Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241030203412

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Музыкальный гений Альфреда Шнитке

Источник: Водо-лей

 

Музыкальный гений Шнитке.
"В его произведениях нет ни одной лишней ноты.
В его музыке всегда есть смысл,
его музыка всегда о жизни и смерти"


(Юрий Башмет)

 

Сознание человека последних десятилетий XX века вобрало в себя много новых представлений: возникло новое чувство Вселенной, новое отношение к искусству прошлого как к памяти культуры, живущей в современности. Эти мысли своеобразно и глубоко претворились в творчестве Шнитке. Сложный герой его лирико-психологических сочинений тяготеет к построению философских концепций, в которых угадывается связь со «всеобщими» темами искусства.

 

 (558x390, 36Kb)



Альфред Гарриевич Шнитке - один из крупнейших российских композиторов ХХ века. Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры.

Шнитке - прирожденный создатель, крупных музыкальных полотен, концепций в музыке.
Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти,
наполняющие его творчество, делают произведения композитора эмоционально выраженной философией. Основные жанры творчества Шнитке - симфонические и камерные.

Альфред Шнитке в своем музыкальном творчестве решает словно бы больше проблем, чем вообще возможно в этом великом искус­стве. Он один из крупнейших композиторов XX века, уже вошед­ший в разряд классиков на века. Еще при жизни его начали на­зывать гением.

 

Шнитке Альфред Гарриевич
(1934-1998)


Альфред Шнитке - Российский композитор, теоретик, педагог, один из значительных музыкальных деятелей второй половины ХХ века.
Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельс в Республике немцев Поволжья в еврейско-немецкой семье.
В 1958 году Шнитке окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, в 1960-м был принят в Союз композиторов, в 1961-м окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции и занялся преподавательской деятельностью (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция).

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность.
С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в Московской консерватории.
В последующие несколько лет зарабатывал себе на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам. Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе — «Ты и я», «Восхождение» (режиссер Л. Шепитько), «Комиссар» (режиссер А. Аскольдов), «Экипаж», «Сказка странствий» (режиссер А. Митта), «Осень» (режиссер А. Смирнов), «И все-таки я верю» (режиссер А. Ромм), «Агония», «Спорт, спорт, спорт» (режиссер Э. Климов),"Дядя Ваня", "Горячий снег", "Вызываем огонь на себя", "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил", и другим.

 

Каталог произведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки. Среди произведений композитора: оперы - "Одиннадцатая заповедь" и "Жизнь с идиотом", балет "Лабиринты", оратория "Нагасаки", прелюдия памяти памяти
Д. Д. Шостаковича, кантата "История доктора Иоганна Фауста" и др.


Очень рано пришло к Шнитке широчайшее международное признание. Премьеры его произведений всегда становились мировым культурным событием, их исполняли крупнейшие оркестры Европы и США под управлением величайших дирижеров современности.
Он являлся членом-корреспондентом Берлинской академии изящных искусств. Шведской королевской музыкальной академии, Баварской академии изящных искусств, был избран почетным членом Гамбургской академии изящных искусств. Шнитке удостоен премии "Триумф" - императорской премии Японии.

 

 (470x495, 37Kb)


В то же время в российских музыкальных кругах существовала и стойкая оппозиция Шнитке. Эти люди считали его "ненастоящим" композитором, дутой знаменитостью, поднятым на щит падким на скандалы Западом. Между тем неуемная творческая активность Шнитке негативно сказывалась на его здоровье. Кроме того, он сильно переживал за своего сына Андрея (родился в середине 60-х), который страдал врожденным пороком сердца, что требовало особого внимания со стороны родителей. Шнитке порой спал по 3-4 часа в сутки.

В июне 1985 года он уехал отдыхать в Пицунду, в Дом творчества кинематографистов, и именно там у него случился первый инсульт. Стоит отметить, что судьба оказалась благосклонной к великому композитору. Порази его правосторонний инсульт, он бы навсегда потерял музыкальную одаренность. При левостороннем инсульте он мог лишиться речи, но этого тоже не произошло.

В 1986 году А. Шнитке была присуждена Государственная премия РСФСР. Год спустя он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1990 году Шнитке на год уехал работать в Берлин. Но вскоре ему предложили работу в Гамбурге, и творческая командировка Шнитке затянулась. А затем в его судьбу вмешались непредвиденные обстоятельства. Шнитке перенес в Германии второй инсульт, и его долго лечили тамошние врачи. Видимо, чувствуя, что каждый день может оказаться для него последним, Шнитке решил принять германское гражданство.

С каждым днем здоровье композитора ухудшалось. В июне 1994 года Шнитке перенес третий инсульт. Только любовь жены, находившейся рядом, и современная медицина помогли ему выкарабкаться с того света. Но ситуация все равно была серьезной - Шнитке практически полностью парализовало, и отныне его вторым домом стала гамбургская клиника. Медики создали специальный аппарат, при помощи которого подвешенной парализованной рукой Шнитке фиксировал звуки, рожденные его сознанием и слухом. Эти записи затем "доводили до ума" сотрудники музыкального издательства Сикорского. В таком состоянии Шнитке написал свое последнее произведение - Девятую симфонию, посвященную Геннадию Рождественскому. Сразу после выхода в свет Девятая симфония Шнитке была отмечена международной премией "Глория".

В начале лета 1998 года состояние Шнитке ухудшилось. Врачи подозревали, что у него воспаление легких, и перевели его в другую больницу. Однако там диагноз не подтвердился, и композитора вернули в Гамбург. Это был последний переезд Шнитке - 3 августа в 8 часов утра он скончался. Похороны А. Шнитке прошли 10 августа в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 

 (700x513, 112Kb)


Я восхищаюсь его мужеством. Альфред Гарриевич стойко переносил невзгоды и удары судьбы. Ему было дано видеть дальше его коротко зрящих оппонентов в искусстве. Время все расставило по местам. Шнитке стал композитором, чье творчество неотделимо от нашего времени. Он создал свой музыкальный мир, а его критики остались за бортом истории. Вот только очень жаль, что такой большой художник так рано ушел из жизни.

 

 

 

 

После смерти композитора, на его могиле была установлена памятная плита с изображением всего 3-х музыкальных символов. Посередине - знак "пауза", над ним - "фермата" (предписание увеличить длительность паузы на любое время), а под паузой - знак "форте-фортиссимо" (указание играть ноту максимально громко). Таким образом, получилась фраза "оглушающая и вечная тишина". 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+11

09.07.2021
Пожаловаться Просмотров: 996  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены