Администратор пишет:
Источник: tanjand.livejournal.com
Последний символист ушедшей эпохи
Густав-Адольф Мосса (1883-1971). В основном он писал в акварели, очень тонко в деталях освещая тематику символов, характерных для периода его юности, это около 1900 года. Главная темы, как красная нить, проходящая сквозь его творчество — это роковая женщина, которая ведет мужчину в пропасть). Она прекрасная приманка, и контакт с ней фатален. Мосса жил всю жизнь в Ницце, где он был куратором Музея изящных искусств.
Хотя во время Первой мировой войны он получил некоторую признательность, его не публиковали. Последний представитель символизма, этого влиятельного движения, он упускался из виду искусствоведами.
Одна из причин холодности критики - в том, что в конце концов, его современники выбрали абстракцию. Но однажды, в 1990-х годах, прошла ретроспективная выставка его работ в Париже, где картины Мосса метко висели между бархатными драпировками (ныне снятыми) в художественном павильоне.
Позже его увидели в Музее Купера в Гааге.
Густав Адольф Мосса, «Она» (1905)
Но теперь есть альбом. На обложке "Она" – конечное воплощением роковой женщины : голая, сидящая на горе мужских жертв, и котенок на ее коленях - все это ссылка на сфинкса, который в XIX веке стал распространенным образом угрожающей мужчине женщины в фатальный в живописи.
Он писал прекрасных женщин с безумными глазами и кровь, кровь, кровь…, отрубленные головы и руки. Но все это так красиво, изысканно, как и все его женщины, символы жестокости в представлении художника.
Вот. Посмотрите. Эти его обманчиво невинные Саломеи. Ну чем не детская, игривая, но явно жуткая история? Саломея, девочка-женщина в постели с куклой, пробует на вкус кровь Иоанна Крестителя (вариация поцелуя?) – лижет кровь с меча палача. От нее восхитительная дрожь по нашим позвоночникам.
Все это моссовое отражение темы не так удивительно, учитывая одержимость художника смертельно опасными женщинами. На этой картине его Саломея довольна просто использует отрубленную руку, листая ею страницы, а изуродованное тело Иоанна Крестителя унесут слуги.
Г.-А. Мосса родился в семье французского художника Алексиса Мосса (1844—1926) и итальянки Маргериты Альфиери. Он ещё в ранние годы проявил интерес к занятиям живописью. С 1900 года учился в Школе декоративного искусства Ниццы. В том же году познакомился с искусством символистов.
Мосса находился под сильным творческим влиянием Густава Моро, английских прерафаэлитов, мастеров итальянского Возрождения. В 1901 году он едет в Италию, посещает Флоренцию, Пизу и Сиену.
Вернувшись в Ниццу в конце 1902 года, выигрывает конкурс по проекту на художественное оформление знаменитого Ниццанского карнавала. В 1903 Мосса вновь едет в Италию — в Мантую, Венецию и Падую.
В период с 1904 по 1911 год художник работает преимущественно по трём направлениям: пишет символистские полотна, работает над оформлением карнавалов в Ницце, создаёт акварельные пейзажи. В 1908 году Мосса вступает в брак с Шарлоттой-Андре Надин. В 1911 году в парижской галерее Жоржа Пети проходит выставка его работ. В 1913 году в Париже и Ницце выставляется серия его полотен, инспирированных музыкальными сочинениями Роберта Шумана. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, художник призывается на военную службу. Увиденное им в военные годы оказало влияние на последующее творчество Мосса.
В послевоенные годы художник постепенно отходит от символизма. Но остается верен своей теме - Женщина, как некое опасное существо.
Тема любви-ненависти, тема рокового влияния полов друг на друга. Конечно, гендерные вопросы – сложные. Гендер текуч, и роли меняются. И совсем традиционные определения мужского и женского полов, как природного и даже культурного бурно обсуждались в искусстве периода модерна. Но Мосса был уж очень большой негативщик, (хоть и далеко не единственный). Возможно, еще и поэтому он так и не стал знаменит. А вы как считаете?
Это интересно
+22
|
|||
Комментарии 10
Последние откомментированные темы: