Одна улица, 600 жителей и 1,5 миллиона туристов ежегодно – вот статистика крохотного городка Рокамадур (Rocamadour), невероятным образом расположившегося на почти отвесной скале. Первая мысль, которая возникает после того, как проходит шок от увиденного: неужели нельзя было найти более подходящее и удобное место? Удобное – возможно, а подходящее – смотря для чего.
Городок получил своё название в честь святого отшельника Амадура, который был настолько влюблён в эту скалистую местность, что прожил здесь всю жизнь. Оттого и место получило название Рокамадур — «скала Амадура». Правда, некоторые исследователи отождествляют отшельника с Закхеем — библейским сборщиком налогов из Иерихона, покинувшим Палестину из-за религиозных преследований и поселившимся в этих местах. Никто не может назвать точную дату основания города. Свою известность Рокамадур приобрёл в 1166 году, после того как здесь была обнаружена гробница с нетленными мощами святого Амадура. С тех пор город стали посещать паломники, среди которых были монархи, епископы и прочие знатные особы. Во время Религиозных войн во Франции мощи были уничтожены. Сейчас в крипте Святого Амадура находятся лишь фрагменты кости.
Рокамадур состоит всего из двух улиц. Зато он имеет вертикальное расположение, и его условно можно разделить на три уровня: средневековый, религиозный и замок. Средневековый город находится на самом нижнем уровне и состоит из одной-единственной улицы Гранд Рю (Большая улица), берущей своё начало от узких ворот Смоковницы. Несколько веков назад по обеим сторонам улицы стояли постоялые дворы для паломников. Сейчас на их месте находятся дома торговцев, сохранившие первоначальный вид, несколько комфортабельных отелей и уютных ресторанчиков.
Религиозный город расположен на среднем уровне. Это главная часть Рокамадура. Именно здесь находятся почти все достопримечательности и церковные сооружения: базилика Сен-Совер, крипта Святого Амадура и многочисленные часовни. Старинные постройки лепятся прямо к поверхности скалистого утёса, поднимающегося на высоту около 150 метров. С нижнего уровня к среднему ведёт средневековая лестница, ступени которой основательно истерты ногами паломников. В прежние времена паломники поднимались к часовне Нотр-Дам, основному месту паломничества, на коленях, произнося при этом молитвы. Трудно представить себе эту картину, ведь им приходилось преодолевать 216 ступеней довольно крутой лестницы. Сейчас этот подъём можно совершить на лифте.
Третий, последний, уровень полностью занят хорошо сохранившимся замком Рокамадур. Чтобы добраться до него, нужно пройти ещё несколько десятков ступеней по петляющей лестнице, имеющей 14 промежуточных площадок. Дорогу к замку называют Путь скорби, или Крёстный путь. Эти названия она получила из-за того, что на каждой из площадок установлены часовенки, которые символизируют 14 остановок Христа по дороге на Голгофу — или, иными словами, Страсти Христовы и последние часы Его земной жизни. На вершине лестницы установлен Голгофский крест. Замок, расположенный на верхнем плато горы, — постройка добротная. Но после религиозного уровня города замок уже не производит должного впечатления. К тому же он находится в частном владении, и посмотреть его изнутри нельзя: доступ открыт только на смотровую площадку и часть двора.
Рокамадур со своими искривлёнными улочками сохранил несколько укреплённых ворот. Величественная лестница, по которой паломники прежде взбирались на коленях (в наше время такое случается реже), ведёт от площади к святилищам — базилике Сен-Совёр, крипте святого Амадура (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, часовням Sainte-Anne, Saint-Blaise, Saint-Jean-Baptiste, Notre-Dame (где находится статуя чёрной мадонны) и Saint-Michel.
Вот еще одна версия названия города: по мнению историков, название Рокамадур (Rocamadour) является средневековой формой исходного названия «Rocamajor». «Roca»- означало укрытие по типу скального навеса, а слово «major»- подчёркивало крупные размеры этого укрытия.
Участок местности, возвышающийся над Рокамадуром, имеет название «Hospitalet», означающее маленький приют. Этот приют основан в 1095 году дамой Элен де Кастельно.
От административного центра департамента, города Каора, Рокамадур отделяет 36 километров автодороги.
Многочисленные пещеры в Рокамадуре служили убежищем для людей ещё в эпоху палеолита, о чём свидетельствуют наскальные изображения пещеры Мервей. Другая пещера, Линар, служила людям жилищем и подземным некрополем в период бронзового века. Найденные там останки помещены в музей Кабрере и в фойе мэрии Рокамадура.
В период железного века сюда пришли племена кадурков. В VIII веке до н. э. они покорили территорию современного департамента Ло благодаря своему железному вооружению.
В том, что к появлению Рокамадура немного причастна магия, сомневаться не приходиться. Достаточно просто подняться по головокружительным ступеням к замку, возвышающемуся над окрестными скалами, чтобы убедиться в этом. Меч Дюрандаль, не менее легендарный, чем его владелец, рыцарь Роланд, торчит там из крепостной стены, и, подобно знаменитому Эскалибуру, его никто не может вынуть.
Речь идет о соборе Шапель-Нотр-Дам, выстроенном здесь в XII-XVI веках. Собор появился не случайно – в 1166 году в Рокамадуре обнаружили гробницу с мощами. Нетленное тело было выкопано в санктуарии Девы Марии перед входом в чудесную часовню. Останки святого Амадура извлекли из земли и представили паломникам. Мощи были уничтожены в годы религиозных войн во Франции, и в наше время существуют только фрагменты кости, выставленные в крипте святого Амадура. Здесь был построен не только собор. Появился целый комплекс сооружений: грот Чудес с наскальными рисунками, гробница Святого Амадура, капелла Сен-Блез и капелла Сен-Жан-Батист с готическим порталом. А еще базилика Сен-Совер, где, как и повсюду в Рокамадуре, смешались архитектура и природа – одну из стен здесь заменила скала.
Говорят, что три яруса средневекового селения Рокамадур отражают положение трёх сословий той эпохи; рыцарство находилось на вершине, представители духовенства жили на среднем ярусе, а светские труженики занимали нижний ярус возле реки.
Более всего город славится знаменитым санктуарием (священным местом) Чёрной Мадонны. Именно к ней идут, преодолевая трудный путь, паломники со всего мира. Церковь Нотр-Дам, в которой находится главная святыня города, построена в 1479 году, а сама Чёрная Мадонна, согласно преданию, была вырезана из дерева грецкого ореха самим святым Амадуром. Статуя Мадонны потемнела от времени и впитала в себя копоть свечей и лампад, постоянно горящих вокруг неё. К тому же в Средние века она была облачена в серебряные одежды, и серебро тоже оставило тёмные следы на дереве. Считается, что статуя Чёрной Мадонны имеет чудотворную и исцеляющую силу, особенно она покровительствует морякам и рыбакам. Говорят, что во время бедствия моряки тонущего судна молятся Мадонне, и она им помогает. В хронике 1172 года, написанной монахами-бенедиктинцами, имеется описание 126 чудес, сотворённых Мадонной. Под сводами часовни, где находится алтарь Чёрной Мадонны, висит древний колокол, датируемый 8-м веком. Говорят, когда происходит чудо, колокол самопроизвольно, без чьего-либо вмешательства, звонит, сообщая о происшедшем. Жители Рокамадура, слыша колокольный звон, отмечают это событие в специальной книге. Некоторые спасённые моряки, приезжая сюда, чтобы поблагодарить Мадонну, сверяли дату кораблекрушения с записями в книге колокольного звона — и даты всегда совпадали!
В храме и сейчас можно увидеть множество даров, поднесённых Мадонне. Среди них морские фуражки, макеты кораблей и мраморные таблички с благодарностью. На внешних стенах храма сохранилась интересная, но довольно мрачная фресковая роспись.
На протяжении веков прихожане часовни Нотр-Дам могли видеть меч, застрявший в стене. Принадлежал он якобы самому Роланду. Сила этого средневекового бесстрашного героя заключалась в рукоятке боевого меча, где хранились несколько реликвий: острие копья, ранившего Иисуса Христа на кресте, лоскуток одежды Девы Марии, зуб святого Петра, кровь святого Василия и волосы святого Дениса. Меч называется Дюрандаль (от dur — «твёрдый» или от старонорвежского dyrum — «драгоценный»). По поводу происхождения его есть две легенды. Согласно первой, меч принадлежал троянскому герою Гектору, а вторая легенда гласит, что ангел Господень вручил его Карлу Великому, который и подарил его своему племяннику графу Роланду за подвиг в сражении против сарацинов в Пиренеях.
В средневековом эпосе «Песнь о Роланде» говорится, что Роланд перед смертью пытался разбить меч о камень, чтобы он не достался врагам, но Дюрандаль был слишком прочен. И тогда рыцарь забросил его подальше от поля боя, а тот, пролетев огромное расстояние, вонзился в скалу, вокруг которой позже и был построен Рокамадур. Впрочем, некоторые учёные полагают, что в часовне не может находиться меч Роланда, так как легендарный рыцарь Карла Великого погиб в августе 778 года в бою с басками в Ронсельвальском ущелье, которое находится довольно далеко от Рокамадура, в нескольких сотнях километров. Слухи же о Дюрандале, застрявшем в стене, появились в середине 7-го века, после написания «Песни о Роланде». По всей видимости, монахи использовали легенду, чтобы привлечь в эти места паломников. С 2011 года в часовне находится новодел, а сам Дюрандаль отправлен в парижский музей Средневековья.
Источник: https://fishki.net/© Fishki.net
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+22
|
|||
Последние откомментированные темы: