Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Почему художники-профессионалы не любят художников-любителей?

Разговор по душам в прошлом письме имел широкий отклик, поэтому рискну продолжить с еще более деликатной темой.

«Вы что, хотите, чтобы в мире было много плохих художников? Их, по моему, и так достаточно» - вот такой вопрос задали мне в комментариях к видео, где я говорю о страхах начинающих. 
Вопрос этот наглядно показывает отношение профессионалов к «любителям». Отношение от мягко снисходительного до жестко нетерпимого. 

Давайте поговорим об отношениях между профессионалами и любителями для того, чтобы сделать важные выводы. И, возможно, это уберет большую занозу из вашего сердца.

Упаси вас Бог показать свои рисунки профессиональному художнику в поисках одобрения или критики, если вы не его друг, родственник или ученик.
Только к этим людям профессионал может испытывать какую-то толерантность и щадить их чувства, критикуя работу. В большинстве же остальных случаев пощады не ждите.
Вы рискуете навсегда поселить в себе неуверенность в собственных силах, вернее, подтвердить её словами профессионала. Ведь вы и ранее были не уверены в себе, раз начали искать опору на стороне?

И да, если вы думаете, что никогда не обращались за критикой к профессионалам, то вы ошибаетесь. Ваш «внутренний критик» - это тот же самый голос гипотетического художника, который якобы точно знает, что в искусстве хорошо, а что - плохо.

ПОЧЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЫ НЕ ЛЮБЯТ «ЛЮБИТЕЛЕЙ»?


Мысль первая.
Представьте, профессиональный художник учился своему ремеслу много лет. Вполне может быть, что это обучение лишило его детства. В то время, как вы играли в салочки с друзьями во дворе, он просиживал штаны в художественной школе, рисовал сотни учебных натюрмортов, кормил комаров на пленэре, писал ненавистные постановки с некрасивыми натурщиками, выслушивал от педагогов укоры и замечания. 

Основы рисунка, живописи, композиции ему вдалбливали годами. На это обучение он полжизни положил! А Вы? Вы что же, хотите стать художником за пару месяцев или лет? Да еще и заочно! 

«Это НЕВОЗМОЖНО! Это профанация!»

Никакие логические доводы и примеры обратного не помогут профессионалу. Он предпочитает забыть, что во время обучения видел своего педагога  крайне редко, что тот вряд ли что-то показывал и объяснял, а чаще просто ставил постановки и оценки. Он не учитывает, что его обучение, по большому счету, - это САМОобучение, результат практики,  и этот результат он начал получать уже в первые месяцы рисования. А потом все шло по кругу.

Почему бы любителю не сократить себе этот путь, имея осознанное желание, хорошие методики обучения и выбор художников с мастер-классами?

Я знаю многих любителей, которые дадут фору бывшим студентам художественных вузов в знаниях, умениях и таланте. 
Взрослому осознанному человеку вообще проще постигать любую науку, нежели чем это дается ребёнку или юноше. А если любитель не распыляется во все стороны, как это принято в учебных заведениях, а уверенно идет в одном направлении, то может очень быстро достичь высот.

Но подсознательное убеждение «Я потратил на это годы!» никогда не даст профессионалу принять этот факт. 

Мысль вторая.

Кто сказал, что рисовать, писать, лепить можно только шедевры? А если нет, то и не стоит начинать? Почему творчество меряется только результатами? И почему этот результат - «достойная» (чего?) картина?

Почему не может быть результатом и поводом рисования просто хорошее настроение? Или развитие мозга? Развитие чувствования и видения? Почему результатом не может быть своя, пусть простенькая, пусть слащавенькая, пусть кривенькая, но созданная с любовью  картина?

Это все «вкусовщина», это «дилетантство», «салонная живопись»!..  Сколько там еще уничижающих эпитетов есть у профессионалов?…  
И этак презрительно поморщить носик..
Знаю-знаю, сама такая. 🙂

Открою вам секрет. 

Профессионалу живется очень сложно. Он с трудом принимает тот факт, что живопись может быть хобби, источником наслаждения и радости, чем-то легким.
Для него творчество - это РАБОТА.  Это источник денег. Это часто от слова «надо», а не «хочу». 
Его так воспитывали и обучали, его к этому готовили. Его ломали об коленку критикой, когда он нес преподавателю свои выстраданные картины, его идеи высмеивали и обсуждали на выставкомах; он прожил жизнь в поисках своего стиля и места в искусстве, в метаниях между «хочу» и «востребовано», в борьбе с непризнанностью, галереями, союзами, с отсутствием денег, в конце концов.

А тут вы! Любители! Такие воздушные и восторженные. 🙂 Пороха не нюхавшие. 
Еще и картинки свои слащавые, бывало, продаете на раз, только рисовать начали.  Где справедливость, а? 

Какой реакции на свое творчество вы ждете от художника, уверенного, что успех в живописи нужно заслужить? 

Мысль третья.

Большинство профессионалов заточены под делание собственной работы, а не под восприятие чужой. (Это к вопросу о том, что в концертных залах среди зрителей нет музыкантов, а если они и приходят, то только критиковать других исполнителей).

Художник смотрит на чужие картины часто не для того, чтобы получить визуальное наслаждение. Он ищет в них то, чего ему не хватает в своих, то что поможет ему продвинуться дальше и выше в собственном творчестве. Он ищет вдохновение, идеи, приемы. 

Художник ищет мастерство , которого пока не достиг сам.
Он постоянно сравнивает себя и чужую картину, как бы спрашивая «я так могу?». Если ответ - «могу», то картина не будет ему интересна. Кстати, «могу» здесь может касаться чего угодно. Примитивная картинка вполне способна впечатлить профессионала, если он понимает, что он уже очень далек от такой наивности и чистоты восприятия.

Именно поэтому в музеях я часто не останавливаюсь возле работ великих художников, а зависаю возле картин совершенно неизвестных авторов...

 

ВЫВОДЫ ИЗ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО.


1.«Не мечите бисер перед свиньями». 
Т.е. не показывайте свои работы людям, которым они в принципе не интересны. Поберегите свое самолюбие. И добрая соседка, далекая от искусства, и художник, слишком высоко это искусство ценящий, будут одинаково равнодушны к вашему творчеству. Равнодушие ранит сильнее критики.

2. Не просите критику на свои работы у профессионалов.
Вообще ни у кого не просите. А если просите, то формулируйте, что конкретно вам самим не нравится. Просите не критики в целом, а совета как достичь того или иного в вашей работе. Это будет конструктивно и по делу.
Клич же «критика приветствуется» - это как воззвание мазохиста, «бейте меня, да побольнее, мне приятно будет». Если кругом люди адекватные, то они либо похвалят, либо смолчат. А если нет… Сами напросились. Потом кисть долго в руки не возьмете.

3. Наращивайте панцырь. 
Творчество - сфера очень деликатная, здесь мы особо уязвимы, потому что наша душа в ней открывается. Поэтому будьте готовы к ударам со стороны. Люди часто делают это не со злобы, они просто не понимают, насколько вы ранимы в творчестве.

4. Приравнивайте внутреннего критика к критике со стороны и ведите себя с ним согласно пунктам 1,2,3.

Понимаю, что многим моя статья может показаться жесткой и "всё это неправда, не все художники одинаковы!".  Согласна, дорогие. Так и есть.

Цель всего того, что я написала - не обличить и заклеймить бездушных профессионалов (к коим тоже себя отношу), а, возможно, раскрыть глаза простодушным любителям, кои то и дело нарываются на презрение и критику со стороны профессионалов и "опускают крылья".

Не слушайте никого! Заткните своего внутреннего критика и идите путем радости и любви к тому, что делаете.  Любитель - это от слова "любить", а любовь творит чудеса. Творите!

 

И да, дорогие профессионалы, если вы это читаете и считаете, что я не права - не бейте больно. У меня панцирь тонкий...
Я - за любовь!


Марина Трушникова.

 

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+12

Модератор 18.07.2020 , обновлено  28.12.2020
Пожаловаться Просмотров: 1879  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены