Есть у Чайковского замечательный цикл из 24 прелестных пьес, многие из которых знают и играют в любой точке земного шара. Называется он "Детский альбом".
И есть в этом альбоме одна пьеса, музыка которой резко выделяется своим качеством. К сожалению, в худшую сторону. Русские песни с удовольствием поют во всём мире, но трудно себе представить человека, который согласился бы добровольно, а не по принуждению напевать эту нелепую мелодию.
Самые знаменитые пианисты "бледно выглядят", когда её исполняют. А некоторые и вообще её пропускают, когда исполняют "Детский альбом". Например, Аркадий Севидов Arkadii Sevidov П.Чайковский "Детский альбом" - YouTube
Мой учитель - профессор Санкт-Петербургской консерватории Владимир Владимирович Нильсен тоже с ней мучился, когда готовился к записи "Детского альбома" на пластинку (в те времена это было большим событием для артиста). Он снял на лето дом в деревне, привёз туда рояль и, естественно, с раскрытыми настежь окнами готовился к записи, оглашая окрестности музыкой "Детского альбома".
И вот однажды возле его дома собралась возмущённая толпа жителей деревни с криками: "Как же ты, профессор, других учишь, когда ты сам нашу простую песню по-человечески сыграть не умеешь?"
Владимир Владимирович обожал разговаривать с самым, что ни на есть простым народом (уборщицы, гардеробщики, пожарники и др. работники концертных залов) о музыке и часто приводил нам удивительно точные и верные высказывания о музыке таких вот его собеседников. Он и в данном случае немедленно отправился выяснять: что же именно в его исполнении так возмутило сельчан?
Прежде чем вы продолжите чтение, я вас очень прошу прослушать мою запись этой "Русской песни" из "Детского альбома". Я играю её точно так, как меня научил В.В.. Эта пьеса лишь несколько секунд длиной, поэтому я играю её один раз медленно, затем в среднем темпе, и последний раз - быстро. Я прошу вас попытаться угадать: что же именно в данном исполнении могло вызвать этот массовый протест жителей деревни?
https://vk.com/video487582480_456239031
Я надеюсь, что вы прослушали запись, но ничего криминального не обнаружили: не сумели заметить ничего плохого ни в песне, ни в исполнении.
К сожалению, В.В., как и все остальные в мире пианисты, играл совершенно другую музыку. Дело в том,
что Чайковский переместил тактовую черту, и его "Русская песня" начинается с неверного счёта. И дело, конечно же, не в музыкальной неграмотности Чайковского, а в том, что окружавшие его композиторы и профессора считали , что ударения в музыкальных словах нужно делать такими же, как ударения в разговорной речи, а не наоборот, как это обычно в песнях делается. Этим музыка якобы "приближается к народу". Но даже и при таком смещение тактовой черты ударения последующих слов у Чайковского в этой песне всё равно не совпадают с литературными.
Выслушав их доводы и пение В.В.Нильсен с деревенскими жителями полностью согласился, но в своей последующей записи на пластинке всё же предпочёл сделать соответствующие изменения лишь 50 на 50, чтобы не было слишком очевидно. В.В. всегда был озабочен тем, чтобы не нажить себе ещё больше врагов. Ему их и так хватало. А играть что либо не так как все (а играть лучше - так уж тем более) - это уже музыкальное диссиденство, которое ни в одной профессии не прощают.
P.Tchaikovsky - Children's Album, Op. 39 - YouTube
А Аркадий Севидов, кстати, прекрасно знает от кого-то или сам догадался, как нужно на самом деле играть русскую песню - на Интернете есть его запись именно этой "Русской песни" с верным ритмом.
Аркадий Севидов, фортепиано – Русская песня (ligaudio.ru)
Но он же в "официальных" концертах (тот, что я здесь поместил - в Московской консерватории, 2005-й год) предпочитает просто пропустить эту пьесу и играть только 23 вместо 24-х. Зачем и ему портить отношения с его коллегами?
Я призываю всех пианистов прекратить издеваться над этой красивой и мелодичной народной песней и играть её так, как её поют и любят наши слушатели.
Невероятная история Русской песни номер 11
Владимир Дунин
Есть у Чайковского замечательный цикл из 24 прелестных пьес, многие из которых знают и играют в любой точке земного шара. Называется он "Детский альбом".
И есть в этом альбоме одна пьеса, музыка которой резко выделяется своим качеством. К сожалению, в худшую сторону. Русские песни с удовольствием поют во всём мире, но трудно себе представить человека, который согласился бы добровольно, а не по принуждению напевать эту нелепую мелодию.
Самые знаменитые пианисты "бледно выглядят", когда её исполняют. А некоторые и вообще её пропускают, когда исполняют "Детский альбом". Например, Аркадий Севидов Arkadii Sevidov П.Чайковский "Детский альбом" - YouTube
Мой учитель - профессор Санкт-Петербургской консерватории Владимир Владимирович Нильсен тоже с ней мучился, когда готовился к записи "Детского альбома" на пластинку (в те времена это было большим событием для артиста). Он снял на лето дом в деревне, привёз туда рояль и, естественно, с раскрытыми настежь окнами готовился к записи, оглашая окрестности музыкой "Детского альбома".
И вот однажды возле его дома собралась возмущённая толпа жителей деревни с криками: "Как же ты, профессор, других учишь, когда ты сам нашу простую песню по-человечески сыграть не умеешь?"
Владимир Владимирович обожал разговаривать с самым, что ни на есть простым народом (уборщицы, гардеробщики, пожарники и др. работники концертных залов) о музыке и часто приводил нам удивительно точные и верные высказывания о музыке таких вот его собеседников. Он и в данном случае немедленно отправился выяснять: что же именно в его исполнении так возмутило сельчан?
Прежде чем вы продолжите чтение, я вас очень прошу прослушать мою запись этой "Русской песни" из "Детского альбома". Я играю её точно так, как меня научил В.В.. Эта пьеса лишь несколько секунд длиной, поэтому я играю её один раз медленно, затем в среднем темпе, и последний раз - быстро. Я прошу вас попытаться угадать: что же именно в данном исполнении могло вызвать этот массовый протест жителей деревни?
https://vk.com/video487582480_456239031
Я надеюсь, что вы прослушали запись, но ничего криминального не обнаружили: не сумели заметить ничего плохого ни в песне, ни в исполнении.
К сожалению, В.В., как и все остальные в мире пианисты, играл совершенно другую музыку. Дело в том,
что Чайковский переместил тактовую черту, и его "Русская песня" начинается с неверного счёта. И дело, конечно же, не в музыкальной неграмотности Чайковского, а в том, что окружавшие его композиторы и профессора считали , что ударения в музыкальных словах нужно делать такими же, как ударения в разговорной речи, а не наоборот, как это обычно в песнях делается. Этим музыка якобы "приближается к народу". Но даже и при таком смещение тактовой черты ударения последующих слов у Чайковского в этой песне всё равно не совпадают с литературными.
Выслушав их доводы и пение В.В.Нильсен с деревенскими жителями полностью согласился, но в своей последующей записи на пластинке всё же предпочёл сделать соответствующие изменения лишь 50 на 50, чтобы не было слишком очевидно. В.В. всегда был озабочен тем, чтобы не нажить себе ещё больше врагов. Ему их и так хватало. А играть что либо не так как все (а играть лучше - так уж тем более) - это уже музыкальное диссиденство, которое ни в одной профессии не прощают.
P.Tchaikovsky - Children's Album, Op. 39 - YouTube
А Аркадий Севидов, кстати, прекрасно знает от кого-то или сам догадался, как нужно на самом деле играть русскую песню - на Интернете есть его запись именно этой "Русской песни" с верным ритмом.
Аркадий Севидов, фортепиано – Русская песня (ligaudio.ru)
Но он же в "официальных" концертах (тот, что я здесь поместил - в Московской консерватории, 2005-й год) предпочитает просто пропустить эту пьесу и играть только 23 вместо 24-х. Зачем и ему портить отношения с его коллегами?
Я призываю всех пианистов прекратить издеваться над этой красивой и мелодичной народной песней и играть её так, как её поют и любят наши слушатели.
Это интересно
+7
|
|||
Последние откомментированные темы: