Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241030121816

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

Психология художественного портрета

Найти настоящего человека

 

Введение

Вам нравится фотографировать людей, вы выкладываетесь на каждой съемке, и все же понимаете, что порой чего-то не хватает, и образы выходят недостаточно живыми? Вы можете знать все о композиции, о технике съемки, видах камер и бромсеребряной печати, но если вы не сумеете правильно выстроить отношения с моделью, вам лучше снимать натюрморты или ограничиться съемками типа «лучший менеджер месяца».

Не существует каких-то универсальных правил, но несколько общих советов, основанных на моем опыте портретиста, я представляю вашему вниманию в этом уроке.

Должна отметить, что речь здесь пойдет именно о создании художественного постановочного портрета. Деловая портретная съемка проводится совершенно иначе, как и съемка с профессиональными моделями.

Но если к вам обратился человек, которому нужно составить портфолио для воплощения мечты стать актером, или, что более вероятно – который просто хочет получить хорошие, настоящие и живые снимки себя, любимого, сделанные профессионалом, думаю, мои советы будут вам полезны.

 

1. Представьте себя на их месте

Мне кажется, каждому фотографу-портретисту нужно хотя бы раз обратиться к своему коллеге, желательно абсолютно постороннему, чтобы побыть в роли модели. Хочу открыть вам тайну: большинству людей это страшно. Представьте, вы должны приехать к какому-то совершенно незнакомому человеку в какое-то незнакомое место, или же позвать его к себе в дом, обитель покоя и уюта, выделить тапочки, а потом еще всячески открыться и с улыбкой выслушивать окрики типа «Живот втянуть! Спину прямо! Подбородок вперед! Почему ты такая напряженная?». И за весь этот стресс заплатить еще и немалые деньги. Страшно, правда?

Мне вот было страшно, хотя меня снимал очень приятный человек и настоящий профессионал. Но страшно было все равно. Помните об этом, и не удивляйтесь тому, что порой очень непросто заставить модель открыться вам.

 

2. Познакомьтесь

Прежде чем встречаться для проведения съемки, пообщайтесь с будущей моделью. Социальные сети, электронная почта, телефон и прочие блага цивилизации упрощают этот процесс в разы, выбирайте любой удобный вариант.

Итак, вам поступил стандартный запрос: «Добрый день, понравились ваши работы, хотел(а) бы у вас посниматься

Заведите беседу или переписку. Спросите, какие у модели есть задумки и пожелания относительно образа, в котором ей хотелось бы предстать перед внуками. Какова цель съемки? Что она хочет увидеть в результате? Предложите свою помощь в выборе образа, пофантазируйте вместе.

Очень часто люди сами не знают, чего хотят и классический ответ на этот вопрос: «Хочу просто посниматься и чтобы красиво». Уверяю вас, мало кто на самом деле хочет «просто посниматься». Для этого есть подружки и друзья, и у каждого второго есть полупрофессиональная зеркальная камера, и совершенно нет нужды выкладывать круглую сумму профессиональному фотографу. К вам пришли за профессионализмом, запомните это.

Попросите выслать вам пару фотографий, подумайте, что может подойти этому человеку по типу внешности и предложите несколько вариантов. Когда вы увидите, какой из них понравился модели, вы сможете сразу понять больше о характере и предпочтениях человека и развить тему.

 

Важный совет: никогда и ни за что не старайтесь снять человека в том образе, который ему не подходит. Из веселой румяной пампушки не выйдет роковая женщина, это будет выглядеть смешно и некрасиво. Зато из нее выйдет прекрасный образ светлой деревенской барышни-крестьянки. Вы можете приложить уйму усилий, «натягивая» на человека негармоничный образ, а результат получится плачевным. В условиях заказной коммерческой съемки отталкивайтесь не от своей задумки, первична – модель.

 

 

 

3. Не абстрагируйтесь

Если вам кажется, что все ваше участие в процессе съемки – это непосредственно съемка, то вы сильно заблуждаетесь. Когда вы определились с образом и местом – начинайте подбор одежды и реквизита. Мелочи очень важны для создания настроения снимка.

Большинство людей испытывают трудности со свободным временем, и порой не знают сами, что хорошего имеется у них в шкафу. Инициируйте тему. Задайте пару наводящих вопросов по предметам одежды, может, уже имеется в наличии что-то очень подходящее к образу. Многим проще всего приехать на съемку так, как они ходят ежедневно, а снимать это вам.

Сделайте так, чтобы интересно было всем. Фотограф-портретист является обычно в совокупности стилистом, модельером, грузчиком, уборщицей и массовиком-затейником. Будьте готовы к этому, если хотите создать действительно интересные кадры. Я порой сама мастерила шляпки и украшения для завершения образа модели.

Очень многие люди, если идея их заинтересовала, готовы с радостью помочь в поиске и изготовлении реквизита. Одна из моих моделей сама мастерила из ваты облака, а другая специально для съемки не поленилась съездить и купить совершенно не нужный ей столик, просто потому, что ей было интересно.
Узнайте по возможности, чем занимается и увлекается ваша модель, это может предоставить вам новые возможности. Но не стоит быть навязчивым и устраивать допросы. Вопрос: «Возможно, у вас есть какое-то любимое хобби, которое мы могли бы обыграть в кадре?» - вполне подойдет.

 

 

 

4. Вечер перед съемкой

Назначайте съемку на день, удобный вам обоим. Вы, фотограф, должны быть бодры и полны сил, и модель тоже. Так что 1 января, 24 февраля и 9 марта не подойдут по понятным всем причинам. Кроме шуток, вам стоит деликатно акцентировать внимание модели на ряде моментов:

- уточните, не намечается ли накануне каких-то серьезных мероприятий, и если намечается, предложите перенести съемку на более спокойное время

- попросите лечь спать пораньше и не пить много жидкости, чтобы лицо не было отекшим и синяки под глазами – очевидными. Поверьте, вам потом самим куда проще будет заниматься постобработкой.

- Попросите вашу модель НЕ сидеть на диете перед съемкой. Это любимое занятие всех девушек, а оно не всегда положительно сказывается на цвете лица и состоянии кожи, особенно если это было волевое решение не есть три дня и срочно скинуть 10 кг. Снять красиво вы сможете всегда при достаточном уровне профессионализма, а вот здоровый румянец и блеск (не голодный) в глазах сымитировать тяжеловато.

- И да, попросите не проводить резких экспериментов с внешним видом и не красить ярко ногти и лицо, если этого только не предполагает ваш образ. Ярко-розовые ногти в нежном образе – верный путь к многочасовому общению с Photoshop.

И сами не забудьте тщательно подготовиться, соберите все оборудование накануне и ложитесь спать пораньше. Потому что если завтра модель увидит хваленого профессионала в полудреме, она наверняка почувствует себя неуверенно. Ваша энергия и уверенность – залог успеха.

 

5. День X

1) Поговорите

Даже если вы очень занятой человек, я рекомендую вам не назначать несколько съемок на один день. Если только вы не работаете с профессиональными моделями, помните, что заказная фотосессия для людей – это яркое событие. Сделайте его таковым. Спешка редко идет на пользу результату.

Итак, модель приехала к вам в студию или домой. Не нужно начинать снимать ее прямо с порога или торопить. Предложите чаю и поговорите. Это важно. Вам нужно понять, с каким человеком вы работаете, чтобы выстроить схему общения. Говорить не обязательно о съемке, даже, более того, поначалу не очень желательно.

Люди бывают разные, но если вы сами открыто идете на контакт без излишней навязчивости, ответная реакция обеспечена. Люди чувствуют доброжелательность. Мы с моделями несколько раз для съемки вместе готовили еду. Должна вам заметить, это очень сближает.

 

 

2) Создайте антураж

Постарайтесь вывести беседу на тему вашей задумки. Можете выбрать соответствующее музыкальное сопровождение, если хотите, это помогает настроиться на одну волну, но тут нужно быть уверенным в схожести предпочтений, иначе результат выйдет прямо противоположным.

 

 

3) Создайте комфортные условия

Вашей модели должно быть удобно. Если съемка проходит у вас дома – пусть из форточек не дует, молоко не сбегает, и у табуретки для позирования не обламываются ножки. Продумайте заранее возможные локации для съемки и позы, проверьте все. Если съемка происходит в студии – подготовьте место для отдыха. Если вы снимаете на улице – тем более.

В прошлую зиму я провела две съемки с практически полуобнаженными девушками на улице в крещенские морозы. Можете сами оценить степень уютности обстановки. Я заранее озаботилась тем, чтобы взять с собой запасную теплую одежду и сварить глинтвейн. Мне не сложно, модели приятно, съемка становится более комфортной. Мы придумали место для обогрева и старались сниматься очень быстро.

Войдите в их положение. Это вы захвачены процессом и вдохновением, а им холодно, жутко и хочется домой.

 

 

4) Не стесняйтесь хвалить

Большинство непрофессиональных моделей, а речь сейчас идет именно о них, поначалу чувствует себя очень неуверенно. Помогите с выбором позы, покажите, что вы знаете, что делаете, ваша уверенность передастся и модели. Когда находите удачный ракурс, обязательно похвалите модель, это приятно. Порадуйтесь вслух удачному кадру.

Поверьте, услышав неосторожно оброненную вами фразу: «Мамочки, кошмар какой!», - большинство людей примет это на свой счет, и спрячется в защитную скорлупу. И попробуйте потом оттуда достать настоящего человека.

 

 

5) Найдите главное

Начиная съемку, потратьте время на «пристреляться». Есть несколько общих правил относительно съемки людей, как то:

- Треугольный тип лица не следует снимать сверху

- Круглое лицо не стоит снимать снизу или анфас, также редко хорошо работает ровное рассеянное освещение

- Если у модели глубоко посажены глаза, не используйте схему с освещением сверху

- Полную фигуру не стоит снимать анфас, людей с животиком – в профиль и т.д.

Только вот хочу вас расстроить: каждый раз приходится угол съемки подбирать индивидуально. Эти общие правила лишь помогают отсеять стопроцентно неудачные варианты и не тратить время на них. Но когда вам попадается лицо с широким подбородком, которое лучше снимать сверху, но вкупе еще и глубоко посаженные глаза, которые сверху вообще не видны – вам придется попотеть. Человеческое лицо ассиметрично, потому лучше всего попросить модель покрутить головой в разные стороны и попробовать несколько ракурсов, выбирая наиболее удачный.

Проявите наблюдательность и посмотрите, какие черты в себе модели не нравятся. Вы можете обожать людей с ярко выраженными чертами лица и аристократическими точеными носами, а вот модель может считать эти свои черты абсолютно непривлекательными. Если вы сделаете акцент на том, что ей не понравится – считайте, кадры пропали зря или сделаны для вашей домашней коллекции.

 

 

6) А что вы тут, простите, делаете?

Я советую вам заранее продумать один из главных вопросов художественного постановочного портрета: чем модель занимается в кадре? Желательно прописать для себя основную концепцию съемки или набросать пару эскизов, решив вопросы смысловой и эмоциональной составляющей.

Модель в задумчивости? Хорошо, для задумчивости так характерны канцелярские принадлежности и почтовая бумага.

Модель игрива? Хорошо, в зависимости от возраста модели и ее пожеланий подберите что-нибудь, начиная от плюшевого медведя и заканчивая пушистыми наручниками. Или не пушистыми.

Образ интеллектуалки? Очки и книги.

Безумие? Тут вообще вашей фантазии нет предела. Не бойтесь выдумывать, использование проверенных методов и ясной символики – это хорошо, но что-то оригинальное всегда лучше. Главное, не переусердствуйте. Если в своих предложениях вы зайдете слишком далеко, модель может вас не понять и почувствовать себя напряженно. Лучше думать вместе и вести друг друга.

 

 

7) Делайте паузы

Давайте модели передышку. Будучи захваченным съемкой, вы можете не замечать течение времени, но внимательно следите за лицом модели: вы увидите, когда она начнет уставать.

Передохните пару минут. Поговорите, перекурите, дайте отдышаться. Позировать – это тяжело. Даже когда речь идет о том, чтобы часок посидеть на стуле. Вы пробовали часок сидеть на стуле, ничего не делая и стараясь не дышать, чтобы не испортить кадр?

 

 

8) Порошок спасет мир!

Не бойтесь испачкаться. Бывают такие творческие задумки, которые предполагают размазанную краску, вселенский беспорядок или перепачканные стены. В идеале, конечно, это должно происходить на вашей территории. Я порой по несколько часов отмывала квартиру после какой-нибудь особо бурной съемки, и совершенно об этом не жалею, потому что результат был отличным.

Если же вы приходите на территорию модели и заранее подобных вариантов не обсуждали – напротив, постарайтесь выбрать что-нибудь более спокойное и не разгромить человеку дом. Ваш приход не должен остаться в памяти как хаос и последовавшая двухдневная генеральной уборке.

Намусорили – помогите убраться. Цените чужое пространство. Не жалейте своего. Люди очень ценят, когда видят, что вы для получения хорошего кадра готовы терпеть неудобства. А вы ведь готовы, я уверена.

И еще одно – не просите модель лезть в грязь, если не готовы залезть туда сами. Вы – направляющий и вы подаете пример.

 

Следы этих двух съемок я находила у себя дома, даже спустя несколько месяцев.

 

9) Не дайте себя подавить

Бывают такие ситуации, когда модель пытается руководить процессом. Зачастую слышатся фразы:

- А сними меня так. А теперь так!

А вы стоите и просто нажимаете на маленькую черную кнопочку. Не поддавайтесь на искушение. Профессионал здесь вы. Если предложение модели удачно – согласитесь и используйте его. Если же вы видите, что нет, то претензии потом будут к вам.

- А когда я позировала перед зеркалом, смотрелось хорошо! Это просто ты не умеешь снимать!

Думаю, такой упрек мало кому захочется услышать, правда?

Только вам отвечать за ваш результат. Вы можете снять то, что вам показывают, а потом потихоньку это удалить, взамен попросив скорректировать позу и сняв уже хорошо. Не ругайтесь, постарайтесь найти компромисс.

 

10) Поиграем?

Если речь идет не об официальных съемках, фотосессия должна быть интересной и по возможности веселой. Попросите модель поиграть. Затейте что-нибудь забавное типа закидывания фотографа помидорами или разбрасывания одежды. Люди бывают разные, но некоторым это может помочь расслабиться и развеселиться, и в результате кадры выйдут более живыми.

Попросите изобразить разные эмоции, это может дать вам толчок для развития идеи фотосессии. Не бойтесь экспериментировать с позами и положением рук и объектов в кадре. Не концентрируйтесь слишком сильно на правиле третей и шаблонах: как надо, а как нет. Это ваше видение, ваш мир и только вам решать, что здесь делать.

 

11) Будьте человечнее

Вам нужно полюбить свою модель. Звучит странно, но это действительно так. Когда вы видите ее впервые, постарайтесь сразу же отметить красивые и уникальные черты внешности и придумать, как снять их наиболее выигрышно.

Хороший фотограф должен быть отчасти эмпатом и чувствовать состояние своей модели. Человек вам доверяет, найдите же в нем лучшее. Я твердо убеждена, что некрасивых людей не бывает – бывают плохие фотографы.

Если вы подойдете к съемке модели с настроением типа «ну надо же, вот на ком природа отдохнула», скорее всего, ничего хорошего не выйдет. Если вы сами не считаете красивым того, кого снимаете, как вы сможете передать красоту?

 

12) Не перегибайте палку

Пытаясь быть дружелюбным, помните, когда стоит остановиться. Люди не любят фамильярности. Вам не стоит рассказывать моделям о своих проблемах, слабостях и переживаниях.

Вам ни в коем случае не стоит пить с моделями. Многие мои модели потом становились моими хорошими друзьями, но это уже другой разговор. Пока вы модель и фотограф, придерживайтесь адекватной линии поведения – и будьте профессионалом.

  6. Если не клеится

Если вы понимаете, что общение с моделью все же напряженное, вам неприятен этот человек или вы не знаете, как его снять, выбор всегда за вами.

  1. Вы можете включить всю свою техничность, минимизировать общение и снять обычную ремесленную картинку. Скорее всего, модель останется довольна качеством.
  2. Вы можете попросить перенести съемку, извинившись, если считаете, что это поможет и что дело в неудачно выбранном времени.
  3. Если вы понимаете, что человек сознательно идет на конфликт – вернитесь к первому варианту или извинитесь и вежливо попросите покинуть помещение. Никакие деньги и негативное сарафанное радио со стороны скандалиста не стоят ваших нервов и вашей совести.

  7. Пара слов о «ню»

Раздеться перед незнакомым человеком трудно. Перед знакомым, но не близким – еще труднее. Перед несколькими людьми… Знаете, некоторым снятся кошмары на эту тему.

При съемке «ню» вам стоит быть очень деликатным с моделью, не просить принимать вызывающих поз, если только вы не хотите увидеть на снимке типичную маску а-ля «роковая женщина». Но в то же время нельзя смущаться самому, потому что раз вы, профессионал, смущаетесь – значит это стыдно.

Тело – холст, набор красивых линий. Объясните это и сумейте показать. Показать настоящую личность при съемке «ню» очень сложно, но можно. Кто-то закрывается, а у кого-то срабатывает защитная реакция, и человек начинает прятаться в неестественности и показных образах. Признаться, я даже не знаю, что хуже.

Постарайтесь на время съемки прогнать всех ассистентов и визажистов. Говорите с моделью, общайтесь, помогайте с выбором положения, ищите лучшие ракурсы. Не нервничайте сами. Красной нитью должно идти убеждение, что голый человек – такой же человек, только голый.

 

 

Я говорю с позиции женщины, снимающей в основном также женское «ню». Многие фотографы-мужчины говорили мне, что женское ню в мужском и женском исполнении очень сильно отличается. Не буду проповедовать сексизм, скажу главное: постарайтесь снять человека, а не сексуальный объект, если только ваша задумка не состоит именно в этом.

Есть еще один момент: я заранее предупреждаю моделей, что не снимаю ню «в стол» и мы обсуждаем, куда я могу выкладывать эти снимки. Мой сайт и блог вне обсуждения, а социальные сети опциональны. Некоторые разрешают выкладывать снимки везде, но не подписывать имя. Некоторые просят скрыть лицо. Все это нужно обсудить до начала съемки. И – да – даже после этого у меня снимаются ню. Помните, что нельзя устраивать всех. Всегда знайте, чего вы сами хотите.

 

Заключение

Несомненно, предложенный мной подход потребует от вас уйму энергии и душевных сил. Но в итоге вы получите живые кадры и благодарные глаза своих моделей, которые спустя годы будут признаваться, что работа с вами – лучшее, что было в их опыте фотосъемки.

Думаю, все вы помните и знаете историю древнегреческого философа Диогена, ходившего с фонарем среди бела дня и восклицающего «Ищу человека!». Ищите человека, потому что по сути это самое ценное, что вообще может быть в вашем портрете.

 

Спасибо за внимание! 

 

Источник статьи: сайт

Фото-монстрсоветы по фотосъемке от профессионалов

photo-monster.ru     

Автор: Анна Смолина

 

 

 

 

Это интересно
+6

Модератор 02.04.2020
Пожаловаться Просмотров: 688  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены