После смерти великого баснописца решено было установить ему в Петербурге памятник — небывалая по тем временам честь для писателя. Перед скульптором Клодтом встала нетривиальная задача — выполнить барельефы героев басен Ивана Андреевича. Зверинца в Петербурге тогда не было, а Клодт не признавал работы над скульптурой с рисунка. Вот и пришлось организовать на Васильевском острове целый зверинец из натурщиков, за которым ухаживала вся семья художника.
Рассказываем про слона персидского шаха, обезьяну, прибывшую из Парижа, и доброго медведя, который гулял по Васильевскому острову, пугая петербуржцев.
Иван Андреевич Крылов умер в 1844 году. Многие ошибочно считают, что любивший поесть писатель скончался от заворота кишок, но на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких. Приглашением на пышные похороны стали экземпляры изданных басен Крылова — так ещё при жизни распорядился сам Иван Андреевич. Гроб до дроги лично нёс граф Орлов — на тот момент второй человек в государстве. Да и вся Россия тогда горевала по истинно народному поэту.
После смерти Крылов стал первым сочинителем, чьи заслуги решено было увековечить памятником. Средства при этом привлекались не из государственной казны, а собирались среди частных лиц — люди охотно жертвовали на монумент баснописцу, творчество которого стало по-настоящему народным. Николай I, однако, не разрешил разместить памятник в центре города, на Невском проспекте, — сказал, что для писателя будет слишком много чести. Император лично выбрал местом размещения скульптуры Летний сад.
Был объявлен конкурс на лучшую скульптуру, выиграл который Пётр Карлович Клодт. Скульптор предложил достаточно очевидную идею: разместить Крылова среди зверей — многочисленных героев его басен. На тот момент Клодт уже был известен как талантливый скульптор-анималист, который способен искусно изображать лошадей — знаменитыми конями на Аничковом мосту восхищался каждый петербуржец. Рассказывают, что Пётр Карлович с раннего детства обладал способностью вырезать из бумаги удивительно красивых волчат, лисят и ягнят.
Созданием проекта барельефов вокруг основной скульптуры занимался художник Александр Алексеевич Агин — искусному рисовальщику предстояло убедить в ценности своих идей самого императора, и Агин с этой задачей блестяще справился. Перед началом работы Агин и Клодт обсудили, каких животных стоит выбрать для памятника. Сошлись на следующем наборе: лев, медведь, волк, лисица, обезьяна, слон, осёл, козёл, барс, вол, овцы, кот и птицы — орёл, кукушка, ворона, соловей, журавль. Кроме того, к ним добавили лягушек, змей и мышей.
Основная сложность заключалась в том, что в Петербурге в те времена не было Зоологического сада, а Клодт принципиально не хотел лепить зверей с картинок в книгах — мастер считал, что настоящее искусство может получиться исключительно с натуры. Необходимых для работы животных Клодт искал в самых разных местах. Слон, подаренный когда-то персидским шахом русскому императору, нашёлся в царском слоновнике — он покладисто позировал по несколько часов, не шевелясь и только плавно мотая хоботом.
Лепить барса и льва Пётр Карлович ходил на Мойку — там некий предприимчивый немец показывал двух этих зверей всем желающим за умеренную плату. Остальные животные поселились в личном зверинце Клодта — за ними ухаживали его помощники и семья, в том числе шестеро детей скульптора. Интересно, что одним из натурщиков Клодта стал любимец его домашних, упрямый осёл, чудачества которого Пётр Карлович даже описывал в своих мемуарах. Этот упрямый зверь не позволял себя седлать, использовал закон инерции, чтобы сбросить любого, кто осмелится на нём прокатиться, и вообще был тем ещё бесполезным животным, однако всё семейство Клодтов его очень любило. «На то он и осёл, чтобы быть упрямцем, иначе он не был бы ослом», — смеялся скульптор.
Мартышку по кличке Макарка скульптору прямиком из Парижа прислал известный художник-маринист Боголюбов. Макарка постоянно вырывался на свободу из клетки и разрушал сделанные Клодтом заготовки — чтобы справиться с этой головной болью, скульптор, склонный держать зверей в относительной свободе, был вынужден купить лёгкий ошейник.
Медведь для зверинца Клодта был пойман в лесах Новгородской губернии. Скульптор обладал каким-то невероятным талантом к приручению зверей — говорят, что косолапый мог по команде забраться на одно из деревьев, позировал так полчаса и слезал, только когда ему давали команду «вольно». Однажды медведь, обладавший необычайно добрым и покладистым характером (говорили, что он больше похож в этом плане на собаку), сбежал из мастерской, устроив переполох на Васильевском острове. Сначала он погнался за маляром, проходившим мимо мастерской, подумав, что с ним так играют, а потом и вовсе ворвался в барак, где жили строительные рабочие. К счастью, некоторые из них были знакомы со зверинцем Клодта — они быстро успокоили перепугавшихся товарищей, угостили косолапого сладостями и отвели обратно к хозяину.
После работы над памятником и барельефами, которая закончилась большим успехом (удовлетворён остался в том числе сам император), Клодт был вынужден распустить свой зверинец. Все животные переехали на Мойку к тому самому предприимчивому немцу, который показывал их зевакам за деньги.
Источник: https://fishki.net/ © Fishki.net
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+14
|
|||
Последние откомментированные темы: