Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56193 участника
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Последние откомментированные темы:

20241030181918

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи

Источник: cameralabs.org

 

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи    

Как же получилось, что родившийся за чертой оседлости, на территории современной Литвы в чисто еврейской семье Левитан, станет классиком русского пейзажа? Левитан уезжал из Москвы, где некоторое время нельзя было проживать евреям, ему доставалось от некоторых преподавателей, которые считали его происхождение «недостойным» выбранной им тематики, но картины «Владимирка», «Над вечным покоем», «Тихая обитель», «Берёзовая роща», «Золотая осень» и другие стали неким архетипом, образцом из «палаты мер и весов», визуализацией российской и русской самоидентификации.

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в местечке Кирбаты и, прожив совсем недолгую жизнь, умер на сороковом году с наступлением 20-го века. Иногда кажется, что история или некая иная могущественная рука вырвала из жизни тех, кто не смог бы перенести испытаний грядущими русскими революциями, оставив их творчество, далёкое от политики и от мира дольнего чистым и незапятнанным. И Левитан один из таких людей. Несмотря на формальную принадлежность к течению передвижников, его картины начисто лишены почти обязательного обличения язв современного передвижникам общества; мрачных и прекрасных в своей безжалостности к зрителю сюжетов.

 

На его полотнах не найти ни нищих в рванье, ни изнеженных служителей культа, вкупе с купцами и дворянами, сермяжного быта и прочих посконных «прелестей», которыми были сильны передвижники и в которых были абсолютно правдивы. Нет, на картинах Левитана можно повстречать отголоски того самого быта: рыбацкие лодки на берегу, избы, церкви… Но лодки выглядят не укором тяжёлому промыслу и нищете, избы, пусть и порядком скособоченные, купаются в закатных лучах, точно краюхи ржаного хлеба в пряничной глазури, а церкви… церкви, написанные внуком раввина, выглядят кротко и целомудренно, сочетая в себе спокойствие прибрежного валуна и нежные краски закатно-рассветного неба. Они – часть пейзажа, его логичное и неотъемлемое продолжение, созвучие, рифма мира человеческого к миру вообще.

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 18
Лесное озеро (1890-е)

Левитан умело чередовал различные техники. К слову, он рисовал весьма талантливые натюрморты («Лесные фиалки и незабудки») и портреты («Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой»), но они очевидно мало привлекали художника и чести быть нарисованным Левитаном удостаивались немногие – близкий друг Чехов, возлюбленная Кувшинникова, редкие запавшие в душу знакомцы вроде А.А. Грошевой, сам Левитан, зафиксировавший себя в нескольких автопортретах и… те, кто мог за них заплатить. Лишь на пороге голода Левитан принимал постылые сердцу «портретные» предложения.

Соученик художника Константин Коровин приводит в своих воспоминаниях такой диалог:

 

«– Нет, постой, – говорю я, – Давай лучше анатомию...
– Ну зачем это? Я никогда не буду писать человека. Анатомия! Я не хочу знать, какие у меня кости, какой хрусталик в глазу. Ой, это невозможно...
– Нет, обязан знать, – говорю я с умыслом. – Ты сегодня хотел писать вечером "Галки летят... "
– Ну и что же?..
– Значит – должен знать анатомию галки...
Левитан пристально посмотрел на меня и сказал, горячась:
– Но нет же анатомии весны...».

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 5
В крымских горах (1886)

Впрочем, если даже говорить только о пейзажах, трудно обойти вниманием удивительную разнообразность техник и материалов, которыми работал мастер: акварели, уголь, пастель, масло… На полотнах встречается строго реалистическая манера, близкая к Шишкину («Лесистый берег. Сумерки»), («У омута») и куиндживская игра со светом («Последние лучи солнца. Осиновый лес»), («Вечерние тени»), романтический лёгкий пафос Лагорио («Крымский пейзаж») и околоимпрессионистские эксперименты («Туман над водой»), («Осенний пейзаж с церковью»). Это ненавязчивое разнообразие не даёт зрителю заскучать, словно тот смотрит выставку не одного, а десяти мастеров и, конечно же, говорит об огромной одарённости, жажде творческого поиска.

При этом все вышеприведённые сравнения в большой степени условны, ведь прославила Левитана, конечно же, не эта схожесть или, тем более, подражательство. Не умение подражать условному Шишкину и Куинджи сделало Левитана знаменитым, а умение не подражать никому, ведь все эти картины при схожести сюжетов или приёмов внешних, отличаются глубиной передачи настроения автора. Не блестящее техническое совершенство, способность ухватить мелочи или сложную игру света, но тонкость вчувствования и способность ретранслировать эмоции посредством полотен делает Левитана выдающимся живописцем. К слову, искусствоведы позиционируют художника именно как мастера «пейзажа настроения», что в высшей степени справедливо. По собственным словам, Левитан рисовал не просто пейзаж, но то чувство, которое этот пейзаж вызывает.

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 32
Тихая обитель (1890)

 

Большую часть сохранившихся картин Левитана можно разделить на два настроения: меланхоличную спокойную задумчивость и тихую, обнадёживающую радость. К первым подходят вечерние и ночные пейзажи, ко вторым – утренние и дневные. Для художника совершенно нехарактерно деление на сезоны; например, его осенняя живопись может быть задумчивой, как на полотнах «Осень», «Туман. Осень» и заразительно жизнерадостной, как в случае с картинами «Золотая осень» и «Большая дорога. Осенний солнечный день». Влюбчивый по натуре не только в женщин Левитан искренне любил окружающий его бессловесный неторопливый мир природы, отдаваясь творчеству без остатка.

От казённого неторопливого государственного антисемитизма, подогреваемого регулярными для того времени политическими эксцессами, художника защитили друзья, учителя и сам Павел Михайлович Третьяков, который, покупая картины молодого художника, гарантировал тому некоторую финансовую независимость. Не стоит оставлять без внимания тот факт, что Левитан был одним из любимейших учеников признанного, на тот момент, мастера Алексея Саврасова. Именно Саврасов аккуратно и легко направлял Левитана в начале творческого пути. А крепкое товарищество однодумцев или, если точнее – одночуствовцев от живописи подкрепляло прижившиеся ростки. Художник Коровин вспоминал очень характерный эпизод с участием Левитана: «Исаак, – сказал я, – смотри, шиповник, давай помолимся ему, поклонимся. И оба мы, еще мальчишки, стали на колени. – "Шиповник!" – сказал Левитан, смеясь. "Радостью славишь ты солнце – сказал я, – продолжай, Исаак... и даришь нас красотой весны своей. Мы поклоняемся тебе».

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 2
Близ Бордигеры. На севере Италии (1890)

Уже состоявшимся, художнику довелось побывать во Франции, Италии, Австрии, Финляндии, где написал несколько полотен. Так же восторженно принял Левитан и Крым, куда приехал, вероятно, по приглашению Чехова. Написав несколько десятков ярких, безусловно, талантливых пейзажей, объездив несколько городов и отнаслаждавшись видами, художник писал впоследствии другу-писателю: «Передайте Шехтелю..., пусть не беспокоится, – я север люблю теперь больше, чем когда-либо, я только теперь понял его...». Левитан навсегда останется верен своему «подмосковью» и, особенно, городку Плёс, где родились главные сюжеты художника. Остановившись там на ночёвку, Левитан остался в Плёсе на три художественных сезона и на всю жизнь, неразрывно связав собственное имя и имя поволжского городка.

Ездивший в Европу, чтобы «сверить часы» с ведущими художниками, он, тем не менее писал из Ниццы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист». И картины Левитана (последняя несла говорящее название «Озеро. Русь») вправду стали отображением русской природы, вдохновляя на стихи поэта Рубцова и на прозу гениального Чехова. Константин Паустовский, знаменитый своими пейзажами в прозе, восторженно писал о спектре «эмоций» на полотнах художника.

За три года до смерти Левитан напишет: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник...».

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert
Автопортрет (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 2
Пейзаж с папоротником (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 3
Венеция. Рива дельи Скьявони (1890)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 4
Весна. Большая вода (1897)

 

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 5
Зимой в лесу (1885)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 6
Лесные фиалки и незабудки (1889)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 7
На севере (1896)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 8
Осенний пейзаж с церковью (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 9
Осень. Охотник (1880)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 10
В лесу осенью (1894)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 11
Портрет писателя Антона Павловича Чехова (1885-1886)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 12
Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой (1888)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 13
Последние лучи солнца. Осиновый лес (1897)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи vert 14
Тростники и кувшинки (1889)

 

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи
Березовая роща (1885-1889)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 3
Большая дорога. Осенний солнечный день (1897)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 4
Бульвар зимой (1883)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 6
В начале марта (1900)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 7
Весна в Италии (1890)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 8
Вечерние тени (1891-1894)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 9
Вечерний звон (1892)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 10
Вид на море (1886)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 11
Владимирка (1892)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 12
Дуб (1880)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 13
Золотая осень (1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 14
Золотая осень. Слободка (1889)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 15
Избы (1899)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 16
Крымский пейзаж (1887)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 17
Лесистый берег. Сумерки (1892)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 19
Лунный пейзаж (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 20
Март (1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 21
Над вечным покоем (1894)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 22
Ненюфары (1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 23
Облака (1890-е)

 

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 24
Озеро. Русь (1899-1900)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 25
Осень (1896)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 26
Разлив (1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 27
Ранняя весна (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 28
Саввинская слобода под Звенигородом (1884)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 29
Свежий ветер. Волга (1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 30
Снопы

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 31
Сумерки. Стога (1899)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 33
Тропинка в лиственном лесу. Папоротники. (Около 1895)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 34
Туман над водой (1890-е)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 35
Туман. Осень (1899)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 36
Тяга (1899)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 37
У берега моря. Крым (1886)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 38
У омута (1892)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 39
Финляндия (1896)

Нет пророка в своём отечестве или Как Исаак Левитан создал хрестоматийные русские пейзажи 40
Цветущие яблони (1896).

 

 

Это интересно
+25

05.05.2019
Пожаловаться Просмотров: 11105  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены