От Копана до Киригуа около 500 километров.
Висенте всячески отговаривал нас от «тряски по горам» — все равно, мол, не успеем доехать к закрытию музея, и лишний раз убедился, что русский человек добивается своего в любых обстоятельствах.
Да, мы приехали в музей через час после того, как он закрылся, но 100 кецалей наличными охране – и ворота Киригуа гостеприимно распахнулись.
Киригуа – почти двойник Копана. Акрополь, состоящий из двух зон – комплекса пирамид и храмов с одной стороны и идеально ровной площадки со стелами, с другой. Разница лишь в том, что храмовый комплекс в Киригуа поменьше, зато стелы повыше.
Именно в Киригуа находится самая высокая майяская стела-монолит, ее высота более 10 метров. До сих пор не понятно – откуда и каким способом перемещались на огромные расстояния многотонные камни, тем более, что у индейцев не было лошадей и повозок и, якобы, не было колеса.
Многие пирамиды Южной Америки, как и стелы исписаны иероглифами, которые удалось расшифровать известному российскому ученому Юрию Кнорозову.
Очевидно, что расшифровка письменности майя – одно из основных открытий в майянистике. Правда, в одном из документальных фильмов производства США авторы почему-то приписывают это открытие американскому ученому Стэнтону, который, на самом деле, расшифровал кое-какие майяские тексты на основе методики Кнорозова.
Киригуа восточнее Копана и гораздо ниже над уровнем моря. Соответственно, здесь более влажно, а джунгли еще более впечатляющи.
Примерно час мы осматривали пирамиды и стелы, затем начало темнеть, и мы поспешили вернуться: кто знает, что происходит в джунглях в темноте.
Перед тем, как покинуть зону, минут пять мы стояли неподвижно, слушая джунгли (как, наверное, Кастанеда с Хуаном слушали пустыню) – оглушительный звон цикад, пение неизвестных нам птиц, крики обезьян, шорох падающих листьев.
В Гватемалу-сити возвращались в темноте и снова наперегонки с монстрами-грузовиками, обвешанными разноцветной иллюминацией. Висенте вновь попытался пристроить нас на ужин к очередному своему родственнику, но мы, теперь уже из принципа, снова поломали его планы, остановившись в самостоятельно выбранном нами придорожном кафе-такерии, мало чем отличающемся от какой-нибудь шашлычной на трассе Владимир-Иваново.
Здесь мы удачно приговорили пару куриц и несколько бутылок «петуха» («гальо»), а хозяйка, похожая на бабу Нюру, даже отказывалась от чаевых.
После посещения Киригуа версия о возможном юго-западном происхождении цивилизации майя только укрепилась. В Киригуа и Копане налицо культ воинов и превосходство вождей, выраженное, в частности, в описании их великих деяний на стелах, в то время как высший авторитет жрецов, что было бы логично – более позднее приобретение цивилизации.
По мере укрепления авторитета жрецов надписи с открытых для всеобщего обозрения стел, видимо, постепенно переносились в храмы, одновременно возрастало также значение культа мертвых и разного рода жертвоприношений.
В северных городах Гватемалы – Мирадоре, Тикале и Вашактуне власть вождей, судя по всему, уже была слабее власти жрецов, которые постепенно свернули традицию прославления вождей.
Как мы убедились позднее, стелы здесь меньше по размеру и лаконичнее по расположенному на них тексту, где пирамиды и храмы, напротив, — мощнее и богаче расписаны.
В Паленке, Ушмале и других майяских городах Юкатана, Кампече и Чьяпаса стелы, судя по всему, вообще перестали быть основным носителем информации – их место заняли стены храмов и плиты-надгробия внутри пирамид.
Власть вождей стала более сакральной, а тексты, теперь уже спрятанные от широкой публики, все больше посвящались не столько описанию реальных событий, сколько религиозной символике и мифам.
Блог автора: http://al-shell.ru/
Это интересно
+9
|
|||
Последние откомментированные темы: