Выдающийся русский живописец, который был крепостным до 47-летнего возраста. Василий Тропинин считался «главным московским портретистом», любимым и востребованным, которого в старой столице называли, с большим уважением, «халатным художником».
Художник Василий Андреевич Тропинин родился в марте 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии, в семье крепостного крестьянина Андрея Ивановича Тропинина. Отец художника был управляющим имением графа Миниха и за усердную службу получил от графа вольную. Личную вольную. А семья Андрея Ивановича¸ жена и дети, остались крепостными.
Так Василий Тропинин стал крепостным с «особым положением». Должность отца не сулила сыну каких-то поблажек и привилегий. При этом дворовые люди графа Миниха за все строгости управляющего Тропинина, жестоко отыгрывались на его сыне.
Тропинин-старший устроил своего сына в народную школу в Новгороде, где Василий проучился четыре года. В школе будущего художника учат чтению и чистописанию, арифметике и грамматике. Однако, единственный предмет, который увлекает Василия – это рисование. Приезжая домой Тропинин-младший частенько пробирается на женскую половину дома и с огромным удовольствием срисовывает развешенные по стенам лубочные картинки. Однажды начинающему художнику сильно досталось, когда он увлёкся во время чистки хозяйской обуви и расписал ваксой стены в людской.
Когда дочь графа Миниху Наталья Антоновна вышла замуж за графа Ираклия Ивановича Моркова, Василий Тропинин был отправлен в московский дом молодых вместе с драгоценностями, платьями и кружевами, посудой, мебелью и сундуками молодой супруги, как часть её приданного.
Граф Морков живописи не жаловал. Тем более ему был совсем не нужен в хозяйстве художник, а потому Василия отправили, в 1798 году, в Петербург для изучения кондитерского дела. В те времена от кондитера требовалось умение создавать фигуры людей и животных, и граф посчитал, что нашёл удачное применение для таланта своего крепостного. Крепостной кондитер, который может не только делать торты и варить варенье, но ещё и способный нарисовать редкий узор для вышивки или изысканно расписать кухонную утварь на графской кухне – это ценное имущество.
Тропинин был послушен воле барина и кроток, но при этом невероятно упрям в своём желании рисовать. В Петербурге Василий, находившийся под присмотром двоюродного брата графа, Алексея Ивановича Моркова, отыскал, по соседству, художника, который согласился давать уроки живописи начинающему кондитеру, позднее начал посещать занятия в Академии живописи – в те времена для всех желающих, любого возраста и сословия, три часа с утра и два часа вечером давали уроки рисования. Неимущим выдавали бумагу и карандаши. Академия искала дарования в народной среде.
Алексей Иванович Морков прознал про увлечения подопечного крепостного, просмотрел его рисунки и принялся уговаривать своего кузена отправить Тропинина учиться в Императорскую Академию живописи. И добился согласия родственника, пообещав последнему компенсировать все издержки на обучение Василия.
Так Василий Андреевич Тропинин стал вольнослушателем Академии – крепостные, не зависимо от проявленного таланта, могли быть только вольнослушателями и учились за плату.
Более пяти лет Тропинин изучал живопись в стенах академии в мастерской знаменитого художника – профессора С.С. Щукина. Талантливый молодой художник все годы обучения жил на академической квартире своего учителя.
Василий Андреевич дважды занимает первые места в проводимых Академией конкурсах. Работы крепостного художника отмечают адъюнкт-ректор Академии И.А. Акимов и посетившая академическую выставку императрица Мария Фёдоровна. После высочайшего визита судьбой одного из самых талантливых студентов академии занялся президент Академии Александр Сергеевич Строганов, который пообещал выхлопотать для Тропинина вольную.
Когда о интересе к судьбе своего крепостного узнал граф Ираклий Морков, он потребовал от Тропинина оставить академию и срочно прибыть в одно из новых имений барина – подольскую деревню Кукавку, где один из самых талантливых студентов Академии живописи должен был стать художником, архитектором, пастухом, кондитером и лакеем своего барина.
В освобождённой от поляков-католиков Кукавке граф Морков, чтобы расположить к себе православных крестьян, повелел построить сначала православную церковь, а уже потом заняться строительством барской усадьбы. Строить и расписывать церковь должен был Тропинин, которого поселили в одном из крестьянских домов.
В свободное от строительства церкви время Василий Андреевич пишет портреты селян: мудрые колоритные старики, красивые чернобровые задорные красавицы-подолянки, загорелые крепкие мужики. Художник работает много и радостно. Много лет спустя он будет рассказывать, что в далёкой Куковке он научился большему, чем за годы учёбы в столичной академии.
В Куковке Тропинин познакомится с Анной Ивановной Катиной, которая станет женой художника. Откроется построенная Тропининым церковь и первой обвенчанной в этой церкви парой станут Василий и Анна Тропинины.
Анна Ивановна была вольной жительницей, но после свадьбы с Тропининым граф Морков запишет её в свои крепостные по известному в те времена правилу «идущая замуж за раба сама рабой становится».
Спустя год в молодой семье родился первый сын Арсений. А супруги прожили вместе 50 счастливых лет.
Когда в 1812 году в Россию вторглась армия Наполеона, граф Морков, назначенный именным указом императора главой московского ополчения, забирает с собой сыновей и уезжает на войну, оставляя всё своё имущество и людей на попечение Тропинина. Художник одним из первых въезжает с барским обозом в освобождённую от французов сгоревшую Москву, где готовит графский дом к возвращению хозяев.
В 1813 году в Москву начинают возвращаться ополченцы, а ещё через год на родину вернулись из заграничных походов русские войска.
Василий Андреевич вновь начинает писать. Во вновь отстроенном графском доме у художника есть своя мастерская, где Тропинин пишет портреты своих друзей и знакомых. Московские дворяне возрождают свои сгоревшие портретные галереи, появились заказы и от представителей московского купечества.
Москвичи прозвали художника «халатным портретистом». Приходя за портретом для домашней галереи, заказчики просили писать себя и своих близких обязательно в халате. В отличие от петербургских художников, Тропинин писал очень личные, домашние, не парадные, «растрёпанные» портреты, которые чрезвычайно нравились сентиментальным москвичам.
Многие знатные, просвещённые и влиятельные люди, узнавая о том, что знаменитый московский художник остаётся крепостным человеком Моркова были крайне возмущены этим обстоятельством. Молодые дворяне, с которыми графу доводилось иметь дела, буквально требовали от последнего дать Тропинину вольную.
Однажды дом графа Моркова посетил учёный гость из Европы, которому граф показал мастерскую Тропинина и познакомил гостя с художником. Иностранец был поражён талантом Василия Андреевича, восхищался работами художника и долго беседовал с живописцем. Когда наступило время обеда и гостя пригласили к столу, иностранец увидел в обеденном зале художника, ринулся к нему и начал усаживать живописца рядом с собой. Семейство Морковых смущенно отводило глаза и ожидало, когда бестолковый иностранец поймёт, что он пытается усадить за графский стол лакея. После этого скандального случая Тропинина освободили от обязанности прислуживать семье барина за столом.
В итоге, граф был вынужден уступить общественному мнению и в мае 1823 года, в качестве пасхального подарка, вручил крепостному художнику вольную грамоту. При этом жена и сын Тропинина оставались крепостными графа (они получили вольную только в 1828 году).
Граф предложил Тропинину остаться в барском доме, вместе с семьёй, Однако, художник, который всю свою жизнь мечтал о воле и возможности заниматься исключительно любимым делом, решил жить самостоятельно и поселился в небольшой квартире в Москве, поблизости от дома графа, чтобы чаще видеть семью.
В этой московской квартире Тропинина была «знаменитая дверь» — приходившие к художнику посетители оставляли на этой двери надписи: «был Брюллов», «заходил Свиньин» и т.д. За много лет эта дверь покрылась посланиями любимых друзей и почитателей. Когда Тропинин съехал из квартиры в собственный дом, он очень скучал по этой «знаменитой двери».
После получения вольной Тропинин обратился в Императорскую Академию художеств с прошением о присуждении ему звания художника. В 1823 году художник был удостоен звания «назначенного академика», а в 1824 году был удостоен звания академика портретной живописи.
Художник много работал и очень скоро стал ведущим портретистом старой русской столицы. Его работы украшали залы Опекунского совета, Сельскохозяйственного общества и других общественных мест столицы.
С 1833 года Тропинин, на общественных началах, занимается с учениками организованного в Москве публичного художественного класса, который со временем превратится в знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1843 году Василия Андреевича избирают почётным членом Московского художественного общества.
В середине пятидесятых годов девятнадцатого века небывалая популярность Василия Андреевича Тропинина начинает угасать – в Москву всё чаще приезжают иногородние и зарубежные художники-портретисты, которые пишут портреты за меньшую цену и быстрее, чем немолодой художник. Однако, Тропинин продолжает упорно работать, пробовать различные варианты портретных композиций и пытается соперничать с новыми мастерами салонных направлений.
В 1855 году художник хоронит жену и вместе с сыном переезжает в Замоскворечье, в свой небольшой домик. В этом домике Василий Андреевич и скончается два года спустя в мае 1857 года.
Николай Шихановский вспоминает, что 3 мая 1857 года:
Никогда еще не было такого большого стечения народа в жилище маститого художника, проводившего всю свою жизнь скромно, благородно, неусыпно, деятельно; много два, три человека близких сходились у него побеседовать и послушать мудрых его речей – а в этот день была толпа, которая была безмолвна…
Это интересно
+22
|
|||
Последние откомментированные темы: