Ну а теперь: В ПЕРВЫЙ РАЗ - В ПЕРВЫЙ КЛАСС!
Но не все, а только хорошие ребята, которые действительно собираются учиться музыке, а не шалить на уроках, да других ребят обижать не переменах.
Кто мне может ответить на вопрос: "Что такое музыка?", - поднимите руки!
Вот кто поднял, тот со мною в класс и идёт. А остальные пойдут назад в подготовительную группу читать там 1-ю и 2-ю главу этой книжки про нашу с вами школу и её принципы. И пока не выяснят для себя: "Что такое музыка?", к нам сюда пусть не приходят. Всё равно ведь ничего не поймут.
Вы, конечно, все слышали, что в музшколе первым делом всегда учатся читать ноты.
Вот этого-то мы с вами делать и не будем - всё равно не научитесь. И не потому, что вы такие глупые, а я такой плохой учитель, а просто потому что для этого наша жизнь человеческая слишком коротка. Но вы не расстраивайтесь, все музыканты вокруг нас тоже читать ноты по-настоящему не умеют и никогда их полностью не понимают, но как-то же приспособились и играют себе. И иногда ну просто замечательно играют!
Некоторые музыканты просто копируют чьи-нибудь записи со слуха, есть такие, что даже и сами о чём-то могут догадаться, когда в ноты смотрят, а некоторые вот ещё и берутся других музыке учить, хотя им самим учиться бы да учиться...
Вместо этой пустой траты времени мы с вами возьмём пример со знаменитого Чукчи (имя собственное, я национальной розни не разжигаю), который вступил в Союз Писателей, совершенно не умея читать (он же решил быть не читателем, а писателем), и поехал в бесплатный дом отдыха за счёт СП оттачивать своё литературное мастерство. Вот и все мои ученики вместо обучения чтению сразу становятся композиторами и просто-напросто сразу сами начинают сочинять музыку. И всегда удивляются, ну до чего же это, оказывается, лёгкое и забавное дело!
Я не шучу. Иосиф Гофман в своей знаменитой книге приглашает к себе на урок любого пианиста мира, чтобы показать ему то, что тот или та совершенно не видит у композитора в нотах.
У моего учителя Владимира Владимировича Нильсена ничего не было в его долгой жизни, кроме музыки. Уже только по одной этой причине он мог видеть и видел в нотах намного больше, чем другие музыканты с детьми и семьями.
Самый знаменитый пианист 20-го века был этой его способностью настолько потрясен, что сказал ему как-то:
"Как же много ты видишь в тех же самых нотах того, что другие просто никогда не замечают. И как много, верно, и хорошо ты говоришь о том, что видишь.
Если бы я знал столько же, сколько ты .... я бы и двух нот на сцене сыграть не смог!"
http://www.proza.ru/2019/02/26/155
Эта "похвала" Нильсена очень расстроила. Он всё оправдывался перед нами-учениками:
"Я же "знаю" не на сцене, а только у себя дома, когда готовлюсь к концерту. Ничего плохого в знаниях нет. Нужно просто ещё знать: где и как эти знания применять. Вот и всё."
Но и сам Владимир Владимирович (Нильсен) тоже до конца своей жизни не раз делал "невероятные открытия" в сто раз игранных им произведениях. В свои 80 с лишним лет он специально звонил мне в ЮАР, чтобы поделиться "ошеломляющей новостью". Оказывается, он всю жизнь ничего не понимал в "Лунной сонате" Бетховена и играл её совершенно неверно. И вот только сейчас до него, наконец-то, дошло: что именно Бетховен имел в виду в знаменитой первой части этой сонаты. Спрашивал, не могу ли я специально прилететь, чтобы он успел показать мне, как именно нужно играть эту сонату? К сожалению, он не успел этого сделать. А телефонный разговор и реальный урок - вещи разные.
Я хорошо разбираюсь в автомобилях, и ко мне весь квартал вокруг ходил за помощью и консультациями по авто - проблемам. При этом я не умею читать чертежи и даже заводские инструкции - меня от них сразу в сон бросает. Секрет в том, что я своими руками собрал прямо у себя во дворе под открытым небом (гаража не было) пару автомобилей повышенной проходимости ("простым людям" их не продавали). Последний из них я просто оставил на стоянке аэропорта Шереметьево, улетев оттуда в ЮАР, как оказалось, очень надолго.
Тот же приём я использую при обучении музыке. Если вы сочинили и записали на бумаге несколько десятков своих пьес различного характера, тактового размера, тональности и фактуры, то учиться чтению нот, поверьте мне, вам уже совершенно не нужно.
Поэтому, прямо сейчас мы приступаем к композиции. Но пока не на бумаге, а на обеденном столе.
Каждый берёт себе из корзинки на столе по четыре яблока (можно четыре апельсина) и кладёт их перед собой в одну линию слева направо. Справа, после последнего в ряду яблока, положите две палочки для еды (если мы в китайском ресторане), но можно и две вилки, два ножа или ложки. Это - наш с вами знак повторения, чтобы мы два раза подряд своё сочинение исполняли. Всё.
Поздравляю вас с вашей композицей Опус 1 ! Отличное начало - ни одной ошибки никто не сделал. А опус 1 как раз и означает: сочинение вот этого композитора под номером один.
Теперь премьера - первое исполнение вашего первого сочинения. Вы же и будете свою музыку исполнять.
Как вы помните, музыка - это звуки, организованные во времени. Ну и зачем ты, мальчик, мне свои часы показываешь? Такие, как у тебя часы для музыки не годятся. Нужны специальные "музыкальные часы", называются они - МЕТРОНОМ, и
лучше всего - это современный метроном с человеческим голосом. Этот электронный, компьютерный голос нужен нам сегодня потому, что ученики теперь уже обычно ленятся считать вслух сами или вообще не умеют этого делать. А вот стукнуть ученика линейкой по голове, чтоб он не забывал считать вслух, уже ни одному учителю сегодня нельзя - это строго запрещено.
На всякий случай, я покажу вам, как можно считать самому - я сам для вас буду громко считать вслух вместо электронного метронома. Но считать я буду не так, как вы в обычной школе считаете: до десяти, двадцати или пятидесяти. Я буду считать только до четырёх. И вовсе не потому до четырёх , что до десяти считать уже не умею, а потому, что нашей с вами музыке сегодня больше, чем четыре, и не нужно.
И вот этот счёт "до четырёх" в музыке настолько часто встречается, что обычно в начале такой композиции просто пишут одну лишь букву "C" - Common. Это означает "обычный счёт", "как всегда" ит.п. Так что мы начали наше сочинительство с самой-самой обычной музыки.
Итак, начинаем первое исполнение вашей самой первой композиторской работы. Я буду считать до четырёх много раз подряд без остановки между повторами - это очень важно. Иначе музыка у нас получится некрасивая, а слушатели заскучают и уйдут. И ещё очень важно считать очень-очень ровно. Не так, что наше "четыре" получится очень длинным, а "раз" совсем коротким, а так, чтобы ну все-все наши "счёты" были совершенно одинаковыми по длине.
Итак, я считаю, а вы играете свою музыку. На чём играете? Да на вашем хорошо знакомом инструменте, в ладошки хлопаете. Но не на каждый мой счёт хлопаете, а только в тот момент, когда я "раз" говорю. И у нас получится, что каждому яблоку перед вами четыре моих счёта достанется. Именно это нам сегодня и нужно. Но только не забудьте, что у нас есть в конце знак повторения. Поэтому исполнение будет двойным: 4+4+4+4 и опять 4+4+4+4 безо всякого промежутка и остановки между исполнениями.
Начали! 4+4+4+4+4+4+4+4 - Аплодисменты. Премьера состоялась!
Это была уже САМАЯ НАСТОЯЩАЯ МУЗЫКА: "Система, состоящая из звуков определённой (природным устройством ваших ладошек) высоты и силы (на этот раз ещё одинаковой силы для всех наших хлопков в ладоши, но в будущем придумаем что-нибудь поинтересней), организованная определённым образом (заданием учителя) во времени". Ура-а-а!!!
Все идут на перемену! А после перемены мы станем покорять уже новые вершины композиторского и исполнительского искусства.
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: