Дмитрий Ермаков - Верещагин от мира фотографии
Источник: cameralabs.org
Дмитрий Иванович Ермаков родился в Тифлисе в 1845 году в семье архитектора итальянского происхождения, переселившегося в Грузию из Одессы, и крестьянки из религиозной секты молокан. Возможно именно это смешение кровей, своеобразное внутреннее столкновение культур, цивилизаций, натур и мировоззрений, в конце концов, сформировало в Дмитрии Ивановиче неукротимую тягу к путешествиям и исследованию антропологических типов, сделав его блестящим фотографом-этнографом, запечатлевшим быт и типы народностей, проживающих на южных и восточных границах России.
Фотографировать Ермаков начал в 60-е годы, зарабатывая этим на жизнь. Дело спорилось, фотограф был востребован; на лето открывался филиал ателье в курортном Кисловодске. Но это всё равно была работа. Путешественник и антрополог по натуре, он жаждал не просто фотографировать скучающие купеческие фамилии. Нет, его тянуло к необычным типажам и пейзажам Закавказья. Сюжетная съёмка, почти документальная по нашим временам, была Ермакову интереснее постановочных снимков.
Постепенно Ермаков собирает собственную передвижную походную фотолабораторию, упрощает конструкцию камеры, делая её более компактной и мобильной. Его фотографии, несмотря на архаичные чёрно-белость и сепийность сделаны весьма современно – добиться такого эффекта в постановочной студийной съёмке было бы попросту невозможно. Помимо этого, Ермаков изучает разнообразные языки и наречия южных народов (известно о десяти выученных им вполне), становясь вполне себе полиглотом.
В 1870-е годы фотограф отправляется в путешествие по Персии (современный Иран), где создаёт огромное количество снимков, за что получает неформальный титул «фотографа его величества Персидского шаха». В 1877 году Ермаков отправляется на Кавказский фронт русско-турецкой войны. Эта тяга к путешествиям по южным и восточным окраинам Российской Империи, «охота» за местными типажами, пейзажами и архитектурой роднит фотографа с выдающимся художником Василием Верещагиным, о котором мы писали недавно. И если Дмитрий Иванович не стал великим баталистом (тогдашняя техника не очень соответствовала запросам военных корреспондентов), то в раскрытии многообразия культур Ермакова смело можно назвать Верещагиным от мира фотографии.
Борчалинские женщины верхом на лошадях
На протяжении жизни фотограф путешествовал по Турции, Персии, южному берегу Крыма, Закаспию и т.д. Он заснял благородный упадок нетронутых рукой современного реставратора Афин, Константинополя и Иерусалима. Этому нимало способствовало пополнение лаборатории, появившимися в 1880-х годах приборами для походной съёмки: фотоаппаратом Филипенко и «стереоскопическим снарядом» Езучевского. Помимо этого, Ермаков скупал для индивидуальной коллекции удачные фотографии других мастеров. Благодаря его участию до нас дошли снимки первого грузинского фотографа Александра Роинашвили.
В 1896 году выходит некий итог этих странствий, колоссальный труд, принесший фотографу известность, под названием "Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, европейской и Азиатской Турции" и выпущенное к ней "Дополнение 1901 года". Это издание содержало более двадцати пяти тысяч (!) негативов. До сих пор трудно осознать масштаб проделанной Ермаковым работы, ставшей энциклопедией жизни экзотических регионов и коллекцией типов множества народностей в их национальных костюмах за привычным трудом.
Тифлис. Духан и два больших бурдюка на арбе
За свою работу, помимо шахского титула, фотограф был принят в почётные члены Кавказского подразделения Московского Археологического общества, Общества поощрения изящных искусств Тифлиса, стал кавалером наград Французского фотографического общества, Московской антропологической выставки и других поощрений от культурных организаций Италии, Турции и Ирана.
Работы Дмитрия Ивановича Ермакова для нас – это окошко в прошлое, иллюминатор, ведущий из кабины машины времени, позволяющей увидеть обычную жизнь людей, которых отделяет от нас почти полтора столетия. И машина наша уже стоит под парами. Поехали?
Тифлис. Покупка и выбор ковров
Тифлис. Майданский мост через реку Куру и Тулугчи (водовозы)
Рыбаки
Азербайджанский офицер
Принцесса Лазарева в татарском костюме
Персия. Тегеран. Дервиш, держащий громадную змею в руках
Мужчина в чохе и папахе
Мужчина-священник
Тифлис. Рыбная лавка, где продают тешку
Курд на русской службе
Еврей из Ахалцихе
Тифлис. Лавка старьевщика, антиквара
Грек-чернорабочий
Гуриец на русской службе
Горский татарин и татарка на лошади. 1890-е годы.
Дмитрий Иванович Имеретинский - князь Овалджани. 1890-е годы
Грузинки. Группа из трёх
Три женщины
Группа мужчин из Лазы
Девушка из Хевсура
Осёл, навьюченный травой, и погонщик армянин
Раввин, еврей из Имерети
Батум. Персидский мулла
В Тегеране
Елисаветополь. Лезгины вытачивают лезвие сабли
Курд
Кубанская обл. Карачаевка Сантинского аула. Хан-белек с люлькой на спине и ребенок в руках
Кубанская область. Бибердовский аул. Абазинки
Кубанская область. Бибердовский район. Абазинец.
Дервиш
Персидский мулла. 1870-е гг.
Старуха и девочки из села Джег. Бакинская губерния, Кубинский уезд, 1890-е годы
Сын Шаха Зели-Султан в австрийской военной форме
Татарская семья
Тифлис. Продавец шерстяных носков, войлочных шапок и покупатель.
Еврей, продавец орехов
Чеченки, дочери Генжуева из Вознесенска. 1870-е годы
Дороги Грузии
Пшавки, горные жители Кавказа
Ереван. Ханский дворец
Восточная баня. Массаж
Военно-Грузинская дорога. Селение Метех
Аралых. Туземная игра в жмурки
Ахтани. Вход в церковь.
Елисаветополь. Продажа глиняной посуды под деревьями чинарей
Елисаветополь. Торна (пекарня) пурщик лепит лаваши, а другой достает их из печи
Застава на Военно-Грузинской дороге
Тифлис. Азиатский способ ковки связанного на земле быка
Тифлис. Арба дров на рынке
Тифлис. Водяные мельницы на р.Куре.
Тифлис. Две кувшинные лавки
Тифлис. Две меднолитейные лавки
Тифлис. Продавец битой и живой птицы на солдатском базаре
Латальское общество, группа членов экспедиции
Тифлис. Продавец битой птицы и овощей на солдатском базаре
Тифлис. Рыбная и овощная торговля на Авлабаре
Казак у лошади
Тифлис. Рыболов на берегу р.Куры, забрасывающий сети
Тифлис. Способ перевозки 12-ти аршинных бревен двумя парами буйволов сзади
Кавказская железная дорога
Персия. Тегеран. Дервиши в саду
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
+25
|
|||
Последние откомментированные темы: