Источник: cameralabs.org
Плодородие души на картинах Феликса Варламишвили
Полотна Феликса Варламишвили мгновенно врезаются в память, а их сюжеты, перетекая с одной картины на другую, создают мир «законсервированных» воспоминаний, в котором нет разницы куда идти – кругом благодатный труд, пышные всходы урожая и полные сети рыбы. Видимо такова грузинская живопись, квинтэссенцией или, точнее, наиболее знаковой фигурой которой является Пиросмани; она тяготеет к визуальной простоте (которая часто – нарочитая кажимость), к почвенничеству, к радостям жизни (даже тяжёлый труд не кажется таким тяжёлым при взгляде на многие полотна).
И Феликс Варламишвили (1903-1986), проведший большую часть жизни в эмиграции, в большей степени грузинский национальный художник, чем французский, что роднит его с другим эмигрантом, уроженцем Российской империи – Марком Шагалом. Как Шагал забрал с собой родной Витебск, так и Варламишвили, даже рисуя венецианские пейзажи, всю жизнь оставался верным Грузии. Родившись в Кутаиси (Имерети), Феликс поступил в Тифлисскую художественную академию, получив образование, как у приезжих специалистов, так и у признанных грузинских мастеров – Якоба Николадзе и Гиго Габашвили.
Наиболее часты в творчестве Варламишвили бытовые зарисовки: сбор урожая, приготовление вина, ловля рыбы, заготовка дров. Казалось бы – что проще и что в этом удивительного? Удивительно то, что, повторяясь, художник умудряется не повторяться, ведь он создаёт в первую очередь настроение и ощущение вознаграждаемого труда, приятной усталости и взаимовыручки. Это и близко не похоже на картины уходящей эпохи передвижников – на полотнах люди не выглядят ни бедными, ни богатыми; ни счастливыми, ни несчастными – они умиротворены в делах своих. Хотя спины согнуты под грузом урожая, на лицах их блуждает выражение спокойной задумчивости.
Перебравшись в 1928 году в Париж, художник использовал национальные мотивы для создание самобытного стиля, что принесло свои плоды – его картины выставлялись во Франции, Японии, США, Бельгии, Испании и даже в «экзотическом» Иране. Впрочем, настоящая известность, как это часто бывает, пришла к художнику уже после смерти – его картины постоянно растут в цене на крупнейших аукционах мира. Известное равнодушие СССР к эмигрантам с наступлением эпохи независимости рассеялось и имя Варламишвили вспомнили на родине – Грузия проводит персональные выставки художника и занимается исследованием его творческого пути, пока не являющегося достоянием широкой общественности. Впрочем, так ли это важно? Картины мастера достаточно красноречивы, в них и так читаются сказанные художником слова о родной земле: «Все свои картины я рисовал с любовью к Грузии…».
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+11
|
|||
Последние откомментированные темы: