Пожалуй, самая примечательная скульптурная группа в городе, сохранившаяся со времён Восточной Пруссии – «Борющиеся зубры».
Скульптурная группа была подарена Кёнигсбергу Прусским министерством культуры. Она была торжественно открыта в ноябре 1912 года. Тогда существовало только старое здание Земельного суда, а новое, в котором сегодня располагается КГТУ, еще не было построено. Автором скульптуры и всего ансамбля является выдающий скульптор-анималист Август Гауль. Жители города со свойственным им юмором увидели в этой группе прокурора и адвоката. Гауль об этом не думал, его вообще не волновали аллегории. Зубры подходили для Кёнигсберга еще и потому, что в заповедниках Восточной Пруссии, на европейском востоке они еще встречались. Кроме того, они означали вообще нечто могучее, естественное и древнее, с чем любили ассоциировать Восточную Пруссию. После войны скульптура с фонтаном некоторое время стояла в зоопарке и у здания областной администрации, но потом ее вернули на прежнее место.
Меня удивило вот что: зубры бронзовые, стоят прямо напротив входа в университет, а у них ничего не блестит! Ну, думаю, не верят местные студенты в приметы, нет у них обрядов. Но, уже вернувшись домой, порылся в интернете и нашёл интересные подробности. В дальнейшем рассказе об этой скульптуре слово подробности я буду употреблять в том смысле, который придают ему в городе Одессе, говоря "не тяните кота за все подробности". Став с 1946 года важным элементом архитектурного облика Калининграда, «Быки» тихо бодались в самом центре города на протяжении 30 лет, не пробуждая особого интереса к себе со стороны калининградцев. Уже само пренебрежительное название «Быки» говорило о том, что к этой скульптуре горожане относятся без должного пиетета. Это отражалось даже в привычках: свидание с любимой девушкой обычно назначалось у памятника Шиллеру, а простая студенческая или дружеская сходка с легкой выпивкой происходила, как правила, у «Быков». Так продолжалось до начала 1970-х годов, пока неизвестные озорники не привлекли всеобщее внимание горожан к полузабытым «Быкам». Именно тогда, то ли в 72, то ли в 73 году, безымянные «миряне» впервые раскрасили красной краской на Пасху "все подробности" борющимся зубрам. Информация об этом мгновенно распространилась по Калининграду, и горожане тысячами направились к «Борющимся зубрам», чтобы увидеть новоявленное «чудо». Окрашенные подробности рогатых исполинов привлекали их взоры несколько дней, пока городские власти не спохватились и не ликвидировали следы откровенного хулиганства. Через год ситуация повторилась. Опять в канун Пасхи неизвестные озорники воспользовались красной краской, и опять городские власти в течение нескольких дней не мешали горожанам любоваться очередным пасхальным «подарком». Такое промедление трудно объяснить, так как хорошо известна расторопность советской власти при решении любых вопросов. Возможно, атеисты из руководящих партийных и советских органов считали, что таким образом они борются с церковными обычаями и обрядами. Но не все чиновники в партийном и советском аппарате области и города были склонны попустительствовать шутникам-красильщикам. И на самом верху было принято решение положить конец их пасхальным проделкам с окрашиванием подробностей «Быков». С этого момента начинается самая занимательная часть новой истории скульптуры «Борющиеся зубры». Каждый год в преддверии пасхи к «Быкам» стали выходить на дежурство милицейские наряды. Их задача была предельно простой - воспрепятствовать действиям злоумышленников по раскрашиванию. Казалось бы – чего проще. Следи за теми, кто крутится в дневное и, особенно, ночное время вокруг памятника культуры и пресекай незаконные действия злоумышленников. Тем более, что памятник на виду и хорошо освещен. Однако воспрепятствовать проказам «красильщиков» не получалось. Каким-то необъяснимым образом они находили возможность незаметно прокрасться к «Быкам» и приукрасить скульптуру. Сказывалась, по-видимому, врожденная способность русских людей вести партизанские действия под самым носом противника. Чуть замешкался противник – партизаны тут как тут. В результате боевой вылазки - железнодорожный состав с вооруженной техникой пущен под откос, а «Быки» обрели новый праздничный прикид. Наиболее ярким эпизодом противостояние «красильщиков» и милиции стал один апрельский день, когда «красильщики» наждачной бумагой очистили темную краску и патину на подробностях «Быков» и тщательно отполировали их до блеска. На ярком весеннем Солнце отполированные подробности засияли как драгоценные украшения. Вот тогда-то калининградцы и узнали, что собой представляют настоящие, а не сказочные золотые яйца. Смеха в городе было больше, чем на первое апреля. Не смеялись только в милиции и горсовете. Последовала жесткая команда –закрасить золотые подробности «Быков», найти и наказать хулиганов. Закрасить, и скрыть свой позор для блюстителей порядка было нетрудно, а вот с поиском хулиганов дело не сладилось. Сразу поймать за руку злоумышленников не получилось, а искать их по оставшимся следам краски на руках или по наводке осведомителей было бесполезно. Как говорится в известной поговорке, не пойман – не вор. А ловить уже было поздно. Пришлось еще на один год отложить разборку с возможными осквернителями памятника культуры. Борьба продолжалась с переменным успехом, пока перестройка и последующая либерализация экономики и нравов не склонили чашу весов в сторону «красильщиков». Новые власти Калининграда поняли тщетность своих попыток борьбы с народом и махнули на «художества» рукой. Возможно, этому решению способствовало и то, что на смену красному периоду в истории «Быков» пришел зеленый: в последние годы по только им ведомым причинам, «красильщики» стали использовать для раскраски зеленую краску. Ну а поскольку зеленый цвет не так бросается в глаза на фоне серо-зеленой патины скульптуры как революционный красный, то найденный компромисс устроил всех.
А чтобы сохранить интригу представлю вниманию читателей ещё одну интересную скульптуру. С этого ракурса понять, что это означает, довольно трудно, поэтому я в качестве стимула дочитать до конца разгадку помещу на последней странице.
Памятный знак Санкт-Петербург - Калининграду к 750-летию. 782 - это расстояние в вёрстах между городами. А сам знак стилизован под верстовой столб.
Ещё один памятник времён Восточной Пруссии. Установлен в 1909-м году к столетию со дня рождения Юриуса Руппа - богослова, профессора местного университета. Стоит около кафедрального собора.
А этого могила самого известного жителя города - Иммануила Канта. Он был похоронен в 1804 году в часовне, пристроенной к Кёнигсбергскому собору. В 1924 году архитектор Ф. Ларс возвёл новое здание в виде открытой колоннады. Несмотря на бомбардировки 1944-1945 годов, здание сохранилось. При Советском Союзе его не разрушили из-за имени Канта, более того, это здание во многом "спасло" и сам собор.
Ещё один немецкий памятник - Фридриху Шиллеру. Расположен напротив Драмтеатра. Памятник был установлен 10 ноября 1910 года у Городского оперного театра, а в 1936 году был перенесён в сквер. Скульптор - С. Кауэр. Памятник бронзовый, в войну был повреждён осколками от снарядов. В 1950-е годы прошли работы по восстановлению. За последнее десятилетие территория памятника и сквера стала местом, где собираются неформальные люди города. С. Кауэр, не случайно выбрал именно образ Шиллера, памятник установлен в честь столетнего юбилея оперного театра, первым спектаклем в котором был «Вильгельм Телль» Ф. Шиллера.
Бюст Пушкина установлен в 1993-м году у пересечения улиц Чайковского и Космонавта Леонова. Автор - Аникушин. На памятник скинулись любители творчества поэта.
Памятник Высоцкому в Центральном парке установлен в 2006-м году к 60-летию образования Калининградской области.
Памятник Людвикасу Резе установлен в Литовском сквере Амалиенау в 2005-м году. Реза - литовский поэт, протестантский пастор, но подданный Восточной Пруссии.
Бюст Фредерика Шопена установлен в сквере Шопена в Хуфене. Если памятник Резе поставила Литва, то памятник Шопену - Польша, да и сквер обустраивали поляки.
Герцог Альбрехт, основатель Кёнигсбергского университета, первый светский правитель Пруссии. Памятник восстановлен немецкими спонсорами, оригинал был переплавлен после войны.
Памятник Петру I возле штаба Балтийского флота. Установлен в 2003 году на день ВМФ. В 1697-м году Пётр проездом в Голландию посетил Кёнигсберг в составе Великого посольства под именем Пётр Михайлов.
Памятник Петру молодому возле Кафедрального собора. Поставлен в 1983-м году.
А на стене собора памятный барельеф.
В парке есть ещё несколько памятников. Этот вот очень похож на Алексея Максимовича Пешкова.
Блок?
Скульптурная группа "Эпоха Возрождения" в юго-восточной части острова Канта. Слева атлант, справа мощная кариатида. На верхней плите выбиты лики деятелей эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан.
Скульптурная композиция "Сказочный гриб и Лесная фея" установлена в Центральном парке в 2013 году. Под постаментом композиции размещена "капсула времени" с детскими рисунками.
Ещё один памятный подарок - памятник барону Мюнхгаузену. Барон бывал в Кёнигсберге, служил в русской армии. Подарен Калининграду родным городом барона Боденвердером по случаю 750-летия города.
Скульптура "Кот и три птицы" на углу проспекта Мира и улицы Красной. Родители защищают птенца от кота.
Две скульптурные композиции, расположенные на придомовых территориях жилых домов.
Калининград дал стране трёх космонавтов. В их честь названы улицы, есть и памятник.
А для тех терпеливых, кто смог дочитать до конца и не забыл при этом что было в начале, обещанная разгадка к фото № 2.
Автор DMITRY_SASIN
Источник: https://fishki.net/ © Fishki.net
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+13
|
|||
Последние откомментированные темы: