночь"
Творчество Хокусая, по мнению Мандельброта, может являться «лучшим доказательством того, что фрактальные структуры были известны человечеству с незапамятных времен, но описывались они только посредством искусства».
Знаменитая «Большая волна» даже послужила прообразом графической фрактальной волны, сгенерированной Б. Мандельбротом. С тех пор выявление и подражание фрактальности классической живописи стало увлекательной научной и художественной практикой.
Перед широкой публикой фрактальные картины впервые предстали в 1984 году. Институтом Гете была устроена выставка «Frontiers of Chaos» («Границы хаоса»).
На ней были предложены фрактальные изображения, выполненные математиками и физиками Бременского университета. Многие из тех работ представляли собой цветные фрагменты множества Мандельброта и вошли в изданную десятилетие спустя книгу «Красота фракталов».
За неполные тридцать лет своей публичной истории в качестве арт-объектов фракталы стали предметом целого ряда художественных акций: экспозиций, симпозиумов, фестивалей, вернисажей, ежегодных художественных конкурсов.
Постепенно понятие «фрактальное искусство» вышло далеко за рамки математического, алгоритмического, цифрового искусства
На основе концепции фрактальности возникли такие новые формы живописи и медийного искусства, как фрактальный экспрессионизм или fractalage («фракталаж», аналоговая фрактальная живопись) Дерека Нильсена ,
фрактальные монотипии Леа Лившиц ,фрактальная абстракция Виктора Рибаса , фрактальный реализм Вячеслава Усеинова и Алексея Сундукова , фрактальный супрематизм (В. Рибас, С. Головач, А. Работнов, А. Петтай и др.).
Фрактальные картины самого разного композиционного и семантического типа, созданные разными медийными и программными инструментами с разной степенью мастерства выставляются ныне на многочисленных выставочных площадках – виртуальных и реальных .
Фрактальные картины
Фракталы от Titia Vanbeugen
Фракталы Натана Смита
Фракталы от Keith Mackey
Фракталы от Satu Oli
Фрактальный реализм Алексея Сундукова
"Очередь"
Работы Вячеслава Усейнова
Фрактальный абстракционизм Виктора Рибаса
Источники:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%F0%E0%EA%F2%E0%EB
http://sias.ru/magazine/vypusk-2/istoriya-i-sovremennost/512.html
http://omskfashiondesignschool.com/950/
http://7xclub.getbb.ru/viewtopic.php?f=166&t=7502
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+35
|
|||
Последние откомментированные темы: