Сорока
Художник Оскар Клод Моне (Oscar-Claude Monet) родился в Париже, 14 ноября 1840 года, в семье бакалейщика.
Автопортрет с беретом
Биография художника Клода Моне
В 1845 году семья Моне переехала в Нормандию и поселилась в городе Гавре. Отец будущего художника мечтал, что когда сын вырастет, то станет продолжателем семейного дела. Однако, юный Моне в те годы был больше склонен к бродяжничеству, чем к какому-то ремеслу, а тем более к искусству. Школьная дисциплина тяготила Oscar-Claude Monet и он убегал из этой «тюрьмы», бродил по берегу моря и для развлечения разрисовывал голубые обложки школьных тетрадей. С особым удовольствием будущий художник рисовал карикатуры на своих учителей. И очень скоро достиг значительных успехов в создании карикатурных портретов.
В возрасте 15 лет Оскар Клод Моне был уже известен всему Гавру, как автор весьма злых карикатур. Примерно в это же время он начал рисовать карикатуры на заказ и от заказчиков у молодого карикатуриста просто не было отбоя. Уверенный в своём таланте и славе, молодой человек начал брать по 20 франков за карикатуру, чем поверг главу семейства Моне в настоящий шок – несерьезное занятие сына начало приносить достаточно серьёзные деньги.
В единственном магазине города, который торговал художественными принадлежностями, карикатуры Моне были выставлены в витрине в несколько рядов, а когда перед витриной собирались зеваки, которые громко выражали одобрение такому творчеству, молодой Моне «готов был лопнуть от гордости».
Частенько рядом со своими карикатурами в витрине Клод видел морские пейзажи, которые считал, как и большинство горожан, крайне омерзительными. Автором этих «вызывающих отвращение» марин был Эжен Буше. Молодой Моне не будучи знакомым с этим художником заочного и всей душой ненавидел мариниста, который своей мазнёй только раздражал публику, которая восхищалась многочисленными карикатурами юного дарования.
Владелец лавки несколько раз пытался познакомить художников, но Моне, в очень категоричной форме, отказывался от знакомства. Но однажды Клод зашёл в лавку, а там уже находился Эжен Буше, и знакомство, против воли Моне, состоялось.
Буден тотчас же подошёл ко мне, — вспоминал Моне, — похвалил меня своим мягким голосом и сказал: я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы — это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Всё это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окружённые воздухом и светом.
Однако, призывы Будена не были услышаны молодым Моне – он сопротивлялся любым попыткам вместе поработать на открытом воздухе. Ну, не нравилась ему живопись Будена и Клод не понимал, чему немолодой Буден может его научить. А потом настало лето, Моне просто устал придумывать предлоги и причины, по которым он не имеет возможности выйти с Буденом на морской берег. И тут, после первого же занятия случилось чудо:
Глаза мои наконец раскрылись, — вспоминал Моне, — я по-настоящему понял природу и в то же время научился любить её.
Семнадцатилетний Моне и мечтать не мог о таком учителе – буден не был теоретиком или доктринёром, страстно любил живопись и по-отечески относился к своему ученику. Он говорил:
Все, что написано непосредственно на месте, — заявлял он, например, — всегда отличается силой, выразительностью, живостью мазка, которых потом не добьёшься в мастерской». Он считал также нужным «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное», и в то же время настаивал, что «в картине должна поражать не одна какая-либо часть, а все в целом.
Впрочем, Буден был реалистом и понимал, что его уроков будет недостаточно для того, чтобы наставить на верный путь талантливого юношу, и частенько говорил своему ученику:
Работая в одиночестве, нельзя достичь цели, разве что при очень больших способностях, и всё же… всё же искусство не создается в одиночку, в провинциальном захолустье, без критики, без возможности сравнения, без твёрдого убеждения.
Шесть месяцев обучения закончились тем, что Моне, несмотря на слёзы матери, которой не нравилось занятие сына и его новая компания, объявил отцу, что хочет быть только художником и поедет в Париж, чтобы изучать живопись.
Семья была категорически против такого выбора Моне, и если бы не мадам Лекадр, тётка Клода, которая поддержала племянника, то на этом карьера Клода бы и кончилась.
Родители Клода были не столько против карьеры художника, сколько не имели возможности оплачивать обучение своего ребёнка. Отец Моне даже написал письмо в муниципалитет, с просьбой помочь молодому таланту:
Имею честь сообщить вам, что сын мой Оскар Моне восемнадцати лет, проработав с господином М. Очардом [учитель рисования в колледже, бывший ученик Давида], Вассером и Буденом, выдвигает свою кандидатуру на звание стипендиата изящных искусств города Гавра. Его естественные наклонности и развитой вкус, которые он решительно сосредоточил на живописи, обязывают меня не мешать ему следовать своему призванию. Но так как у меня нет необходимых средств, чтобы послать его в Париж для занятий в мастерских известных художников, я прошу вас оказать мне любезность и благосклонно принять кандидатуру моего сына…
Муниципальный совет рассмотрел это прошение и через два месяца отказал молодому художнику в поддержке.
Между тем старший Моне видя увлечённость сына сумел собрать небольшую сумму денег и разрешил сыну на короткое время выехать в Париж, чтобы показать свои работы парижским художникам, посоветоваться с мэтрами живописи, побывать в Салоне.
Перед тем, как Моне отъехал в Париж, любители живописи Гавра написали для молодого художника рекомендательные письма к различным известным и малоизвестным парижским художникам.
Моне выехал в Париж и очень скоро прислал своему учителю Будену первый отчёт:
Пока я ещё смог побывать в Салоне только один раз. Труайоны великолепны, Добиньи кажутся мне по-настоящему прекрасными. Есть несколько красивых Коро… Я побывал у нескольких художников. Начал с Армана Готье, который рассчитывает в ближайшее время видеть вас в Париже. Вас ожидают все. Не оставайтесь в этом городе хлопка, не падайте духом.
Я заходил к Труайону, показал ему два моих натюрморта, и по поводу их он мне сказал: „ Ну что ж, мой милый, с цветом у вас всё будет хорошо; в целом он создаёт верное впечатление. Но вам нужно серьёзно позаниматься, всё, что вы сейчас делаете, — очень мило, но делаете вы это слишком легко; этого вы никогда не потеряете. Если вы хотите послушаться моего совета и серьёзно заняться искусством, начните с поступления в мастерскую, где работают над фигурой, пишут натурщиков. Учитесь рисовать — это то, чего вам всем сегодня не хватает. Послушайтесь меня — и вы увидите, что я прав. Рисуйте сколько сможете, никогда нельзя сказать, что рисуешь достаточно. Однако не пренебрегайте и живописью: время от времени выезжайте за город, делайте этюды, прорабатывайте их. Делайте копии в Лувре. Заходите почаще ко мне, показывайте всё, что сделали; побольше мужества, и вы добьётесь своего“. И, — прибавляет Моне, — мои родители разрешили мне остаться на месяц-другой в Париже, следуя совету Труайона, который настаивает, чтобы я основательно занялся рисованием. „Таким образом, — сказал он мне, — вы приобретёте навык, вернётесь в Гавр и сможете писать хорошие этюды за городом, а зимой приедете в Париж, чтобы устроиться здесь окончательно“. Родители мои одобрили это.
Два месяца Моне посещал собрания в «Кабачке мучеников», где нашёл воодушевляющую компанию – в кабачке что-то постоянно обсуждали, вели жаркие споры о будущем искусства. В общем, Моне решил, что попал в самый жаркий кратер нарождающейся новой живописи.
Родители, скорее всего, благосклонно отнеслись бы к тому, что сын остался в Париже, если бы младший Моне не отказался поступать в Школу изящных искусств. Отец отказался содержать молодого человека, который хотел жить в Париже, а учиться в школе не хотел. И Oscar-Claude Monet был вынужден жить на те небольшие деньги, которые племяннику пересылала тётка.
В 1860 году Оскар Клод Моне был призван на срочную службу в армию, был отправлен в Алжир, где очень скоро заболел брюшным тифом и только финансовая помощь тётушке позволила молодому художнику вернуться во Францию и демобилизоваться из армии.
После военной службы Моне поступил на факультет искусств в университете, но очень быстро разочаровался в университетском образовании, покинул университет и поступил в организованную Шарлем Глейром студию живописи. В студии он свёл знакомство с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем – эти молодые люди придерживались схожих взглядов на будущее живописи и очень скоро составили костяк группы художников-импрессионистов.
Портрет Камиллы Донсьё сдалал Моне знаменитым, а очень скоро художник женился на своей модели – они жили долго и счастливо, и у них родились два сына: Жан и Мишель.
После того как в 1870 году началась Франко-Прусская война, Моне уехал в Англию, где изучал живопись Джона Констебла и Уильяма Тёрнера, попытался выставить свои работы на выставке в Королевской академии, но академики французскому художнику отказали.
Моне покинул Великобританию и поселился в Нидерландах, где написал 25 картин и где попал под наблюдение полиции, которая подозревала французского художника в революционной деятельности.
В 1872 году Клод Моне вернулся во Францию и написал свой знаменитый пейзаж «Впечатление. Восходящее солнце». Эта картина была показана на первой выставке импрессионистов в 1874 году. Знаменитый французский критик Леруа так описал свои впечатление от этой выставки:
На ней не было ничего, кроме впечатленчества…
Впечатление. Восходящее солнце
Семь лет Моне жил в живописном селе Аржантее на правом берегу Сены – это было излюбленное место для воскресных прогулок парижан. И именно в Аржантее была написана целая серия работ, которые очень хорошо приняла и публика, и критики.
В 1878 году семейство Моне перебралось в деревню Ветей, а 5 сентября 1879 года Камилла Моне умерла от туберкулёза.
Художник женился, теперь на Алисе Ошеде, которая вела хозяйство и воспитывала детей Моне от первого брака. Однако, в 1911 году умерла и Алиса. А в 1914 году Моне похоронил и своего старшего сына Жана.
Ещё до смерти старшего сына Моне перенёс несколько операций по удалению катаракты, снова обрёл зрение, но стал видеть всё в голубоватых или лиловых оттенках
Умер Оскар Клод Моне 5 декабря 1926 года в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище, при небольшом стечении народа – похороны посетили не более 50 человек.
Картины художника Оскара Клода Моне (Oscar-Claude Monet)
Бульвар Капуцинок
Гавань
Вокзал Сен-Лазар
Мост Чаринг-Кросс
Женщины в саду
Водяные лилии
Женщина с зонтиком, повёрнутая влево
Рыбалка на реке Эпте
Пирамиды Порт-Котон, бурное море. (Скалы в Бель-Иль)
Берега Сены в Дженфоссе — ясная погода
Антиб, вид из садов Салис 02
Сена в Аньер 02
Это интересно
+19
|
|||
Последние откомментированные темы: