Какие образы появляются перед глазами, когда Вы слышите имена Меншикова, Ермака, Степана Разина, и особенно боярыни Морозовой? Дайте угадаю: герои картин В.И. Сурикова? Летописец от изобразительного искусства буквально коллекционировал исторических персонажей, и эти четверо стали особо ценными экземплярами его коллекции.
Суриков родился 170 лет назад в Красноярске. Хотя, конечно, живопись Сурикова стоит того, чтобы вспомнить о ней и без всякой причины.
Меншиков в Березове
Как много историй начинается в Академии художеств… Но только не эта. Потому что художник не смог туда поступить, и вместо этого стал учеником рисовальной школы Общества поощрения художников. Хотя положа руку на сердце, всё началось еще раньше: с сафьяновой обивки стульев, на которой четырехлетний талант варварски процарапывал рисунки, за что и бывал наказан.
Посещение царевной женского монастыря
Со временем юноша всё же воплотил в жизнь свою мечту и поступил в Академию. Сокурсники дали ему характерное прозвище, которое шло ему как влитое:
«Я в Академии больше всего композицией занимался. Меня там «композитором» звали. Я все естественность и красоту композиции изучал. Дома сам себе задачи задавал и разрешал. Образцов никаких не признавал – всё сам».
А потом была Москва, роспись храма Христа Спасителя, тайная свадьба (боялся сообщить родным, что женился на иностранке), рождение дочерей… И всё это – на фоне «Утра стрелецкой казни», которую художник писал все эти годы. Москва сразу пришлась ему по сердцу, а замысел картины родился во время очередной прогулки по Красной площади (художник имел обыкновение бродить близ Кремля в сумерки). В отличие от многих более кровожадных коллег Суриков по-матерински заботливо относился к чувствам своей аудитории:
«Все у меня была мысль, чтобы зрителя не потревожить, чтобы спокойствие во всём было».
Утро стрелецкой казни
Так что картине можно смело присваивать отметку 6+, но несмотря на это ощущение общего горя и безысходности передано прекрасно. О символичности работы было сказано немало. Например, отмечают, что срезанный купол собора обозначает Русь, обезглавленную Петром I, а погасшие свечи ассоциируются с погасшими жизнями.
Символичность вообще характерна для творчества Сурикова. Взять к примеру «Боярыню Морозову». В тени центральной героини только самый наблюдательный зритель заметит Евдокию Урусову, которая идет справа в сопровождении конвоиров. А ведь ее подвиг за веру аналогичен, но он не интересует толпу на картине.
Боярыня Морозова
Любопытно, что бегущий мальчик слева от саней был написан лишь для придания динамики. Сколько ни бился художник, розвальни стояли на месте как вкопанные. И тогда он решил разбавить статичность, введя персонажа в движении. Художники, мотайте на ус – полезный прием! Впрочем, у Сурикова очень много чему можно поучиться: умелой работе с композицией, передаче характеров, национального колорита, но главное – терпению и упорству. Без них не могли быть написаны столь масштабные работы, которые великий мастер создавал год за годом.
ИСТОЧНИК: https://paintingrussia.com
Это интересно
+15
|
|||
Последние откомментированные темы: