Художник вылил в эту картину свою ярость и ужас. В 1905 году Серов стал свидетелем кровавого разгона мирной демонстрации царскими войсками. Увиденное сильно изменило художника - прежде аполитичный, он не мог оставаться в стороне.
Валентин Серов – «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?», 1905
Сперва покинул Академию художеств (ею заправлял великий князь Владимир Александрович, которого Серов обвинял не меньше императора), позже вошёл в состав оппозиционного сатирического журнала «Жупел», где и опубликовал эту работу.
Менее сдержанный художник обязательно добавил бы крови и кишок, но Серов отказался от красного цвета на картине и оказался прав - чувствуется звенящее напряжение, нетерпение и спортивный азарт «ребятушек» и глухое ожидание сплоченной толпы. Серов намеренно отправил лошадь в какой-то демонический галоп - кавалерия буквально летит и скоро прольётся кровь, будет катастрофа.
К слову, некоторые исследователи полагают, что на этой картине Серов изобразил не события Кровавого воскресенья, а разгон демонстрации в Москве, возле Училища живописи, ваяния и зодчества. Это вполне возможно. Увы, в 1905 дефицита подобной натуры Серов не испытывал. Саркастично звучит название картины, отражающее строчку из популярной военной песни: «Солдатушки, бравы ребятушки…», выбранное Серовым. Очевидно, что гвардейцы, браво замахивающиеся саблями на демонстрантов, явно перебарщивают и не получат поддержки от художника и зрителей. «То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда, – писал художник в письме Илье Репину. – Сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу, – зрелище ужасное…Никому и ничем не стереть этого пятна».
А ведь за 5 лет до всех событий художник довольно хорошо общался с императором, и даже помогал друзьям через просьбы к Николаю II. Ну и самый известный портрет последнего самодержца России как раз написан именно Серовым.
Валентин Серов - «Портрет императора Николая II», 1900
В том же письме Репину Серов выразил свое негодование, говоря о том, что государь не выразил желания выйти на встречу демонстрантам, приняв во внимание их требование. Более того, он устроил насильственные действия против собственного народа, выбрав кнут вместо пряника в очередной раз. После событий 1905 года откровенно натянутые отношения художника с царской семьей (однажды Серов поругался с императрицей и предложил ей самой закончить портрет Николая, раз она такой мастер и дает советы) совсем прекратились, а художник не упускал случая поддеть императора.
Источник: https://fishki.net/ © Fishki.net
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+29
|
|||
Последние откомментированные темы: