Источник: culture.ru
Если человек искусства строит дом, в котором собирается жить сам, обычно выходит нечто интересное. Шедевр авангарда — дом Мельникова — тому доказательство. Взглянем на дома, возведенные другими русскими архитекторами и художниками для себя и своей семьи, вместе с Софьей Багдасаровой.
1721–1723 годы: Доменико Трезини
Дом итальянского архитектора, который приехал в Россию по приглашению Петра Великого и спроектировал для него половину тогдашнего Петербурга. Здание перестроено (добавлен третий этаж). Недавно после реконструкции в нем открылся отель, названный в честь архитектора, а перед входом поставлена его статуя.
1817 год: Михаил Малахов
Создатель классицистического облика Екатеринбурга, он и свою усадьбу, разумеется, выстроил в этом же стиле. Здание с мезонином в цокольном этаже было каменным, а выше — деревянным. Дом сильно пострадал, в 1970-х годах был разобран, полностью реконструирован и передвинут вглубь. Сегодня это одно из зданий Уральской архитектурно-художественной академии.
1848 год: Иван Айвазовский
Уроженец Крыма, заработав состояние, поселился в родных краях и поближе к излюбленному натурщику — морю. Свой дом он выстроил в южном «ренессансном» духе. В конце 1840-х годов Айвазовский открыл его комнаты, полные картин, для посетителей, затем пристроил специальную галерею. Сегодня это Феодосийская национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
1852 год: Михаил Лопыревский
Сын вольноотпущенника-архитектора Осипа Лопырева (или внебрачный сын князя Голицына) в историю столичной архитектуры вошел именно проектом своего собственного дома (хотя он занимался восстановлением Спасской башни Московского Кремля). Деревянный одноэтажный особнячок в неоклассическом стиле украшает один из арбатских переулков. Сейчас, после масштабной реставрации, его занимает частная компания.
1892 год: Василий Поленов
Купив 80 десятин земли у обедневшей помещицы, художник обустроил там все по своему вкусу: «Большой дом» для семьи, мастерская — «Аббатство», избушка для детей, фахверковый сарай и множество служб. Сегодня в комплекс музея-заповедника «Поленово» также входит соседняя церковь Святой Троицы, которую Поленов в 1890–1907 годах строил для местных крестьян, ну и для себя, конечно.
1893–1894 годы: Виктор Васнецов
Лучший русский художник-сказочник сам нарисовал, каким будет его «Теремок». Васнецов с семьей, а потом и его дети жили в доме до 1953 года, после чего потомки живописца передали его государству. Сегодня это филиал Третьяковской галереи.
1900–1903 годы: Лев Кекушев
Известный московский архитектор (автор в том числе гостиницы «Метрополь») построил на Остоженке симпатичный особняк в стиле модерн с орнаментом из листьев каштана, рябины и конопли. Долгие годы здесь находилось Оборонное ведомство посольства Арабской Республики Египет, а в 2015 году было объявлено, что здание отреставрируют и выставят на аукцион.
1900–1906 годы: Илья Репин
Знаменитый художник, как и многие другие петербуржцы, завел себе дачу в Куоккале (сейчас Репино). Дом, который он построил по своему проекту (обязательно с большой светлой мастерской), Репин назвал в честь римских богов домашнего очага — «Пенаты». Там он жил до самой смерти, став эмигрантом без переезда: после революции дом оказался на территории Финляндии. После возвращения Куоккале по завещанию жены художника дом перешел к Академии художеств для создания музея Репина.
1903–1913 годы: Максимилиан Волошин
Крымская дача с большими окнами мастерской в трудные годы Гражданской войны стала единственным домом и убежищем для многих друзей Волошина. После его смерти до 1976 года здесь продолжала жить вдова художника и поэта, хотя само здание по завещанию перешло к Союзу писателей. С 1984 года — это музей.
1904–1906 годы: Роберт Мельцер
Архитектор Императорского двора, который занимался отделкой множества дворцов, в том числе он сделал ограду и ворота Зимнего дворца. Также он много работал на Нобеля. В общем, средств на собственный особняк хватило — получилась игрушечка в стиле модерн. После реконструкции 2008 года этот деревянный дом вошел в комплекс президентской Государственной гостевой резиденции на Каменном острове Санкт-Петербурга.
1910 год: Константин Коровин
Художник попал в Гурзуф по приглашению Чехова, но жить в его доме не смог: слишком мешал шум моря — и построил свой подальше. Особнячок он назвал «Вилла Саламбо» (в честь балета в Большом, где он был автором декораций) и неоднократно писал в своих картинах. Сегодня это частный Дом творчества и отдыха имени К.А. Коровина, иначе говоря — пансионат. Здесь также открыта мемориальная комната и музей в честь художника.
1910 год: Федор Шехтель
Главный архитектор русского модерна в Москве построил себе целых три особняка: первый — в районе Ленинградского проспекта, второй — в Ермолаевском переулке, третий, самый известный, — на Садовом кольце. Любопытно, что это уже не модерн, а неоклассика. После реконструкции 1990-х годов здание занимает частный фонд.
Это интересно
+13
|
|||
Последние откомментированные темы: