Законы красоты в музыке, неизвестные музшколам
Простой секрет победы над ЛЮБОЙ "физической технической трудностью".
Многие пианисты часто говорят, что они знают в точности: что играть и как играть, но сыграть не могут из-за "чисто физических трудностей". Я разговариваю с моими студентами на эту тему только один раз, когда они приходят ко мне в первый раз. В дальнейшем нам уже больше никогда не нужно разговаривать на эту тему. Этот простой секрет должен быть известен каждому, кто собирается исполнять музыку или делать что-либо на это похожее. Но почему-то этому никогда не учат.
Зачем и как нужно репетировать?
В нашей голове живут вместе и взаимодействуют два мозга, и они совершенно разные. Это - данные науки, о которых обычно люди не знают.
Возраст одного из этих мозгов - миллионы лет, он из эры ещё до динозавров. Мы этот мозг у какой-нибудь тогдашней ящерицы позаимствовали. Это - поразительно мощный компьютер, который может творить чудеса. Например, мы можем взять стакан, до краёв наполненный водой и отнести в другую комнату, не пролив при этом ни капли. Ни один компьютер, управляющий роботом, рассчитать все его движения с такой точностью не способен.
Этот "компьютер" в нашей голове позволяет нам отлично бегать, прыгать, ездить на велосипеде, плавать ит.п. Но по большому счёту, этот мозг-компьютер совсем глупый. Он ничего не знает о мире и нашей жизни в этом мире, и уж, конечно, об игре на фортепиано.
Поэтому все цели и задачи для этого "компьютера" ставит и определяет другой, человеческий мозг. К сожалению, этот человеческий мозг представляет из себя всего лишь маленький слой новых, "чисто человеческих клеток", которых нет у животных. Этот мозг знает и понимает уйму сложных и нужных для нас вещей и явлений. Да беда в том, что этот человеческий мозг очень слаб и несовершенен. Этот мозг очень быстро устаёт, не может напряжённо работать длительное время и ещё к тому же всё время ошибается, за какую бы работу ни взялся. "Человеку свойственно ошибаться" - говорили ещё в глубокой древности.
Поэтому мы НИЧЕГО не можем делать, полагаясь лишь на слабенький и ненадёжный человеческий мозг. Он нам любую работу провалит.
Поэтому в любой человеческой деятельности нашей главной задачей является перекладывание работы с человеческого мозга на "компьютер от динозавра". Все люди этим всю жизнь и занимаются, приспосабливая себя и оба своих мозга к каждой определённой работе. Вся рутинная, без конца повторяемая одинаковая работа у хороших специалистов делается "на автомате", не утруждая при этом человеческий мозг, который лишь слегка "присматривает за процессом", а то и занят каким-то творчеством в это самое время, если вообще не выключен.
Без этой хитрости ни водитель, ни хоккеист, ни кассир в магазине не смогли бы работать.
И эта же проблема и такая же необходимость её решить есть у каждого пианиста. Мы дожны передать всю рутинную работу наших пальцев на клавишах нашему "супер-компьютеру". Потому что наш человеческий мозг принципиально не способен выполнять эту работу и организовать точное взаимодействие наших десяти пальцев с ушами, педалью, текстом произведения и ещё десятком, а то и более разных вещей.
И именно по этой причине многие пианисты "не могут играть физически так, как они понимают и хотят играть". И весь секрет здесь лишь в нашем умении передать непосильную для нашего умного, но слабого человеческого мозга работу глупому, но мощному "компьютеру от динозавров".
Эта перекачка необходимой для наших целей информации из одного мозга в другой - дело нелёгкое, но вполне возможное. И сводится оно к многократному повторению совершенно одних и тех же действий без малейших изменений и ошибок пока "глупый компьютер от динозавров" не поймёт, наконец, что именно от него хотят и не запомнит это на всю жизнь.
Этот "компьютер", кстати, по другому и запоминать-то не умеет. Или "на всю оставшуюся жизнь", или он внезапно полностью стирает ненужную, по ЕГО мнению информацию без предупреждения и команды "удалить" от человеческого мозга.
Остаётся один вопрос: сколько же раз мы должны повторить одно и то же действие абсолютно одинаковым образом, чтобы "компьютер" взял на себя эту работу вместо человеческого мозга?
Это зависит от индивидуальных особенностей каждого. Одному потребуется 50 повторений, а другому может не хватить 500. Более того, если пианисту А потребуется 50 повторений для полного овладения исполнением какого-то трудного места, а пианисту Б нужны 500, то для другого трудного места в той же пьесе эти два пианиста могут поменяться ролями: первому (А) не хватит 500, а другому (Б) и 50 не потребуется.
У каждого есть свои преимущества и недостатки, и в подобной работе они наглядно проявляются.
Особенно важен определённый способ работы над данным произведением.
Генрих Нейгауз удивлялся тому, что его самый знаменитый ученик Святослав Рихтер был способен читать с листа партитуры для симфонического оркестра и блестяще справляться с невероятными техническими трудностями в самых сложных музыкальных произведениях. Но иногда он затруднялся сыграть то, что было доступно рядовому первокурснику.
По случайности, у меня есть ответ на этот вопрос. Однажды в 7 вечера я пришёл для самостоятельных занятий в 45-й класс московской консерватории. А в соседнем 44-м классе в это время уже работал над своей программой Рихтер. И, по совпадению, он всё повторял и повторял без конца трудные 16 тактов с ломаными трезвучиями из финала "Скитальца" Шуберта, которые и я не мог сыграть и поэтому собирался над ними поработать в тот вечер.
Он повторял эти 16 тактов снова и снова в предельно быстром темпе, стараясь добиться безупречного исполнения. Однако каждый раз какой-нибудь палец у него цеплял соседнюю клавишу. У меня была точно такая же проблема.
С 7 до 11 вечера я повторил эти 16 тактов МЕДЛЕННО не менее 500 раз. И если теперь вы разбудите меня среди ночи, я вам, через 50 лет после того вечера, безо всякой подготовки эти 16 тактов сыграю в любом темпе и без малейшей ошибки. Я не играл все эти годы "Скитальца" и давным давно не помню наизусть этой музыки. А вот мой "компьютер" эти такты запомнил, как у него водится, навсегда. Это для него то же самое, как езда на велосипеде, умение плавать ит.п. с пометкой "хранить вечно".
Когда я в 11 вечера уходил из 45-класса, Рихтер ( в отличие от меня, его не смели выгнать) так же упорно продолжал работу над этими 16 тактами с тем же результатом. Самое поразительное, что когда я пришёл в тот же 45-й класс в семь утра следующего дня, Рихтер продолжал играть эти же 16 тактов в предельно быстром темпе. Он не уходил домой спать, он работал и ВСЮ НОЧЬ напролёт над этими тактами.
Я понял, что он ни за что не хочет сыграть эти такты хотя бы один раз медленно, как мы все, простые смертные. Это для него принципиально важно.
Я не знаю, когда он, наконец, справился с этими 16 тактами и сделал запись "Скитальца" или сыграл концерт, к которому он тогда готовился. Но я знаю, что эти такты обошлись ему втридорога исключительно из-за его в данном случае упрямства. Возможно, он просто не хотел, чтобы студенты слышали его играющим медленно.
Если мы хотим, чтобы очень тупой студент понял что-то полностью и совершенно неискажённым, мы должно ему это что-то повторять в самых простых словах и непременно МЕДЛЕННО. И мы должны повторить эти одни и те же слова много, много раз. Если мы будем говорить быстро и употреблять при этом хотя бы чуть-чуть разные, а то и вообще новые слова, наш тупой студент не поймёт НИЧЕГО.
Точно так же, как и предельно тупого студента, мы должны учить наш "компьютер от динозавров". Терпение вместе с настойчивостью в этом случае в союзе с правильно организованной работой преодолеют ЛЮБУЮ техническую трудность в музыке.
Пожалуйста, не играйте быстро на этом этапе работы. Установите свой метроном на скорость, которая ГАРАНТИРУЕТ абсолютно верные ноты без цепляния и соскальзывания на соседние клавиши. Сыграйте 100 раз совершенно безупречно. И если вы при этом сделали хотя бы одну ошибку, считайте, что вы не работали вообще. Вы попусту истратили своё время. Начинайте счёт с начала.
И самое главное - вставайте после вашей работы непременно ПОБЕДИТЕЛЕМ данной трудности, а не побеждённым. Вы обязательно должны за каждый ваш урок самому себе (а, точнее, вашему "компьютеру") преодолеть трудность, а не сдаться пред ней.
И это НЕ ТРУДНО, если вы не будете брать для каждого вашего урока слишком много работы. Возьмите для сегодня только одну страницу, только одну строчку, только один такт, даже лишь две соседние ноты, но решите данную проблему полностью и окончательно.
Научите ваш "компьютер" играть выбранный вами отрезок музыки именно так, как вы хотите и как это должно быть сыграно.
При таким образом построенной работе - победа НЕИЗБЕЖНА! Заранее поздравляю.
Это интересно
+8
|
|||
Последние откомментированные темы: