kulturologia.ru 7 советских фильмов, которые цензура не выпускала на экраны 20 и больше лет после их создания
В каждой стране существует своя система надзора за содержанием и распространением информации, в том числе и через музыку, кино и телевидение. Осуществляют этот надзор обычно органы власти и, кажется, во времена Советского Союза они действовали наиболее беспощадно. Даже невинные, на первый взгляд, фильмы отправлялись на полку незамедлительно в том случае, если партийные деятели усматривали в них крамолу. При этом под маховик цензуры могли попасть даже те кинокартины, в которых не было ничего особенно подозрительного. А на полке фильм мог пролежать и 10, и 20, и даже 40 лет.
«Первороссияне», 42 года забвения«Первороссияне».
Фильм Александра Иванова и Евгения Шифферса создавался специально к юбилею Великой Октябрьской революции и полностью был выдержан в патриотичном стиле. В картине речь шла о петроградских рабочих, которые призваны были «нести свет», то есть устанавливать советскую власть в самых дальних сёлах и деревнях России.
Картина, в которой снимались Владимир Заманский, Виктор Смирнов, Иван Краско и другие известные советские актёры, должны была выйти на экраны в 1967 году. Но отправилась на полку она вовсе не из-за содержащейся в ней красоты. Напротив, слишком пафосным получилось повествование. Именно эта чрезмерная поэтичность в описании событий 1918 года и послужила поводом запретить фильм. Зрители смогли оценить его лишь в 2009 году.
«Человек ниоткуда», 27 лет забвения«Человек ниоткуда».
Премьера научно-фантастической комедии Эльдара Рязанова с Сергеем Юрским и Юрием Яковлевым в главных ролях состоялась 22 июня 1961 года, а после показа фильм подвергся жёсткой критике. Создателей упрекали в отсутствии идейной концепции и чёткой позиции. А на съезде партии руководители ЦК сокрушались по поводу бездарной растраты государственных средств на создание малохудожественных фильмов, имея в виду картину «Человек ниоткуда».
Член Политбюро Михаил Суслов, стоя на партийной трибуне, требовал прекратить производство таких низкопробных фильмов. Показ «Человека ниоткуда» был запрещён, лишь в 1988 году с него сняли запрет и показали в кинотеатрах. И зрители смогли, наконец, оценить прекрасный сюжет, качественную постановку и блестящую игру молодых актёров, чьи имена вскоре будут вписаны в историю советского кинематографа.
«Тридцать три», 25 лет забвения
«Тридцать три».
Комедия Леонида Гайдая продержалась в прокате всего две недели. А после всё тот же печально известный Михаил Суслов, секретарь ЦК КПСС по идеологии, вдруг усмотрел в кадрах проезжающего в картине кортежа пародию на встречу космонавтов. Он приказал немедленно вырезать из картины «клевету, порочащую социалистическую действительность. Но режиссёр категорически отказался «резать по живому» своё творение, после чего фильм попросту запретили. Правда, несколько копий полулегально всё же демонстрировались по стране, в основном в далёких деревнях, воинских частях и санаториях.
«Урок литературы», 21 год забвения
«Урок литературы».
Очень добрый и трогательный фильм Алексея Коренева, снятый по сценарию Виктории Токаревой, повествует об учителе литературы, который не любит свою работу. И он, решив однажды изменить свою жизнь, начинает говорить всем правду. Изначально фильм должен был называться «День без вранья», но уже одно название стало раздражающим для чиновников. Впрочем, изменение его ни к чему не привело. Руководство Госкино обвинило создателей в попытке выставить советских учителей лжецами и отправило картину на полку.
«Комиссар», 20 лет забвения«Комиссар».
Судьба первого и последнего фильма Александра Аскольдова оказалась весьма печальной. Повествование о женщине-комиссаре, оставившей своего новорождённого сына на попечение чужих людей и отправившейся завоевывать для него лучшее будущее на фронт, вызвало настоящий гнев со стороны Госкомитета по кинематографии при Совете министров СССР.
Режиссёра уволили с работы с пометкой о профессиональной непригодности, исключили из партии и лишили возможности работать по специальности. Все негативы картины было приказано смыть и лишь одна копия была бережно сохранена Сергеем Герасимовым, который спрятал плёнку в самый дальний угол своего сейфа, где его и нашли после смерти Сергея Аполлинариевича.
«История Аси Клячиной, которая любила, на не вышла замуж», 20 лет забвения«История Аси Клячиной, которая любила, на не вышла замуж».
Удивительно реалистичный и серьёзный фильм Андрея Кончаловского тоже попал под безжалостный молот цензуры. Как могло руководство Госкино выпустить на экраны фильм в год 50-летия Великой Октябрьской революции, если в «Асе Клячиной» со всей правдоподобностью была показана беспросветность, нищета и монотонность жизни в деревенской глубинке?
Творение режиссёра заклеймили позором, а самого Кончаловского обвини в надругательстве над советским селом и создании художественной пустышки. Лишь через двадцать лет картину выпустили на экраны, и она оказалась не менее актуальной, чем в то время, когда снималась.
«Интервенция», почти 20 лет забвения«Интервенция».
Кажется, только такой мастер, как Геннадий Полока, мог снять фильм о революции, похожий одновременно на мюзикл, карнавал и драму-буфф. Естественно, руководство Госкино даже мысли не допускало о выпуске этого творения на экраны.
О героических годах борьбы за власть Советов полагалось снимать серьёзные фильмы. Да и Лев Славин, автор одноименной пьесы, по которой снималась картина, оказался весьма недоволен результатом. И фильм, в котором снимались Владимир Высоцкий, Ефим Копелян, Сергей Юрский, Ольга Аросева, Валерий Золотухин, Руфина Нифонтова и многие другие замечательные актёры, был отправлен на полку на 19 с лишним лет.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+13
|
|||
Последние откомментированные темы: