Источник: cameralabs.org
Эдуард Буба (реже употребляют Бубат) родился в Париже в 1923 году. С началом немецкой оккупации Эдуард, как и многие его соотечественники, был отправлен в Германию на принудительные работы. Может быть, именно несправедливость и жестокость, которым стал свидетелем молодой Буба, определили его творческий вектор, а именно – нежелание преумножать страдания, запечатлевая их на плёнку. Трудившийся в типографии, прежде чем стать фотографом, Эдуард сделал свой первый снимок лишь после окончания Второй Мировой войны – в 1946 году и уже год спустя стал лауреатом премии от компании «Kodak», что способствовало его быстрому профессиональному росту, открыв перед молодым фотографом новые творческие горизонты.
Именитый французский поэт Жак Превер называл Буба «фотографом мира», ведь тот являлся прирождённым гуманистом в классическом понимании этого слова, отвергающим идеологические предрассудки и любое насилие. С этим определением сложно не согласиться, тем более в русском языке слово мир имеет двойственные коннотации. Буба не только создавал фотографии, несущие мир, радость и покой внутри себя, но и объездил многие страны мира, приподнимая завесу непонимания, пытаясь преодолеть установленную войной разобщённость. Ему открылись Азия, Африка, обе Америки; что и говорить про Европу, изъезженную Эдуардом от Испании до России.
Работая в 1950-1970-х годах на журнал «Realities», Буба путешествует по планете, уделяя большое внимание встреченным на пути людям. Впрочем, за эту мягкость, деликатность, граничащую с избирательностью, мастер неоднократно подвергался критике. Дескать, как может фотограф, даже посещая места, где царят нищета и разруха, а порой совсем неподалёку доносятся выстрелы, запечатлевать лишь свойственные ему умиротворение и светлое предчувствие надежды. Отвечая на подобные упрёки, Буба говорил, что даже среди войны и тщеты должно быть тихое место, где можно перевести дух и задуматься о красоте.
Нечасто в коллекции Буба встречаются фотографии, где нет людей, либо же они отведены на самый дальний план, наоборот – если человеческое лицо отделено от экспозиции занавеской или присутствует лишь в виде отражения, это не мешает ему быть центром притяжения снимка; если же нет лица – есть фигура, передающая настроение и эмоцию языком тела. Сам Буба также не стеснялся стать героем собственных фотографий, делая на протяжении жизни зеркальные «селфи» и постановочные фото, больше того на снимках маэстро регулярно появляется семья фотографа – жена, сын – и даже его домашние кошки. Серия этих фотопортретов длинною в жизнь, вкрапляющаяся в массив «серьёзных» фото, создаёт у зрителя впечатление, что он смотрит семейный альбом, где все, даже абсолютно посторонние люди, являются совсем не чужими для Буба. Сын Эдуарда – Бернар – отплатил отцу за эту, даже по фотографиям считываемую теплоту, написав монографию о мастере, чей творческий путь длился более пятидесяти лет и представил на суд общественности прежде не публиковавшиеся снимки Буба.
Главные направления, в которых работал мастер – уличная фотография и портрет. Причём снимки Буба далеки от «актуальных» событий и новостей – действие его фотографий происходит не на площадях, в министерствах или банкетных залах. Его герои – население окраинных улочек больших городов, жители сельской местности; они почти никогда не собираются группами – так они рискуют потерять то «личное», что пытался уловить камерой фотограф. Именно потому портретами у Буба хочется назвать не только снимки, традиционно под этим понимаемые, но и те, где герои являются в виде силуэтов. Дело тут в том, что даже силуэты, схваченные мастером, поразительно говорящи; они дают информации о себе больше иных непроницаемых лиц, снятых крупным планом.
За творческую карьеру Эдуард Буба был удостоен четырёх престижных премий: Германии, Франции, США и Швеции. Так получилось, что публикации и выставки пришли к мастеру уже в зрелые годы, а «вторую жизнь» его популярность обрела уже после смерти – в середине 2000-х годов.
Формулируя свои творческие взгляды, Эдуард Буба выделял важные при восприятии его творчества принципы:
- Фотография – это не то, что происходит, только когда я нажимаю кнопку. Это полный рабочий день. Для меня есть разница между отдыхом и работой.
- Фотограф является свидетелем. У него есть моральный долг. Каждая картина должна быть правдивой и честной. Я считаю, что сила фотографа заключается в его способности точно запечатлевать реальность. Есть фотографы, которые думают, что им повезёт, если они найдут необычный предмет для съёмки. Но дело ведь не в предмете съёмки – способность раскрыть удивительное содержание вещей зависит только от фотографа.
- Мои картины не принадлежат мне.
- Есть определенные фотографии, которые я никогда не смогу сделать. Мы включаем телевизор и задыхаемся от жестокости и страданий, и мне не нужно ничего к этому прибавлять. Поэтому я просто фотографирую мирные вещи. Ваза с цветами, красивая девушка. Иногда через мирное лицо я могу принести в мир что-то важное.
- Жить, познавать мир, общаться с камерой – все это взаимосвязано и не может быть отделено от повседневной жизни.
- Фотографировать – значит выражать благодарность
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+29
|
|||
Последние откомментированные темы: